Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова». Он требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.
Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, или для самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.
Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».
Урок можно проводить в клссах по любому УМК по русскому языку в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Состав слова»»
Русский язык
5 класс
Тема урока: «Состав слова».
Пояснительная записка.
Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова». Он требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.
Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, или для самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.
Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».
Урок можно проводить в клссах по любому УМК по русскому языку в начальной школе.
ХОД УРОКА
I. Тема. Цель урока
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» (Слайд 2) по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).
– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.
II. Упражнения по чистописанию (Слайд 3).
Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.
III. Повторение об однокоренных словах и корне слова (Слайд 4).
– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания. – Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад) – Кто догадался, про какой сад идёт речь? (Из однокоренных слов) – Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:
Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым – был он только словом. Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
(Е. Измайлов. Как растут слова.)
– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова. – Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.
(Слайд 5). – Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
– Записать одним словом:
1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре; 2) мастер по приготовлению пищи; 3) большая ложка для разливания жидкой пищи; 4) маленький варёный пирожок
– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник) – Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные) - Выделите корень в этих словах.
– Что называется корнем слова?
(Слайд 6)
(На доске появляется определение корня слова).
– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.
(Слайд 7).
- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».
(Слайд 8). (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).
– Продолжаем наше путешествие дальше.
VI. Знакомство с окончанием (Слайд 9).
– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.
- Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)
ЧЕСНОК
В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .
– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание) – Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом. – Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.
(По щелчку появляются окончания слов)
– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет) – Для чего служат окончания?
(Слайд 10) (На доске появляется определение окончания) – Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик. (Слайд 11).
-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)
(Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).
V. Физкультминутка
– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.
(Слайд 13).
VI. Знакомство с приставками и суффиксами (Слайд 14).
– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка) – А как называется вагончик после корня? (Суффикс) – Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны? – Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи) – Кот добавил приставку у - и суффиксы –ил- , получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)
- А зачем нужны приставки и суффиксы?
VII. Самостоятельная работа в группах (Слайд 15).
(См. «Задания для работы в группах)
VIII. Проверка самостоятельной работы.
(Слайд 16 ). – Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16,17) – Посмотрим, какую роль играет суффикс. (Слайд 18, 19 )
(Слайд 20)
- Для чего служит суффикс?
– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.
(Слайд 21)
– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)
– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 22)
IX. Закрепление
– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь. – Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).(Слайд 23) – Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).
– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?
(Слайд 24)
На доске появляются рифмовки: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».
– Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).