Просмотр содержимого документа
«Типы склонений имен существительных.»
Тема урока: Типы склонений имен существительных.
Цель урока: формировать у учащихся умение определять тип склонения имен существительных (по падежной форме именительного падежа).
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Наглядные пособия:
- алгоритм определения типа склонения имен существительных;
- таблица – грамматическая модель имен существительных;
- слова-карточки: в тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_;
- Сегодня мы закрепим знания о типах склонения имен существительных, потренируемся в определении типов склонений у различных слов, а также поупражняемся в правописании падежных окончаний существительных.
3
Чистописание
1)- Отгадайте загадку:
- Лёг асфальтовый ремень
Через сотню деревень.
-Найдите в толковом словаре слово «шоссе». Что оно означает?
-Потренируемся в отработке чистописания буквы «ш» строчной и заглавной:
Шш
шоссе шоссейка шоссейный
-Что общего у этих слов? Как одним словом назвать эти слова?
- Какое слово лишнее и почему?
-Это шоссе.
-Это дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта..
Дети пишут всю 2 строчки.
-Родственные или однокоренные.
-Шоссе, так как это неизменяемое слово (шоссейный, так как это имя прилагательное. А остальные слова имена существительные).
4
Словарная работа
-А какие еще слова, связанные общей темой «Дорога, шоссе» вы можете назвать?
Распределите слова-пассажиры по данным машинам. Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы:
1-ый ряд – только те слова, где нужна буква «а» (пассажиры 1-ой машины);
2-ой ряд – слова с буквой «о» (пассажиры 2-ой машины);
3-ий ряд – с буквами «е» и «и»(3-ей машины)…
-Давайте проверим (идет взаимопроверка по рядам +на слайде).
Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.
- Автомобиль, машина, транспорт, автобус, трамвай, билет, пассажир, и т.д..
Идет самостоятельная работа учащихся.
5
Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор)
-Мы рассмотрели с вами лексическое значение слова «шоссе», его буквенную запись. А теперь дадим его звуковую характеристику .Сделайте звуко – буквенный разбор слова «шоссе». Работаем по группам.
(идет сам. работа)
-А теперь представители каждой группы выходите к доске вместе с дощечками. Проверим и сравним.
(самопроверка по слайду)
Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.
6
Работа по теме урока. Закрепление.
- Скажите, каково грамматическое значение слова «шоссе»?
Имя сущ.
Предм. Р Ч П
-А что такое имя сущ-ное?
- Мы уже определили, что слово «шоссе» обозначает предмет, а какими еще ГЗ оно обладает?
-А обладает ли слово категорией падежа? Почему?
-Какие еще слова не склоняются? Приведите примеры таких слов…
-Таких слов намного меньше, чем тех . которые все-таки склоняются. А сколько типов склонений имен сущ-ных вы знаете?
-Какие, перечислите.
(слайд-таблица скл.)
-Приведите примеры слов по склонениям…
- А как определить тип склонения слов в тексте? Вспомним алгоритм…
(слайд-алгоритм)
-Машина-Задание№2. Помогите машине развезти слова-имена сущ-ные по типу склонений в три столбика. Найдите ловушки:
В тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_.
-Вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь. Работаем по алгоритму.
-Ещё раз повторим, какие слова относятся к 1-ому склонению, какие ко 2-ому и 3-ему.
-Это имя сущ-ное, так как обозначает предмет.
-Это часть речи, которая обозначает предмет и имеет грамматические значения рода, падежа и числа.
-ГЗ: род средний, число –ед.
-Нет. Так как оно не изменяется по падежам.
-Кенгуру, пальто и т.д.
-Три типа.
-1-ое: слова с окончаниями –а(я) мужского и женского рода. 2-ое: с окончаниями –О(е) среднего рода и нулевым мужского рода. 3-ье: с нулевым окончанием женского рода.
Алгоритм:
Поставь слово в И.п. ед.ч.
Выдели окончание.
Определи род.
Определи тип склонения.
7
Физ. пауза
- Мы уже много проехали за урок по шоссе, пора и отдохнуть. Тем более что на пути показался светофор. (игра «Светофор»).
(слайд)
8
Работа с текстом
- Задание. Прочитаем текст:
Мы ехали над пропаст(?)ю. Внизу, сквозь син__ мглу можно было различить у_кую ленту горн_й р_ки… Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м, самой высок_й г_рой Ка_каза. Её сн_говую в_рш_ну мы сначала прин_ли за бел__ обл_ко.
-Мы на уроках окружающего мира уже проходили с вами горы Кавказа. Кто из вас был на Кавказе?
-Кто сможет нам показать Кавказ на карте?
-Найдите в тексте слово разносклоняемое.
- Докажи.
-Читаем задание дальше:
Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Найди имена сущ-ные, определи их тип склонения.
-Это самостоятельная ваша работа на оценку.
-Сколько имен сущ-ных оказалось в данном тексте?
Один ученик читает выразительно текст.
Один ученик показывает Кавказ на карте России.
-Это слово – время.
- это слово оканчивается на –мя.
Задание читает ученик.
Идет самостоятельная работа.
-В этом тексте 10 имен сущ-ных.
9
Итог урока
-Подошел к концу наш урок.
-О чем мы говорили на уроке?
-Какие типы склонений вам знакомы? Приведите примеры слов по типам склонений.