2 | Постановка цели урока и задач | - Тема урока: Типы склонений имен существительных .Закрепление(слайд№1). - Сегодня мы закрепим знания о типах склонения имен существительных, потренируемся в определении типов склонений у различных слов, а также поупражняемся в правописании падежных окончаний существительных. | |
3 | Чистописание | 1)- Отгадайте загадку: - Лёг асфальтовый ремень Через сотню деревень. -Найдите в толковом словаре слово «шоссе». Что оно означает? -Потренируемся в отработке чистописания буквы «ш» строчной и заглавной: Шш шоссе шоссейка шоссейный -Что общего у этих слов? Как одним словом назвать эти слова? - Какое слово лишнее и почему? | -Это шоссе. -Это дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта.. Дети пишут всю 2 строчки. -Родственные или однокоренные. -Шоссе, так как это неизменяемое слово (шоссейный, так как это имя прилагательное. А остальные слова имена существительные). |
4 | Словарная работа | -А какие еще слова, связанные общей темой «Дорога, шоссе» вы можете назвать? - Задание№1. Прочитайте слова: В_кзал, _втомобиль, адр_с, б_гаж, б_лет, п_сс_жир, р_сст_яние, ш_фер, ул_ца. Распределите слова-пассажиры по данным машинам. Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы: 1-ый ряд – только те слова, где нужна буква «а» (пассажиры 1-ой машины); 2-ой ряд – слова с буквой «о» (пассажиры 2-ой машины); 3-ий ряд – с буквами «е» и «и»(3-ей машины)… -Давайте проверим (идет взаимопроверка по рядам +на слайде). Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием. | - Автомобиль, машина, транспорт, автобус, трамвай, билет, пассажир, и т.д.. Идет самостоятельная работа учащихся. |
5 | Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор) | -Мы рассмотрели с вами лексическое значение слова «шоссе», его буквенную запись. А теперь дадим его звуковую характеристику .Сделайте звуко – буквенный разбор слова «шоссе». Работаем по группам. (идет сам. работа) -А теперь представители каждой группы выходите к доске вместе с дощечками. Проверим и сравним. (самопроверка по слайду) Кто ошибся, получает «приз» - карточку с заданием. | |
6 | Работа по теме урока. Закрепление. | - Скажите, каково грамматическое значение слова «шоссе»? Имя сущ. Предм. Р Ч П -А что такое имя сущ-ное? - Мы уже определили, что слово «шоссе» обозначает предмет, а какими еще ГЗ оно обладает? -А обладает ли слово категорией падежа? Почему? -Какие еще слова не склоняются? Приведите примеры таких слов… -Таких слов намного меньше, чем тех . которые все-таки склоняются. А сколько типов склонений имен сущ-ных вы знаете? -Какие, перечислите. (слайд-таблица скл.) -Приведите примеры слов по склонениям… - А как определить тип склонения слов в тексте? Вспомним алгоритм… (слайд-алгоритм) -Машина-Задание№2. Помогите машине развезти слова-имена сущ-ные по типу склонений в три столбика. Найдите ловушки: В тетрад_, в тетрадк_, в сара_, без пальт_, без печат_, без ветк_, по пут_, по шосс_, в болот_. -Вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь. Работаем по алгоритму. -Ещё раз повторим, какие слова относятся к 1-ому склонению, какие ко 2-ому и 3-ему. | -Это имя сущ-ное, так как обозначает предмет. -Это часть речи, которая обозначает предмет и имеет грамматические значения рода, падежа и числа. -ГЗ: род средний, число –ед. -Нет. Так как оно не изменяется по падежам. -Кенгуру, пальто и т.д. -Три типа. -1-ое: слова с окончаниями –а(я) мужского и женского рода. 2-ое: с окончаниями –О(е) среднего рода и нулевым мужского рода. 3-ье: с нулевым окончанием женского рода. Алгоритм: Поставь слово в И.п. ед.ч. Выдели окончание. Определи род. Определи тип склонения. |
8 | Работа с текстом | - Задание. Прочитаем текст: Мы ехали над пропаст(?)ю. Внизу, сквозь син__ мглу можно было различить у_кую ленту горн_й р_ки… Через некоторое время уже любовались Эльбрус_м, самой высок_й г_рой Ка_каза. Её сн_говую в_рш_ну мы сначала прин_ли за бел__ обл_ко. -Мы на уроках окружающего мира уже проходили с вами горы Кавказа. Кто из вас был на Кавказе? -Кто сможет нам показать Кавказ на карте? -Найдите в тексте слово разносклоняемое. - Докажи. -Читаем задание дальше: Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Найди имена сущ-ные, определи их тип склонения. -Это самостоятельная ваша работа на оценку. -Сколько имен сущ-ных оказалось в данном тексте? | Один ученик читает выразительно текст. Один ученик показывает Кавказ на карте России. -Это слово – время. - это слово оканчивается на –мя. Задание читает ученик. Идет самостоятельная работа. -В этом тексте 10 имен сущ-ных. |