совершенствование умения определить типы склонения имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах;
обобщение знаний о склонении имен существительных;
воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;
развитие логического мышления.
Оборудование:
таблицы «Три типа склонения имен существительных», «Как определить склонение»;
гербарий «Рожь, ячмень, пшеница»;
дифференцированный тест урока.
Содержание урока
Организационный момент.
Чистописание.
Словарная работа.
Орфографическая разминка.
Сообщение темы и цели урока.
Определение склонения имен существительных в начальной форме.
Определение склонения имен существительных в косвенных падежах.
Физкультминутка.
Списывание с выполнением задания.
Письмо по памяти.
Самостоятельная работа.
Итог урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
Дети прописывают две строчки по образцу.
3. Словарная работа
На доске:
Хлебороб, хозяйство, хлеб
Учитель: Кaкoe слово можно назвать лишним и почему?
Дети. - Лишнее слово хлеб, т.к. состоит из одного слога, а хлебороб и хозяйство - из трех.
- Лишнее слово хозяйство, т.к. слова хлебороб и хлеб оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять.
- Лишнее слово хозяйство еще и потому, что слова хлебороб и хлеб однокоренные.
- Лишнее слово хлебороб, т.к. оно означает одушевленный предмет.
Учитель: Найдите и объясните орфограммы в этих словах.
Хлебороб - хлеб, хлеборобы, хлеб - хлеба
4. Орфографическая разминка
Учитель: Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб.
На доске:
Хлебороб.
Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастет зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкормит их. Дождь в солнце помогут им, растениям расти. Созреет колoc. Хлебороб начнет жатву. Выйдут в поле комбайны, и польется в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почетен труд хлебороба.
Учитель: Как думаете, много сил надо вложить, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Да.
Учитель: Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения. (учитель раздает индивидуальные карточки, быстро выполнившим задание, надо определить падеж выделенных существительных).
5. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний типах склонения имен существительных. Будем упражняться в определении склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах. В конце урока проверим ваши знания о склонении имен существительных.
6. Определение склонения имен существительных в начальной форме.
Учитель: Какие растения выращивают хлеборобы?
Дети: Пшеницу. рожь, ячмень, овес, пpoco, гречиху. Учитель: Распределите названия растений по склонениям.
(Название растений напечатаны на отдельных карточках, а с обратной стороны написана информация об этих растениях. Ученик берет карточку, читает название растения и информирует о нем, определяет склонение, крепит карточку в нужном столбике.)
На доске:
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Пшеница
Ячмень
Рожь
Гречиха
Овёс
Просо
Учитель: Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонениям?
Дети:
- К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.
- Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями -о, -е, мужского рода - с нулевым окончанием.
- К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевыми окончаниями.
7. Определение склонения имени существительных в косвенных падежах.Учитель: На индивидуальных карточках у вас записаны тексты. Выпишите словосочетания с выделенными существительными и определите склонение.
Пшеница
Много земли засевает человек пшеницей. В нашей стране посевы добираются до Мурманской области. Из пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупу.
Учитель: Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительных.
Дети: I -е склонение.
Учитель: Как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже?
Дети: Надо поставить существительное в начальную форму, затем воспользоваться таблицей «Как определить склонение»
8. Физкультминутка.
9. Списывание с выполнением задания.
Учитель: Почему же именно про хлеб говорят «всему голова» (Дети высказываются)