kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему: " Три типа сколонения имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

  • Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;

  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    - Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

    2. Проверка домашней работы.

    3. Оформление рабочей записи.

    - Откройте тетради, запишите число, "классная работа".

    4. Минутка чистописания. ( в тетрадях)

    5. Словарная работа.

    - Переходим к повторению словарных слов.

        Письменная работа.

    - Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

    Обед, горох, север, земляника, улица.

    1. Приём пищи в середине дня.

    (Обед)

    2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

    3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

    4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

    5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

    - Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях

    Взаимопроверка.

  • "5" - нет ошибок

  • "4" - 1 ошибка

  • "3" - 2 ошибки

  • "2" - 3 и более ошибок

    - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

    6. Сообщение цели урока.

    - Какой частью речи являются записанные слова?

    (Имя существительное)

    - что обозначает имя существительное?

    - вопросы существительного?

    Молодцы! Мы с вами на уроке повторим три типа склонения имен существительных.

    7. Работа по теме урока.

    Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

    - Прочитайте слова, найдите общее.

    (Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

    - Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

    - Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

    (Вода, земля)

    - Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

    (Юра, Витя)

    - Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

    (Стол, конь)

    - Выделите в них окончания.

    - Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

    (Окно, море)

    - Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

    (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

Сущ. ж. р.

Сущ. м. р.

Сущ. м. р. 

Сущ. ср. р.

Сущ. ж. р.

вода

Юра

конь

окно

степь

земля

Витя

стол

море

дочь

/_________________/

/____________________/

/__________/

1 склонение

2 склонение

3 склонение

- По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

9. Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ.

10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже? Вот чтобы узнать, открываем учебники на стр. 93, и читаем правило в синей таблице.

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

11. Физминутка.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – подпрыгнуть.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)

Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)

По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)

12. Работа с учебником.

- Прочитайте задание к упражнению 191.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

- Какие задания мы должны выполнить?

(Определить род имен существительных. Написать существительные в три столбика по склонениям).

Работа с комментированием.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

Задания:

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Определите склонение и падежи имен существительных.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй.

Определите склонение и падежи имен существительных.

Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.

Проверка.

14. Итог урока.

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: " Три типа сколонения имен существительных" »

КГУ «СОШ № 20 РО»

















Урок русского языка

На тему: «Три типа склонения имен существительных»















Подготовила: Мейрамбай К. Е









г. Семей

2015 год



Цели:

  • Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

  • Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;

  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

2. Проверка домашней работы.

3. Оформление рабочей записи.

- Откройте тетради, запишите число, "классная работа".

4. Минутка чистописания. ( в тетрадях)

5. Словарная работа.

- Переходим к повторению словарных слов.

Письменная работа.

- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Обед, горох, север, земляника, улица.

1. Приём пищи в середине дня.

(Обед)

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

- Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях

Взаимопроверка.

  • "5" - нет ошибок

  • "4" - 1 ошибка

  • "3" - 2 ошибки

  • "2" - 3 и более ошибок

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

6. Сообщение цели урока.

- Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

- что обозначает имя существительное?

- вопросы существительного?

Молодцы! Мы с вами на уроке повторим три типа склонения имен существительных.

7. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

- Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Юра, Витя)

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

Сущ. ж. р.

Сущ. м. р.

Сущ. м. р. 

Сущ. ср. р.

Сущ. ж. р.

вода

Юра

конь

окно

степь

земля

Витя

стол

море

дочь

/_________________/

/____________________/

/__________/

1 склонение

2 склонение

3 склонение

- По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

9. Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ.

10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже? Вот чтобы узнать, открываем учебники на стр. 93, и читаем правило в синей таблице.

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.

  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

11. Физминутка.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – подпрыгнуть.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)

Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)

По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)

12. Работа с учебником.

- Прочитайте задание к упражнению 191.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

- Какие задания мы должны выполнить?

(Определить род имен существительных. Написать существительные в три столбика по склонениям) .

Работа с комментированием.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

Задания:

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Определите склонение и падежи имен существительных.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй.

Определите склонение и падежи имен существительных.

Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.



Проверка.

14. Итог урока.

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)









Руководитель практики:________Салихова М. Р



































Определите склонение и падежи имен существительных.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй.



Определите склонение и падежи имен существительных.

Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.



Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.



Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка на тему: " Три типа сколонения имен существительных"

Автор: Мейрамбай Каусар Ерлановна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241029


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства