Цели:
-
Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-
Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
-
Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
-
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.
2. Проверка домашней работы.
3. Оформление рабочей записи.
- Откройте тетради, запишите число, "классная работа".
4. Минутка чистописания. ( в тетрадях)
5. Словарная работа.
- Переходим к повторению словарных слов.
Письменная работа.
- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Обед, горох, север, земляника, улица.
1. Приём пищи в середине дня.
(Обед)
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)
- Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
Взаимопроверка.
-
"5" - нет ошибок
-
"4" - 1 ошибка
-
"3" - 2 ошибки
-
"2" - 3 и более ошибок
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
6. Сообщение цели урока.
- Какой частью речи являются записанные слова?
(Имя существительное)
- что обозначает имя существительное?
- вопросы существительного?
Молодцы! Мы с вами на уроке повторим три типа склонения имен существительных.
7. Работа по теме урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
- Прочитайте слова, найдите общее.
(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:
- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.
(Вода, земля)
- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.
(Юра, Витя)
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
(Стол, конь)
- Выделите в них окончания.
- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
(Окно, море)
- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
Сущ. ж. р.
Сущ. м. р.
Сущ. м. р.
Сущ. ср. р.
Сущ. ж. р.
вода
Юра
конь
окно
степь
земля
Витя
стол
море
дочь
/_________________/
/____________________/
/__________/
1 склонение
2 склонение
3 склонение
- По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
9. Упражнение в определении склонения имен существительных.
Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ.
10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже? Вот чтобы узнать, открываем учебники на стр. 93, и читаем правило в синей таблице.
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
- Определить род.
- Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
- По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения.
Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
11. Физминутка.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – подпрыгнуть.
Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)
Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)
По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)
Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)
12. Работа с учебником.
- Прочитайте задание к упражнению 191.
(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)
- Какие задания мы должны выполнить?
(Определить род имен существительных. Написать существительные в три столбика по склонениям).
Работа с комментированием.
Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.
Задания:
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Определите склонение и падежи имен существительных.
Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй.
Определите склонение и падежи имен существительных.
Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.
Проверка.
14. Итог урока.
- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)