Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения
Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения
Открытый урок по русскому языку в 8 «Б» классе.
Тема урока:«Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения».
Тип урока: урок – повторение по разделу « Синтаксис».
Цели урока.
1.Обучающие.
Обобщить знания по теме « Односоставные предложения»,закрепить их на практике, научиться видеть в устной и письменной речи односоставные предложения и грамотно употреблять их; развивать навыки самостоятельной работы. Развивать у школьников монологическую и диалогическую речь, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательной объект (слово, предложение, текст).
Ребята, мы изучили односоставные предложения. Сегодня ещё раз повторим сведения об односоставных предложениях; научимся находить их в текстах художественных произведений для того, чтобы вы смогли их употреблять в различных видах своей речи ( сочинениях, изложениях, рассказах, пересказах )
Чтобы нам эффективнее потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Посмотрите на доску.
- Как вы понимаете данное высказывание:
НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ,
СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ.
- Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.
III. Орфографическая диктовка.
Делиться по – братски, привязать крепко – накрепко, двигаться навстречу колонне, опоздать на встречу, сделать точь - в - точь, работать вручную, разбиться вдребезги.
Задание : графически объяснить написание наречий.
IV. Фронтальный опрос.
- Какой раздел науки о языке изучает предложение?
- На какие виды по наличию главных членов делятся простые предложения?
- Какие предложения называются односоставными? В чём их особенность?
- Какие виды односоставных предложений вы знаете?
- Расскажите об определённо – личных предложениях. Чем выражен в них главный член? Привести примеры из рабочей тетради.
- Каковы особенности неопределённо – личных предложений?
- Охарактеризуйте безличные предложения и область их употребления. Приведите примеры.
- Какие односоставные предложения могут иметь значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом ? Приведите примеры.
Учитель.
Внимание на таблицу. «Односоставные предложения»
- Что объединяет определённо - личные, неопределённо – личные и безличные предложения?
- В каком стиле речи чаще употребляются назывные предложения?
V. Доска.
Плач.т где(то) иволга
Сх.ронясь (в)дупло
Только мне (не)плач.тся
На душе светло.
Задание: списать, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы; сделать синтаксический разбор предложения; произвести морфологический разбор слов: плачет (1вариант), иволга (2вариант), схоронясь (3вариант).
Графический диктант.
Задание: определите, какие перед вами предложения (односоставные или двусоставные предложения),укажите тип односоставных предложений.
1.Люблю дымок спалённой нивы.
2.На небе нет ни облачка.
3.Ночь прошла.
4.Степь и дали.
5.Травы скашивают рано утром.
6.Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
7.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
(Схемы, построенные учащимися, проверяются у доски)
VI. Запись предложений под диктовку.
Задание: выделить грамматические основы предложений, определить тип предложения по наличию главных членов, а также факультативно выделить орфограммы.
1.Уже совсем рассвело. (Л.Толстой).
2.Иногда под ногами скользкий лёд.(В.Катаев).
3.Зимняя ясная ночь наступила.(М.Горький).
4.Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
5.Целыйбукет роз принесут из оранжереи. (А.Ахматова).
Словарная работа.
Оранжерея – сущ. Застеклённое помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.
Оранжерейный – перен. Изнеженный, изнеживающий. Например, оранжерейное воспитание.
1.Составьте со словом – оранжерея – словосочетание.
2.Объясните как вы понимаете значение предложения « Что имеем – не храним, потерявши- плачем.»?
VII. Учитель.
- Русский язык,как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по- разному. Для предложений,записанных на доске, нужно подобрать синонимичные, при этом обязательно односоставные, определить их тип.
1.Сладко пахнет резеда.
(Сладко пахнет резедой. (безличное)
2.Начинался рассвет.
(Начинало рассветать. (безличное)
3.Стукнул мороз.
(Морозит. Морозно. Мороз.)
4.Я любуюсь одинокой звездой.
( Любуюсь одинокой звездой. (Определённо-личное)
VIII. Тест.
А. Найти односоставное определённо – личное предложение.
На предложенные темы (по выбору) написать сочинение- миниатюру.
1.Утро в лесу.
2.Скоро каникулы!
- Ваша задача, в 4-8 предложениях раскрыть тему сочинения и при этом употребить односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно, к месту, не потерять настроение сочинения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения»
Бекбулатова Гулшат Избасаровна учитель русского языка и литературы
Специализированная школа-интернатимени Жамбыла
Открытый урок по русскому языку в 8 «Б» классе.
Тема урока:«Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения».
Тип урока: урок – повторение по разделу « Синтаксис».
Цели урока.
1.Обучающие.
Обобщить знания по теме « Односоставные предложения»,закрепить их на практике, научиться видеть в устной и письменной речи односоставные предложения и грамотно употреблять их; развивать навыки самостоятельной работы. Развивать у школьников монологическую и диалогическую речь, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательной объект (слово, предложение, текст).
Ребята, мы изучили односоставные предложения. Сегодня ещё раз повторим сведения об односоставных предложениях; научимся находить их в текстах художественных произведений для того, чтобы вы смогли их употреблять в различных видах своей речи ( сочинениях, изложениях, рассказах, пересказах )
Чтобы нам эффективнее потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Посмотрите на доску.
- Как вы понимаете данное высказывание:
НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ,
СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ.
- Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.
III. Орфографическая диктовка.
Делиться по – братски, привязать крепко – накрепко, двигаться навстречу колонне, опоздать на встречу, сделать точь - в - точь, работать вручную, разбиться вдребезги.
Задание : графически объяснить написание наречий.
IV. Фронтальный опрос.
- Какой раздел науки о языке изучает предложение?
- На какие виды по наличию главных членов делятся простые предложения?
- Какие предложения называются односоставными? В чём их особенность?
- Какие виды односоставных предложений вы знаете?
- Расскажите об определённо – личных предложениях. Чем выражен в них главный член? Привести примеры из рабочей тетради.
- Каковы особенности неопределённо – личных предложений?
- Охарактеризуйте безличные предложения и область их употребления. Приведите примеры.
- Какие односоставные предложения могут иметь значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом ? Приведите примеры.
Учитель.
Внимание на таблицу. «Односоставные предложения»
- Что объединяет определённо - личные, неопределённо – личные и безличные предложения?
- В каком стиле речи чаще употребляются назывные предложения?
V. Доска.
Плач..т где(то) иволга
Сх..ронясь (в)дупло
Только мне (не)плач..тся
На душе светло.
Задание: списать, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы; сделать синтаксический разбор предложения; произвести морфологический разбор слов: плачет (1вариант), иволга (2вариант), схоронясь (3вариант).
Графический диктант.
Задание: определите, какие перед вами предложения (односоставные или двусоставные предложения),укажите тип односоставных предложений.
1.Люблю дымок спалённой нивы.
2.На небе нет ни облачка.
3.Ночь прошла.
4.Степь и дали.
5.Травы скашивают рано утром.
6.Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
7.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
(Схемы, построенные учащимися, проверяются у доски)
VI. Запись предложений под диктовку.
Задание: выделить грамматические основы предложений, определить тип предложения по наличию главных членов, а также факультативно выделить орфограммы.
1.Уже совсем рассвело. (Л.Толстой).
2.Иногда под ногами скользкий лёд.(В.Катаев).
3.Зимняя ясная ночь наступила.(М.Горький).
4.Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
5.Целыйбукет роз принесут из оранжереи. (А.Ахматова).
Словарная работа.
Оранжерея – сущ. Застеклённое помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.
Оранжерейный – перен. Изнеженный, изнеживающий. Например, оранжерейное воспитание.
1.Составьте со словом – оранжерея – словосочетание.
2.Объясните как вы понимаете значение предложения « Что имеем – не храним, потерявши- плачем.»?
VII. Учитель.
- Русский язык ,как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по- разному. Для предложений ,записанных на доске, нужно подобрать синонимичные, при этом обязательно односоставные, определить их тип.
1.Сладко пахнет резеда.
(Сладко пахнет резедой. (безличное)
2.Начинался рассвет.
(Начинало рассветать. (безличное)
3.Стукнул мороз.
(Морозит. Морозно. Мороз.)
4.Я любуюсь одинокой звездой.
( Любуюсь одинокой звездой. (Определённо-личное)
VIII. Тест.
А. Найти односоставное определённо – личное предложение.
На предложенные темы (по выбору) написать сочинение- миниатюру.
1.Утро в лесу.
2.Скоро каникулы!
- Ваша задача, в 4-8 предложениях раскрыть тему сочинения и при этом употребить односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно, к месту, не потерять настроение сочинения.