kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы склонений имен существительных. Закрепление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типы склонений имен существительных. Алгоритм определения типа склонения имен существительных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы склонений имен существительных. Закрепление.»

















Открытый урок

по русскому языку

в 4 - в классе.

Тема: Типы склонения существительных.







Учитель: Богатова О.Ф.




Тема урока: Типы склонений имен существительных. Закрепление.



Цель урока:

- формировать у учащихся умение определять тип склонения имен существительных (по падежной форме именительного падежа).



Задачи:

- учить учащихся определять тип склонения имен существительных по алгоритму

-упражнять в правописании падежных окончаний имен существительных;

- учить внимательному и заботливому отношению к русскому языку.



Наглядные пособия:

- алгоритм определения типа склонения имен существительных;

- таблица – грамматическая модель имен существительных;

- слова-карточки: в тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_;

- слова-карточки: шоссе, шоссейка, шоссейный, Шш;

- маркер чёрный;

- индивидуальные карточки с заданиями;

- карточки для парной работы;

- толковый словарь русского языка;

- карта России (горы Кавказа, гора Эльбрус)

- магниты.



Техническое оснащение:



- компьютер;

- проектор;

- «флешка» с материалом к уроку;

- экран.





Проект урока



п\п

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Оргмомент



2

Постановка цели урока и задач

- Тема урока: Типы склонений имен существительных .Закрепление(слайд№1).

- Сегодня мы закрепим знания о типах склонения имен существительных, потренируемся в определении типов склонений у различных слов, а также поупражняемся в правописании падежных окончаний существительных.


3

Чистописание

1)- Отгадайте загадку:

- Лёг асфальтовый ремень

Через сотню деревень.


-Найдите в толковом словаре слово «шоссе». Что оно означает?




-Потренируемся в отработке чистописания буквы «ш» строчной и заглавной:

Шш

шоссе шоссейка шоссейный


-Что общего у этих слов? Как одним словом назвать эти слова?



- Какое слово лишнее и почему?




-Это шоссе.



-Это дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта..




Дети пишут всю 2 строчки.



-Родственные или однокоренные.


-Шоссе, так как это неизменяемое слово (шоссейный, так как это имя прилагательное. А остальные слова имена существительные).

4

Словарная работа

-А какие еще слова, связанные общей темой «Дорога, шоссе» вы можете назвать?



- Задание№1. Прочитайте слова:

В_кзал, _втомобиль, адр_с, б_гаж, б_лет, п_сс_жир, р_сст_яние, ш_фер, ул_ца.

Распределите слова-пассажиры по данным машинам. Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы:

1-ый ряд – только те слова, где нужна буква «а» (пассажиры 1-ой машины);

2-ой ряд – слова с буквой «о» (пассажиры 2-ой машины);

3-ий ряд – с буквами «е» и «и»(3-ей машины)…

-Давайте проверим (идет взаимопроверка по рядам +на слайде).


Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.



- Автомобиль, машина, транспорт, автобус, трамвай, билет, пассажир, и т.д..








Идет самостоятельная работа учащихся.

5

Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор)

-Мы рассмотрели с вами лексическое значение слова «шоссе», его буквенную запись. А теперь дадим его звуковую характеристику .Сделайте звуко – буквенный разбор слова «шоссе». Работаем по группам.

(идет сам. работа)

-А теперь представители каждой группы выходите к доске вместе с дощечками. Проверим и сравним.

(самопроверка по слайду)

Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.










6

Работа по теме урока. Закрепление.

- Скажите, каково грамматическое значение слова «шоссе»?


Имя сущ.

Предм. Р Ч П






-А что такое имя сущ-ное?




- Мы уже определили, что слово «шоссе» обозначает предмет, а какими еще ГЗ оно обладает?

-А обладает ли слово категорией падежа? Почему?


-Какие еще слова не склоняются? Приведите примеры таких слов…

-Таких слов намного меньше, чем тех . которые все-таки склоняются. А сколько типов склонений имен сущ-ных вы знаете?

-Какие, перечислите.







(слайд-таблица скл.)

-Приведите примеры слов по склонениям…

- А как определить тип склонения слов в тексте? Вспомним алгоритм…







(слайд-алгоритм)


-Машина-Задание№2. Помогите машине развезти слова-имена сущ-ные по типу склонений в три столбика. Найдите ловушки:

В тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_.


-Вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь. Работаем по алгоритму.



-Ещё раз повторим, какие слова относятся к 1-ому склонению, какие ко 2-ому и 3-ему.


-Это имя сущ-ное, так как обозначает предмет.






-Это часть речи, которая обозначает предмет и имеет грамматические значения рода, падежа и числа.



-ГЗ: род средний, число –ед.


-Нет. Так как оно не изменяется по падежам.


-Кенгуру, пальто и т.д.



-Три типа.

-1-ое: слова с окончаниями –а(я) мужского и женского рода. 2-ое: с окончаниями –О(е) среднего рода и нулевым мужского рода. 3-ье: с нулевым окончанием женского рода.




Алгоритм:

  1. Поставь слово в И.п. ед.ч.

  2. Выдели окончание.

  3. Определи род.

  4. Определи тип склонения.

7

Физ. пауза

- Мы уже много проехали за урок по шоссе, пора и отдохнуть. Тем более что на пути показался светофор. (игра «Светофор»).

(слайд)



8

Работа с текстом

- Задание. Прочитаем текст:

Мы ехали над пропаст(?)ю. Внизу, сквозь син__ мглу можно было различить у_кую ленту горн_й р_ки… Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м, самой высок_й г_рой Ка_каза. Её сн_говую в_рш_ну мы сначала прин_ли за бел__ обл_ко.

-Мы на уроках окружающего мира уже проходили с вами горы Кавказа. Кто из вас был на Кавказе?

-Кто сможет нам показать Кавказ на карте?


-Найдите в тексте слово разносклоняемое.

- Докажи.


-Читаем задание дальше:

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Найди имена сущ-ные, определи их тип склонения.



-Это самостоятельная ваша работа на оценку.


-Сколько имен сущ-ных оказалось в данном тексте?



Один ученик читает выразительно текст.








Один ученик показывает Кавказ на карте России.

-Это слово – время.

- это слово оканчивается на –мя.



Задание читает ученик.





Идет самостоятельная работа.



-В этом тексте 10 имен сущ-ных.

9

Итог урока

-Подошел к концу наш урок.

-О чем мы говорили на уроке?

-Какие типы склонений вам знакомы? Приведите примеры слов по типам склонений.


10

Д\з



























3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Типы склонений имен существительных. Закрепление.

Автор: Богатова Ольга Федоровна

Дата: 08.12.2021

Номер свидетельства: 593948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Склонение имен существительных. "
    ["seo_title"] => string(39) "sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "164721"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691750"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"
    ["seo_title"] => string(73) "tipy_skloneniia_algoritm_opredeleniia_skloneniia_imeni_sushchestvitelnogo"
    ["file_id"] => string(6) "534522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1578237140"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Технологическая карта урока русского языка .  Тема: «Три   склонения  имен   существительных» "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-tiema-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "152688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420895619"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок  по теме:  «Падежные окончания имен существительных в единственном числе. Закрепление». "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-po-tiemie-padiezhnyie-okonchaniia-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "229255"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441650083"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства