kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы склонений имен существительных. Закрепление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типы склонений имен существительных. Алгоритм определения типа склонения имен существительных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы склонений имен существительных. Закрепление.»

















Открытый урок

по русскому языку

в 4 - в классе.

Тема: Типы склонения существительных.







Учитель: Богатова О.Ф.




Тема урока: Типы склонений имен существительных. Закрепление.



Цель урока:

- формировать у учащихся умение определять тип склонения имен существительных (по падежной форме именительного падежа).



Задачи:

- учить учащихся определять тип склонения имен существительных по алгоритму

-упражнять в правописании падежных окончаний имен существительных;

- учить внимательному и заботливому отношению к русскому языку.



Наглядные пособия:

- алгоритм определения типа склонения имен существительных;

- таблица – грамматическая модель имен существительных;

- слова-карточки: в тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_;

- слова-карточки: шоссе, шоссейка, шоссейный, Шш;

- маркер чёрный;

- индивидуальные карточки с заданиями;

- карточки для парной работы;

- толковый словарь русского языка;

- карта России (горы Кавказа, гора Эльбрус)

- магниты.



Техническое оснащение:



- компьютер;

- проектор;

- «флешка» с материалом к уроку;

- экран.





Проект урока



п\п

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Оргмомент



2

Постановка цели урока и задач

- Тема урока: Типы склонений имен существительных .Закрепление(слайд№1).

- Сегодня мы закрепим знания о типах склонения имен существительных, потренируемся в определении типов склонений у различных слов, а также поупражняемся в правописании падежных окончаний существительных.


3

Чистописание

1)- Отгадайте загадку:

- Лёг асфальтовый ремень

Через сотню деревень.


-Найдите в толковом словаре слово «шоссе». Что оно означает?




-Потренируемся в отработке чистописания буквы «ш» строчной и заглавной:

Шш

шоссе шоссейка шоссейный


-Что общего у этих слов? Как одним словом назвать эти слова?



- Какое слово лишнее и почему?




-Это шоссе.



-Это дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта..




Дети пишут всю 2 строчки.



-Родственные или однокоренные.


-Шоссе, так как это неизменяемое слово (шоссейный, так как это имя прилагательное. А остальные слова имена существительные).

4

Словарная работа

-А какие еще слова, связанные общей темой «Дорога, шоссе» вы можете назвать?



- Задание№1. Прочитайте слова:

В_кзал, _втомобиль, адр_с, б_гаж, б_лет, п_сс_жир, р_сст_яние, ш_фер, ул_ца.

Распределите слова-пассажиры по данным машинам. Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы:

1-ый ряд – только те слова, где нужна буква «а» (пассажиры 1-ой машины);

2-ой ряд – слова с буквой «о» (пассажиры 2-ой машины);

3-ий ряд – с буквами «е» и «и»(3-ей машины)…

-Давайте проверим (идет взаимопроверка по рядам +на слайде).


Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.



- Автомобиль, машина, транспорт, автобус, трамвай, билет, пассажир, и т.д..








Идет самостоятельная работа учащихся.

5

Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор)

-Мы рассмотрели с вами лексическое значение слова «шоссе», его буквенную запись. А теперь дадим его звуковую характеристику .Сделайте звуко – буквенный разбор слова «шоссе». Работаем по группам.

(идет сам. работа)

-А теперь представители каждой группы выходите к доске вместе с дощечками. Проверим и сравним.

(самопроверка по слайду)

Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием.










6

Работа по теме урока. Закрепление.

- Скажите, каково грамматическое значение слова «шоссе»?


Имя сущ.

Предм. Р Ч П






-А что такое имя сущ-ное?




- Мы уже определили, что слово «шоссе» обозначает предмет, а какими еще ГЗ оно обладает?

-А обладает ли слово категорией падежа? Почему?


-Какие еще слова не склоняются? Приведите примеры таких слов…

-Таких слов намного меньше, чем тех . которые все-таки склоняются. А сколько типов склонений имен сущ-ных вы знаете?

-Какие, перечислите.







(слайд-таблица скл.)

-Приведите примеры слов по склонениям…

- А как определить тип склонения слов в тексте? Вспомним алгоритм…







(слайд-алгоритм)


-Машина-Задание№2. Помогите машине развезти слова-имена сущ-ные по типу склонений в три столбика. Найдите ловушки:

В тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_.


-Вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь. Работаем по алгоритму.



-Ещё раз повторим, какие слова относятся к 1-ому склонению, какие ко 2-ому и 3-ему.


-Это имя сущ-ное, так как обозначает предмет.






-Это часть речи, которая обозначает предмет и имеет грамматические значения рода, падежа и числа.



-ГЗ: род средний, число –ед.


-Нет. Так как оно не изменяется по падежам.


-Кенгуру, пальто и т.д.



-Три типа.

-1-ое: слова с окончаниями –а(я) мужского и женского рода. 2-ое: с окончаниями –О(е) среднего рода и нулевым мужского рода. 3-ье: с нулевым окончанием женского рода.




Алгоритм:

  1. Поставь слово в И.п. ед.ч.

  2. Выдели окончание.

  3. Определи род.

  4. Определи тип склонения.

7

Физ. пауза

- Мы уже много проехали за урок по шоссе, пора и отдохнуть. Тем более что на пути показался светофор. (игра «Светофор»).

(слайд)



8

Работа с текстом

- Задание. Прочитаем текст:

Мы ехали над пропаст(?)ю. Внизу, сквозь син__ мглу можно было различить у_кую ленту горн_й р_ки… Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м, самой высок_й г_рой Ка_каза. Её сн_говую в_рш_ну мы сначала прин_ли за бел__ обл_ко.

-Мы на уроках окружающего мира уже проходили с вами горы Кавказа. Кто из вас был на Кавказе?

-Кто сможет нам показать Кавказ на карте?


-Найдите в тексте слово разносклоняемое.

- Докажи.


-Читаем задание дальше:

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Найди имена сущ-ные, определи их тип склонения.



-Это самостоятельная ваша работа на оценку.


-Сколько имен сущ-ных оказалось в данном тексте?



Один ученик читает выразительно текст.








Один ученик показывает Кавказ на карте России.

-Это слово – время.

- это слово оканчивается на –мя.



Задание читает ученик.





Идет самостоятельная работа.



-В этом тексте 10 имен сущ-ных.

9

Итог урока

-Подошел к концу наш урок.

-О чем мы говорили на уроке?

-Какие типы склонений вам знакомы? Приведите примеры слов по типам склонений.


10

Д\з



























3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Типы склонений имен существительных. Закрепление.

Автор: Богатова Ольга Федоровна

Дата: 08.12.2021

Номер свидетельства: 593948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных"
    ["seo_title"] => string(62) "zakreplenie_znanii_o_tipakh_skloneniia_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "633292"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686143308"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Склонение имен существительных. "
    ["seo_title"] => string(39) "sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "164721"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691750"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"
    ["seo_title"] => string(73) "tipy_skloneniia_algoritm_opredeleniia_skloneniia_imeni_sushchestvitelnogo"
    ["file_id"] => string(6) "534522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1578237140"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Технологическая карта урока русского языка .  Тема: «Три   склонения  имен   существительных» "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-tiema-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "152688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420895619"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства