kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 8 «Б» классе.

Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения».

Тип урока: урок – повторение по разделу « Синтаксис».

Цели урока.

1.Обучающие.

Обобщить знания по теме « Односоставные предложения»,закрепить их на практике, научиться видеть в устной и письменной речи односоставные предложения и грамотно употреблять их; развивать навыки самостоятельной работы. Развивать у школьников монологическую и диалогическую речь, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательной объект (слово, предложение, текст).

2.Развивающие.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

3.Воспитывающие.

Развивать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: учебник «Русский язык.8класс»,учебная доска, таблица « Типы односоставных предложений»,тесты.

Ход урока.

I. Приветствие.

II. Цели и задачи урока:

Ребята, мы изучили односоставные предложения. Сегодня ещё раз повторим сведения об односоставных предложениях; научимся находить их в текстах художественных произведений для того, чтобы вы смогли их употреблять в различных видах своей речи ( сочинениях, изложениях, рассказах, пересказах )

Чтобы нам эффективнее потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.

Посмотрите на доску.

- Как вы понимаете данное высказывание:

НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ,

СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ.

- Вы с ним согласны?

Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.

III. Орфографическая диктовка.

Делиться по – братски, привязать крепко – накрепко, двигаться навстречу колонне, опоздать на встречу, сделать точь - в - точь, работать вручную, разбиться вдребезги.

Задание : графически объяснить написание наречий.

IV. Фронтальный опрос.

- Какой раздел науки о языке изучает предложение?

- На какие виды по наличию главных членов делятся простые предложения?

- Какие предложения называются односоставными? В чём их особенность?

- Какие виды односоставных предложений вы знаете?

- Расскажите об определённо – личных предложениях. Чем выражен в них главный член? Привести примеры из рабочей тетради.

- Каковы особенности неопределённо – личных предложений?

- Охарактеризуйте безличные предложения и область их употребления. Приведите примеры.

- Какие односоставные предложения могут иметь значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом ? Приведите примеры.

Учитель.

Внимание на таблицу. «Односоставные предложения»

- Что объединяет определённо - личные, неопределённо – личные и безличные предложения?

- В каком стиле речи чаще употребляются назывные предложения?

V. Доска.

Плач.т где(то) иволга

Сх.ронясь (в)дупло

Только мне (не)плач.тся

На душе светло.

Задание: списать, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы; сделать синтаксический разбор предложения; произвести морфологический разбор слов: плачет (1вариант), иволга (2вариант), схоронясь (3вариант).

Графический диктант.

Задание: определите, какие перед вами предложения (односоставные или двусоставные предложения),укажите тип односоставных предложений.

1.Люблю дымок спалённой нивы.

2.На небе нет ни облачка.

3.Ночь прошла.

4.Степь и дали.

5.Травы скашивают рано утром.

6.Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

7.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

(Схемы, построенные учащимися, проверяются у доски)

VI. Запись предложений под диктовку.

Задание: выделить грамматические основы предложений, определить тип предложения по наличию главных членов, а также факультативно выделить орфограммы.

1.Уже совсем рассвело. (Л.Толстой).

2.Иногда под ногами скользкий лёд.(В.Катаев).

3.Зимняя ясная ночь наступила.(М.Горький).

4.Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

5.Целыйбукет роз принесут из оранжереи. (А.Ахматова).

Словарная работа.

Оранжерея – сущ. Застеклённое помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.

Оранжерейный – перен. Изнеженный, изнеживающий. Например, оранжерейное воспитание.

1.Составьте со словом – оранжерея – словосочетание.

2.Объясните как вы понимаете значение предложения « Что имеем – не храним, потерявши- плачем.»?

VII. Учитель.

- Русский язык,как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по- разному. Для предложений,записанных на доске, нужно подобрать синонимичные, при этом обязательно односоставные, определить их тип.

1.Сладко пахнет резеда.

(Сладко пахнет резедой. (безличное)

2.Начинался рассвет.

(Начинало рассветать. (безличное)

3.Стукнул мороз.

(Морозит. Морозно. Мороз.)

4.Я любуюсь одинокой звездой.

( Любуюсь одинокой звездой. (Определённо-личное)

VIII. Тест.

А. Найти односоставное определённо – личное предложение.

1).Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи.

2).Сегодня на нет ни тучки.

3).Тихо август прилёг ко плетню.

Б).Найти односоставное неопределённо – личное предложение.

1).Век живи, век учись.

2).Эту песенку любили,с этой песней в бой ходили.

3).Особенно красив лес осенью.

В).Найти односоставное безличное предложение.

1).В Сибири не любят горячки и спешки.

2).Без грамматики никому нельзя обойтись.

3).Люблю грозу в начале мая.

Г).Найти односоставное назывное предложение.

1).Я люблю музыку.

2).На улице становится светлее.

3).Дождь над вокзалом.

Д).Найти двусоставное предложение.

1).На улице скрипели и стонали деревья.

2).Слезами горю не поможешь.

3)Мне душно.

IX. Домашнее задание.

На предложенные темы (по выбору) написать сочинение- миниатюру.

1.Утро в лесу.

2.Скоро каникулы!

- Ваша задача, в 4-8 предложениях раскрыть тему сочинения и при этом употребить односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно, к месту, не потерять настроение сочинения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения»

Бекбулатова Гулшат Избасаровна учитель русского языка и литературы

Специализированная школа-интернат имени Жамбыла


Открытый урок по русскому языку в 8 «Б» классе.

Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения».

Тип урока: урок – повторение по разделу « Синтаксис».


Цели урока.

1.Обучающие.

Обобщить знания по теме « Односоставные предложения»,закрепить их на практике, научиться видеть в устной и письменной речи односоставные предложения и грамотно употреблять их; развивать навыки самостоятельной работы. Развивать у школьников монологическую и диалогическую речь, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательной объект (слово, предложение, текст).

2.Развивающие.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

3.Воспитывающие.

Развивать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: учебник «Русский язык.8класс»,учебная доска, таблица « Типы односоставных предложений»,тесты.


Ход урока.

I. Приветствие.

II. Цели и задачи урока:

Ребята, мы изучили односоставные предложения. Сегодня ещё раз повторим сведения об односоставных предложениях; научимся находить их в текстах художественных произведений для того, чтобы вы смогли их употреблять в различных видах своей речи ( сочинениях, изложениях, рассказах, пересказах )

Чтобы нам эффективнее потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.

Посмотрите на доску.

- Как вы понимаете данное высказывание:

НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ,

СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ.

- Вы с ним согласны?

Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.

III. Орфографическая диктовка.

Делиться по – братски, привязать крепко – накрепко, двигаться навстречу колонне, опоздать на встречу, сделать точь - в - точь, работать вручную, разбиться вдребезги.

Задание : графически объяснить написание наречий.

IV. Фронтальный опрос.

- Какой раздел науки о языке изучает предложение?

- На какие виды по наличию главных членов делятся простые предложения?

- Какие предложения называются односоставными? В чём их особенность?

- Какие виды односоставных предложений вы знаете?

- Расскажите об определённо – личных предложениях. Чем выражен в них главный член? Привести примеры из рабочей тетради.

- Каковы особенности неопределённо – личных предложений?

- Охарактеризуйте безличные предложения и область их употребления. Приведите примеры.

- Какие односоставные предложения могут иметь значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом ? Приведите примеры.

Учитель.

Внимание на таблицу. «Односоставные предложения»

- Что объединяет определённо - личные, неопределённо – личные и безличные предложения?

- В каком стиле речи чаще употребляются назывные предложения?

V. Доска.

Плач..т где(то) иволга

Сх..ронясь (в)дупло

Только мне (не)плач..тся

На душе светло.

Задание: списать, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы; сделать синтаксический разбор предложения; произвести морфологический разбор слов: плачет (1вариант), иволга (2вариант), схоронясь (3вариант).

Графический диктант.

Задание: определите, какие перед вами предложения (односоставные или двусоставные предложения),укажите тип односоставных предложений.

1.Люблю дымок спалённой нивы.

2.На небе нет ни облачка.

3.Ночь прошла.

4.Степь и дали.

5.Травы скашивают рано утром.

6.Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

7.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

(Схемы, построенные учащимися, проверяются у доски)

VI. Запись предложений под диктовку.

Задание: выделить грамматические основы предложений, определить тип предложения по наличию главных членов, а также факультативно выделить орфограммы.

1.Уже совсем рассвело. (Л.Толстой).

2.Иногда под ногами скользкий лёд.(В.Катаев).

3.Зимняя ясная ночь наступила.(М.Горький).

4.Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

5.Целыйбукет роз принесут из оранжереи. (А.Ахматова).

Словарная работа.

Оранжерея – сущ. Застеклённое помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.

Оранжерейный – перен. Изнеженный, изнеживающий. Например, оранжерейное воспитание.

1.Составьте со словом – оранжерея – словосочетание.

2.Объясните как вы понимаете значение предложения « Что имеем – не храним, потерявши- плачем.»?

VII. Учитель.

- Русский язык ,как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по- разному. Для предложений ,записанных на доске, нужно подобрать синонимичные, при этом обязательно односоставные, определить их тип.

1.Сладко пахнет резеда.

(Сладко пахнет резедой. (безличное)

2.Начинался рассвет.

(Начинало рассветать. (безличное)

3.Стукнул мороз.

(Морозит. Морозно. Мороз.)

4.Я любуюсь одинокой звездой.

( Любуюсь одинокой звездой. (Определённо-личное)

VIII. Тест.

А. Найти односоставное определённо – личное предложение.

1).Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи.

2).Сегодня на нет ни тучки.

3).Тихо август прилёг ко плетню.

Б).Найти односоставное неопределённо – личное предложение.

1).Век живи, век учись.

2).Эту песенку любили,с этой песней в бой ходили.

3).Особенно красив лес осенью.

В).Найти односоставное безличное предложение.

1).В Сибири не любят горячки и спешки.

2).Без грамматики никому нельзя обойтись.

3).Люблю грозу в начале мая.

Г).Найти односоставное назывное предложение.

1).Я люблю музыку.

2).На улице становится светлее.

3).Дождь над вокзалом.

Д).Найти двусоставное предложение.

1).На улице скрипели и стонали деревья.

2).Слезами горю не поможешь.

3)Мне душно.

IX. Домашнее задание.

На предложенные темы (по выбору) написать сочинение- миниатюру.

1.Утро в лесу.

2.Скоро каникулы!

- Ваша задача, в 4-8 предложениях раскрыть тему сочинения и при этом употребить односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно, к месту, не потерять настроение сочинения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения

Автор: Бекбулатова Гулшат Избасаровна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 287111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока Обобщение по теме «Односоставные предложения». "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "213094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431971662"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по русскому языку на тему " Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_odnosostavnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "382306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080451"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок русского языка  Тема: Односоставные и неполные предложения. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-tiema-odnosostavnyie-i-niepolnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "142645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418322284"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Учебное занятие по русскому языку "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403624803"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Обобщение и систематизация изученного по теме  «Односоставные предложения» "
    ["seo_title"] => string(89) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108149"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403591385"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства