Цель урока:
- систематизировать знания учащихся по данной теме;
- совершенствовать пунктуационные навыки;
- развивать устную и письменную речь, творческое воображение.
Ход урока
I. Организационный момент, постановка целей урока.
У нас сегодня итоговый урок по теме «Односоставные предложения». Тема урока предполагает следующие цели:
- мы должны привести в систему знания об односоставных предложениях;
- закрепить умение пользоваться различными видами предложений в устной и письменной речи.
Итогом работы станет тестовой контроль по данной теме.
II. Упражнения на повторение и закрепление изученного. Метод «Блиц-опрос».
Начнем с небольшой разминки, которая поможет восстановить в памяти изученный материал обо всех видах односоставных предложений. Я предлагаю вам игру «Да - нет».
1. Верно ли утверждение, что от наличия подлежащего и сказуемого зависит, какое это предложение: односоставное или двусоставное? (да)
2. Верно ли утверждение, что форма сказуемого не играет важной роли при определении вида односоставных предложений? (нет)
3. Верно ли утверждение, что по личным окончаниям глаголов можно говорить о наличии определенно-личных предложений? (да)
4. Верно ли утверждение, что в неопределенно-личных предложениях главный член обозначает определенное лицо? (нет)
5. Верно ли утверждение, что сказуемое в неопределенно-личных предложениях выражается глаголом в форме III л., мн.ч., настоящего или будущего времени, а также глаголом в форме множественного числа прошедшего времени? (да)
6. Верно ли утверждение, что в безличных предложениях обычно говорится о состоянии человека или явлениях природы? (да)
7. Верно ли утверждение, что в безличных предложениях сказуемое может выражаться не только глаголами, но и наречиями, страдательными причастиями? (да)
8. Верно ли утверждение, что предложения, в которых есть один главный член - подлежащее, - это назывные предложения? (да)
9. Верно ли утверждение, что в назывных предложениях не только может называться предмет, но и его действие? (нет)
10.Верно ли утверждение, что частицы вот, вон входят в состав подлежащего в назывных предложениях? (нет)
(да, нет, да, нет, да, да, да, да, нет, нет)
Проверка упражнения. Исправление ошибок, кто не сделал ни одной ошибки? Объяснение вопросов, которые вызвали затруднения.
III. Итак, мы повторили теоретические сведения об односоставных предложениях. А сейчас давайте на практике попробуем преобразовать двусоставные предложения в односоставные. Метод «Реставрация».
Зима-ворожея царствует. - Зима.
Лес сказочно красив. - Сказочная красота!
Метель открыла свою кладовую и
укрыла все снегом. - Все замело, заснежило.
Кругом ослепительно белое убранство. - Белым-бело.
Лишь закат бросает пурпурные блики на снег. - Вечереет.
На небе появились первые звезды, и ночь - Зазвездило, и ночь начинает
начинает опускаться на землю. опускаться на землю.
Чаще всего назывные и безличные предложения используются в публицистическом, разговорном и художественном стилях. Они произносятся с интонацией сообщения.
Использование таких предложений в речи зависит от того, какой информацией располагает говорящий. Сейчас посмотрим, как с помощью односоставных предложений вы выразили свои мысли (метод «Мастерская будущего»).
I группе было предложено стать поэтами, восстановив и обновив стихотворение Б.Пастернака назывными предложениями. Подчеркнутые слова пропущены.
Осень. Сказочный чертог.
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
II группе — нужно представить себя художником-маринистом и написать картину «Море утром», используя в качестве красок односоставные предложения.
III группе — художником-пейзажистом, используя безличные и назывные предложения; картина «Зимнее утро».
IV. А сейчас из мастерской писателя мы мысленно перенесемся в художественные мастерские народных умельцев и познакомимся со старинным народным промыслом - Хохломой.
Хохлома - это вид народного и декоративно-прикладного искусства; роспись красками по дереву (на доске запись).
а) Обратимся к тексту. Выразительное чтение текста №1.
б) Выписать грамматические основы предложения, определив вид односоставных предложений.
V. Перед вами фотографии, на которых изображены виды хохломской утвари. Попробуйте стать мастерами-умельцами. Для этого восстановите текст №2 так, чтобы он отражал процесс создания хохломы. Предложения расположены непоследовательно.
Какой вид односоставных предложений преобладает в тексте? Почему? Определите стиль и тип речи текста.
Русское народное творчество... Сколько в нем красоты, тайн и мудрости...
I.Вглядись в замысловатые узоры произведений народных умельцев! Вот затейливые травы, листья, сочные гроздья, необычные птицы, сидящие на ветвях. Во всем чувствуются соразмерность, гармония. Гармония трехцветья: сочетание красного, черного и золота. Именно золота, а не просто золотой краски.
Это роспись красками не по глиняной поверхности, не по фарфоровой. Это чудо – роспись по дереву. Искусство очень редкое, русское, национальное. Это Хохлома.
II.Попробуй стать мастером по росписи дерева.
Возьми в руки бревнышко, топором обруби сучки, обстрогай неровности, долотом придай нужную форму.
После чего отшлифуй поверхность, возьми в руки кисть и пофантазируй.
Золотом оживи листья травы.
Красными пусть станут ягоды малины и клубники.
Только не забудь о черном фоне.
Замечательно!
Ты прикоснулся к тайнам хохломской росписи.
Ты — мастер. Ты — художник.
VI. Обобщение изученного. Заполните опорную схему.
Типы предложений по строению грамматической основы
VII. Я думаю, что теперь вы готовы выполнить проверочный тест по теме "Односоставные предложения".
ТЕСТ. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Найдите соответствия.
1. В России две напасти: А. Определенно-личное.
Внизу власть тьмы,
А наверху — тьма власти.
2. Вот смысл философий всех. Б. Неопределенно-личное. -
3: И на челе его высоком В. Безличное.
не отразилось ничего.
4. Не хочу учиться, хочу жениться. Г. Назывное.
5. Победителя не судят. Д. Двусоставное полное.
6. Следовать за мыслями великого Е. Двусоставное неполное.
человека есть наука самая занимательная.
VII. Рефлексия.
Чему вы научились на уроке?
Что новое узнали вы для себя?
Какое задание вы выполнили с интересом?
Домашнее задание.
Выпишите из произведений Н.А. Некрасова 5 сложносочиненных предложений, в состав которых входят односоставные предложения. Составьте схемы предложений.