Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащим и сказуемым»
План-конспект урока по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели:
Закрепить понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого;
Показать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
Развивать навыки синтаксического разбора, изложения текста, познавательный интерес
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания: упражнение 164
Дни (какие?) тихие, солнечные
Небо (какое?) голубое
Полдни (каковы?) светлы и погожи
Воздух (каков?) прозрачен
Даль (какова?) чиста и светла
Ночи(каковы?) прохладны
Природа(что такое?)красота
Теперь подведем итог:
- сказуемое – это?....главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
-сказуемое отвечает на какие вопросы?.....что делать? Каков (какой) предмет, что такое предмет? Кто такой?
- Ещё раз! Сказуемое может быть выражено в предложении только глаголом? (еще существительным и прилагательным) . Чаще всего бывает так, когда в предложении нет глагола.
Молодцы! С домашним заданием все справились! Теперь приступаем к нашей новой теме.
А начнем мы с небольшого диктанта.
Записываем число, классная работа. Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Пишем под диктовку. Задание: найти грамматические основы предложений.
Проверяем, ставим палочки на полях за допущенные ошибки .
0ош-5
1-2ош-4
3-4ош-3
4 и более – 2
Руки поднимаю те, кто сдал работы без ошибок, могут выставить оценку в дневник. Молодцы!
Работа по теме урока
Прочитайте первое предложение: Весна – утро года.
Выписываем еще раз с вами грамматическую основу Весна-утро. Обратите внимание на то, с какой интонацией я читаю предложение.
Что я делаю?(между подлежащим и сказуемым я делаю паузу)
Как пауза обозначается на письме? (тире)
Кто помнит, как мы пишем тире, как она обозначается? (вертикальная черточка)
Еще раз! Где мы ставим тире? (между подлежащим и сказуемым)
Чем выражены в данном предложении подлежащее и сказуемое? (сущ+сущ)
Давайте изобразим это схематически: сущ И.п.- сущ.И.п
А теперь давайте попробуем вместе определить тему сегодняшнего урока (тире между подлежащим и сказуемым)
Закрепляем: приведите свои примеры: ученье-свет, а неученье - тьма
Немножко с вами полезно отдохнем. Встали.
Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
Итак! Задание . Если я называю слово с безударной гласной в корне слова – вы поворачиваетесь направо, если называю слово с непроизносимой согласной – тяните руки максимально высоко к потолку, если называю словарное слово начинаем – мы приседаем .