Обобщить знания обучающихся о постановке тире в простых предложениях;
Углубить знания обучающихся о нормах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;
Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике, развивать способность к анализу, логическому обоснованию собственной точки зрения;
Формировать умение использовать предложения с данной пунктограммой в речи; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции; воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка;
Использовать приемы исследовательского метода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащим и сказуемым»
Открытый урок
"Тире между подлежащим и сказуемым" 5-й класс
Цели:
Обобщить знания обучающихся о постановке тире в простых предложениях;
Углубить знания обучающихся о нормах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;
Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике, развивать способность к анализу, логическому обоснованию собственной точки зрения;
Формировать умение использовать предложения с данной пунктограммой в речи; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции; воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка;
Использовать приемы исследовательского метода.
Оборудование:
Учебник для 5 класса Т.Н. Ладыженской, М.: Прсвещение, 2007г.;
Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-ого класса Г.А. Богдановой, М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2012г;
Карточки для магнитной доски с эпиграфом к уроку;
Разноцветные карточки для разделения класса на 3 группы для выполнения дифференцированных заданий: № 1 - красные (слабые), № 2 - cсиние (средние),
№ 3 - (сильные);
Презентация к уроку.
Ход урока.
Повторение и обобщение изученного по синтаксису простого предложения.
1.Устная синтаксическая разминка:
- Дайте определение словосочетания.
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Сформулируйте отличие односоставного предложения от двусоставного предложения.
- Какие слова в предложении не являются словосочетанием?
2. Лингвистическая игра «Третье лишнее» (найти лишнюю строчку в группе и аргументировать ответ, используя опорный сигнал):
1.а) наступила осень
б) холодная осень
в) уже наступила
2. а) опавшая листва
б) опавшая и мокрая
в) шелестит под ногами
3. а) Опять похолодало.
б) Лужицы замёрзли.
в) Небо нахмурилось и потемнело.
II. Переход к теме урока на основе эвристической беседы.
- Сегодня мы продолжим разговор о тайнах и законах русской пунктуации. А эпиграфом к нашему занятию послужит мудрая фраза:
«Удивление –путь к познанию» (Слова прикреплены на магнитной доске на листах бумаги формата А4. Знак тире закрыт табличкой с вопросительным знаком).
Чтение учителем стихотворения Ванды Хотомской о знаках препинания:
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Также частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
Беседа по прослушанному стихотворению:
– О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской? С правилом постановки какого знака препинания вы еще не знакомы?
– Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов.
Объяснение новой темы.
- Чтобы понять, когда в предложении ставится тире, проанализируйте следующие предложения:
Астра – самый яркий осенний цветок.
Гладиолусы – украшение нашего сада.
Задания:
- Выделите грамматические основы предложений.
- Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
- Сделайте вывод о том, когда же ставится тире между подлежащим и сказуемым.
- Попробуйте составить опорную схему постановки тире между подлежащим и сказуемым (с записью учителем на доске, а учениками в тетради – справочнике)
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
СУЩ. И.П. СУЩ.И.П.
____________ ___________________________
___________________________
Что?Кто? Что это такое?Кто это такой?
- Придумайте и запишите в справочник примеры на это пунктуационное правило. Начните со следующих слов:
Чупряково -…. (моя родная деревня)
Юля -… (ученица пятого класса).
- Так чего же не хватает в эпиграфе к нашему уроку «Удивление ? путь к познанию» (Тире).
- Учитель снимает с магнитной доски карточку с вопросительным знаком, под которой находится карточка с тире.
- Физкультминутка для глаз
Тренировочные упражнения и выявление индивидуальных затруднений.
Решение лингвистической задачи (устно, коллективно) со звуковыми сигналами: ДА – хлопок в ладоши; НЕТ – удар ладонями по партам
Весна – моё любимое время года.
Весной солнце ярче.
Апрель – месяц первых цветов.
Весенний воздух свеж.
Первые цветы нежны и хрупки.
Ландыш – украшение весеннего леса.
Чтение учителем стихотворения о тире:
Когда свои подчёркиваешь мысли, Когда ты пишешь диалог любой, Твоя отметка полностью зависит От поперечной палочки одной. Тире – моё короткое названье, Не палка я, а очень важный знак. Чтоб уделить грамматике вниманье, Не сможешь избежать меня никак!
- Что же такое тире по мнению автора этого стихотворения?
- Запишите получившееся предложение в тетрадь: (Тире – очень важный знак препинания.)
5. Работа с микротекстом: записать текст слайда, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания
Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!
6. Лингвистическая игра «Корректор»:
- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.
Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета
(Икебана – это искусство составления букета из цветов и веток)
IV Домашнее задание (дифференцированно):
- Упр.69 (по тетради Богдановой ) для 1 и 2 группы;
- Сочинение –миниатюра «В осеннем саду» (7 – 9 предложений) с использованием изученной пунктограммы.