kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы простых предложений по наличию главных членов предложения: односоставные и двусоставные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Типы простых предложений по наличию главных членов предложения: односоставные и двусоставные.

Цель: дать  понятие двусоставных и односоставных предложений, формирование умений распозновать эти типы предложений по их значению и структурным особенностям, научить учащихся употреблять данные предложения в устной и письменной речи.

Задачи:

учить детей отличать односоставные предложения от двусоставных и понимать их роль в тексте;

учить детей находить в предложении подлежащее и сказуемое и определять способы его выражения;

Развивающие:

развивать умения аргументировать, доказывать; способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем
использования  упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся.

обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

развивать логическое мышление, образное мышление и речь;

Воспитательные: воспитывать культуру общения,воспитывать интерес к русскому  языку.

Тип урока: урок объяснения нового материала. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы простых предложений по наличию главных членов предложения: односоставные и двусоставные.»

Затобольская средняя школа имени Н. Наушабаева






Открытый урок

по русскому языку в 8 «А» классе



Тема: Типы простых предложений по наличию главных членов предложения: односоставные и двусоставные.















Учитель русского языка и литературы Жундукулакова К.Н.














Тема: Типы простых предложений по наличию главных членов предложения: односоставные и двусоставные.

Цель: дать понятие двусоставных и односоставных предложений, формирование умений распозновать эти типы предложений по их значению и структурным особенностям, научить учащихся употреблять данные предложения в устной и письменной речи.

Задачи:

учить детей отличать односоставные предложения от двусоставных и понимать их роль в тексте;

учить детей находить в предложении подлежащее и сказуемое и определять способы его выражения;

Развивающие:

развивать умения аргументировать, доказывать; способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем
использования упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся.

обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

развивать логическое мышление , образное мышление и речь;

Воспитательные: воспитывать культуру общения,воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок объяснения нового материала.


Ход урока


I. Орг момент

Психологический настрой на работу.

Добрый день, гости, ребята! У нас открытый урок. Но я предлагаю вам расслабиться и для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику.

Итак, психологически мы зарядились, а теперь мы проведем мозговой штурм по изученному материалу .

II.Актуализация опорных знаний
Беседа

— Что такое предложение?

— Чем оно отличается от словосочетания?

— Как связываются слова в словосочетании и предложении?

— Что такое грамматическая основа предложения?

-Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

- Как делятся простые предложения по количеству главных членов в грамматической основе? По наличию главных членов простые предложения делятся на односоставные и двусоставные.

Открыли тетради ,записали число, классную работу.

III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала

!.Прочитаем правило по учебнику(стр.110,стр116),составим кластер.

Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым?

Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?
Чем в каждой группе односоставных предложений может быть выражен главный член?

Односоставные предложения

понятны без второго главного члена

состоят из одного главного члена




различаются


глагольные

(главный член – сказуемое)

назывные (главный член – подлежащее)




определённо-личные


безличные


обобщённо-личные


неопределённо-личные



В односоставном предложении, в отличие от двусоставного, второй главный член не нужен для понимания смысла высказывания, либо его вообще не может быть. 

Односоставные предложения сопоставляются с двусоставными.

При этом они могут различаться не только по строению, но и по значению. Например, предложения В поле темнеет и В поле что-то темнеет отличаются по строению (первое — односоставное, второе — двусоставное) и по значению (темнеет — становится темно; что-то темнеет — что-то выделяется пятном на более светлом фоне).

Например, предложения В дверь кто-то стучит и В дверь стучат имеют одинаковое значение, но разное строение грамматической основы. По этому признаку первое предложение двусоставное, а второе — односоставное.

IV. Этап систематизации и обобщения материала

1.Исследовательская работа в группах.
Даны 5 предложений 

Я умею читать книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится. Какая ночь! Задание: найти главные члены и подчеркнуть.

Чем выражены главные члены предложения? 

В 1, 2, 3 ,4 предложениях главный член выражен глаголом, а в 5 – существительным. Еще раз внимательнее посмотрите на предложения и скажите, на какие две группы их можно разделить?  По какому принципу вы их поделили?(Принцип разделения – состав основы предложений. Предложения двусоставные и односоставные.) 

Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы: 

1) Глагольного типа
2) Именного типа
Предложения глагольного типа
•определённо – личные

•неопределённо – личные

•безличные

Предложения именного типа

•назывные

2.Творческая мастерская. Редактирование текста. Замените двусоставные предложения односоставными.

Задание: преобразовать в двусоставные, распространив второстепенными членами односоставные предложения.

Зима. – Наступила долгожданная зима.

Вечерний час. – Наступил вечерний час.

Ветер. – Подул сильный ветер.

Осенний скучный день. – Наступил осенний скучный день

Задание: переделать двусоставные предложения в односоставные, определить их вид.
А) В институте научные сотрудники проведут ряд экспериментов.

Б) Осенний лес пуст и гол.

В) Я иду в школу.

Г) Я не могу заснуть. 

3. Индивидуальная творческая работа-создание миниатюры с использованием односоставных и двусоставных предложений по данному началу. (создать сочинение-миниатюру с использованием односоставных и двусоставных предложений.)

I.Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства…

Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые, добрые чувства.

II. Вечер. Беру томик стихов А.С.Пушкина и…

4.Следственный эксперимент: определить роль односоставных и двусоставных предложений в разных стилях речи.

Художественный стиль. Ночь. На улице – ни шороха. Смотрит с неба на землю задумчивая луна, словно что-то знает. Звёзды кружат в хороводе под свою, никому не слышную, музыку. Веет таинственностью. В такую ночь хорошо думать.

В небесах торжественно и чудно! 

Спит земля в сиянье голубом… 

Что же мне так больно и так трудно? 

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)

Шёпот, робкое дыханье, 

Трели соловья. 

Серебро и колыханье 

Сонного ручья. (А. Фет) 

Разговорный стиль.

– Да когда же ты спать будешь?

- Ах! Какая прелесть! Спи, а я не могу! Что за луна! Какая прелесть!

- Угомонишься, наконец!?

- Посмотри в окно – не пожалеешь! Душенька, голубушка, поди сюда и полюбуйся этой ночью!

Официально-деловой стиль. Данное событие произошло в ночь с26 на 27 ноября 2013года. В детективное агентство поступило заявление от односоставных предложений, что их родственник затерялся на улице Синтаксической.

Вывод: в официально-деловом , научном стиле используются двусоставные предложения, т.к. нужна однозначность и конкретика, а в художественном, разговорном- односоставные предложения для создания атмосферы таинственности или для экономии языковых средств. Односоставные предложения, мы обращали внимание на то, что они ёмки, лаконичны, поэтому также часто они используются в поэтических текстах.

5.Определите тип простого предложения(а)односоставное, (б) двусоставное.

1. Я сегодня проснулся рано.

2.Сижу за решеткой в темнице сырой…

3.Мороз и солнце!

4.Сделай сам и научи других.

5.Наша ветхая лачужка и печальна и темна.

6.Утренний рассвет.

7. Сижу и пью с блюдечка.

8.Смелость города берет.

9. Снова вернулся я в край родимый

10. Стоял теплый, солнечный апрель.

11. Мне грустно и легко.

V. ИТОГ УРОКА.

-На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?

- Как определить, предложение двусоставное или односоставное?

VI. Рефлексия

Рефлексия проводится с применением опоры:

Сегодня на уроке я узнал

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было …

VII.Домашнее задание Упр 3 стр.111





















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Жундукулакова Кульзира Наукановна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по русскому языку на тему " Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_odnosostavnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "382306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080451"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454430859"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспекты  уроков  на темы: "Словосочетание", " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekty-urokov-na-tiemy-slovosochietaniie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425303070"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок русского языка  Тема: Односоставные и неполные предложения. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-tiema-odnosostavnyie-i-niepolnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "142645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418322284"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Учебное занятие по русскому языку "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403624803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства