kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав слово

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Состав слова

Цель урока: Повторение и обобщение знаний по теме  «Состав слова»

Задачи:1. Расширить знания о  морфеме как значимой части слова.

2.развитие внимания, памяти  сообразительности. Развитие орфографической зоркости монологической речи.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Урок  обобщения, повторения.       

Тип урока – урок путешествие.

Оборудование: карта  страны Словарии, рисунки, перфокарты, жетоны, плакат с текстом, Т.С.О.

                                                План урока (Маршрутный лист)

1.Орг момент.

2.Станция Донское (проверка дом, задания, словарный диктант)

3.Город Корень

4.Станция Приставка

5.Станция Суффикс

6.Станция Окончание

7.Столица Пик Знаний (итоги урока)

8.Остановка рефлексия

                                                                  Ход урока

 Орг. момент

Определение цели урока.

         -Ребята, сегодня цель нашего урока- проверить полученный знания по теме

«Состав слова», повторить пройденный  материал.

2. С. Донское(проверка домашнего задания, словарный диктант)

-Сегодня мы на уроке будем путешествовать по железной дороге в вагончике. Вот карта-схема нашего маршрута и маршрутный лист, куда мы будем смотреть, чтобы не сбиться с пути. Мы отправляемся в Страну Словарию.

Путешествовать будем по железной дороге в вагончике. Это нелегкий путь.Во время путешествия мы должны проверить полученные знания по теме. Чтобы добраться из одной станции в другую, мы должны  выполнить задания. Вот карты страны Словарии

Наша цель – добраться до столицы Словарии –Пик Знаний. За каждый правильный ответ вы получаете жетоны, чем больше жетонов –тем выше ваши знания.

-Но, ребята, каждая поездка требует подготовки дома. Готовились дома? Приобрели ли мы билеты? У нас билетов нет, но мы проверим  домашнее задание.

Упражнение 4, 5

Подъезд, съемка, заявка, объявление,уехать, подъем, отъезд, пюре, съезд, сыграть, съедобный, семья, веселье, воробей, соловей, соловьи, вьет, вьют, шьет, шьют, бьет, бьют, льет, льют.

Итак, когда в словах пишется разделительные Ъ, Ь знаки.

-Разделительный Ъ – знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную.

-Разделительный  Ь-знак пишется в корне слова или перед окончанием слова между согласной и гласной  Е,Ё,И,Ю,Я

  -Наш путь продолжается в город «Корень». Сейчас нам нужно написать словарный диктант «Проверяю себя». Выделить корни в однокоренных словах, найти лишнее слово.

  Пар, паровой, парный

Вода, водный, водитель

Боль, большой, больница

Гореть, угорать, гора

(Подчеркните карандашом лишнее слова).

(Рисунок «Гусь и гусеница»)

Вопрос : является ли они родственными словами ? Докажите.

3. Город Корень

- Итак, испытание прошли. Можно отправляться в путь ! (запись песни «Голубой вагон»)

Плакат со стихотворением О. Высотской.

-Ребята в следующем задании нужно поставить пропущенные буквы в стихотворении, найти однокоренные слова, выделить корень в них.

Землю вьюга б…лая

Замела сн…жком

Мы из сн…га сделали

Двухэтажный дом,

Вот так дом

Б…лое крылечко!

Вот так дом

Сн…жный дом

Л…дяная печка.

  Снежный - снег

(Чередование согласных в корне слов).

- А сейчас немного из занимательной грамматики:

-Какое слово можно найти в земле?

-Корень

-Итак, что такое корень слова и однокоренные  слова?

-Корень слова – это общая часть родственных  слов. Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу называются – однокоренными.

4.-Следующая наша станция «Приставка».  Мы должны добраться до станции «Приставка»

-Ребята, давайте поиграем в игру «Кто быстрей». Я называю глаголы, а вы при помощи приставок образуете новые слова.

-Начали!

-Учить (Выучить,научить, обучить, поучить, заучить и т.д ).

Ехать (уехать, приехать, заехать, выехать, въехать, отъехать)

Нести (вынести, поднести, отнести,занести,унести, понести.)

Бежать(прибежать, убежать, забежать, выбежать,перебежать)

 -А следующее задание посложней: вы должны при помощи приставок образовать глаголы противоположенного значения.

              Привез- отвез

             Вышел-пришел-зашел

            Открыть- закрыть

            Уехал – приехал

-Вспомните : какие это слова? (антонимы ).

-В Следующем задании нужно  раскрыть скобки  (Предлоги  и приставки).

(По) льду через реку (про)тянулись  дороги. На стеклах мороз (на)рисовал пре(красные )

 Картины.Землю по(крыл) глубокий снег.

- В словах протянулись, глубокий поставьте ударения.

     Вывод: нельзя путать приставки и предлоги.

- Как пишутся приставки со словами (слитно)

- Как пишутся предлоги со словами (раздельно)

- Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово. (по тонкому льду)

-Ребята, что такое приставка?

-Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

5. –Теперь нам нужно  добраться до станции <<Суффикс>>.

-Но, ребята, у нас неприятности! Сломался мостик через овраг. Чтобы починить мостик нам нужно собрать слова, так как суффиксы на одной стороне оврага, а слова -на другой. Нам нужно суффиксы присоединить к словам.

Река, путь, вагон, билет, водить, летать лес, рука, мышь, еж.

-к, -ик, -онок, -ник, -чик, -тель, -их.

(речка, путник, вагончик, билетик, водитель, летчик, лесник, ручка, мышка, ежик, ежиха)

Рисунок (Дом, топор).

- Как можно большой дом превратить в маленький – домик, а топор в маленький – топорик (уменьшительные суффиксы ИК)

-При помощи увеличительных суффиксов образуйте слова

топор – топорище, дом – домище.

-Итак, что такое суффикс слова?

Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

6. Станция <<Окончание>>.

-Что мы называем окончанием?

Окончание – изменяемая часть слова. Чтобы найти окончание, надо изменить слово.

Окончание служит для связи слов в предложении.

Задание: перфокарты (поставить нужные окончание).

Задание: упражнение 5, страница 75 (работа с учебником).

Составить из данных слов предложения.

Ребята, любят, родная, природа

Учебники, нашего, класса, поливают, цветок, дерево, школьный сад.

Летом, я, помогаю, дедушка.

(выделить окончания слов и основу).

-Что такое основа?

-Основа – это часть слова без окончания.

7.Ребята, мы добрались в столицу <<Пик Знании>>. МОЛОДЦЫ! Но, чтобы полностью уверенными в своих знаниях, мы должны подвести итоги. Для этого выполним задания.

Занимательная грамматика

В списке вы мой обнаружите корень

Суффикс – в собраний встретите вскоре

В слове РАССКАЗ вы приставку найдете

В целом по мне на уроки пойдете

                                                             (РАСПИСАНИЕ)

Его корень в слове вязать

Приставка в слове помолчать

Суффикс в слове сказка

Окончание в слове рыба, (повязка)

Разберем слова по составу.

Поездка, походы, перевозка

Тест (состав слова)

Как правильно?

 А. Корень слова – это.

 Б. Приставка – это….

 В. Суффикс – это….

 Г. Окончание – это….

 Д. Основа – это….

а) Часть слова без окончания

б) Часть слова, которая перед корнем и служит для образования новых слов.

в) Часть слова, которая является общей для всех родственных слов.

г) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

д) Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Найдите лишнее слово

а)речка    б)речкой    в)речушка    г)речь    д)заречный

 3. Найди слов с суффиксом

а)синенький    б)книга    в)голос    г)бумага    д)страна

  4.Найди слово с приставкой

а)поле    б)карта    в)написать    г)город    д)вагон

  5.Где слово с нулевым окончанием

а)зима    б)облако    в)песня    г)дорога    д)урок

8.Остановка рефлексия

Домашнее задание: Упражнение 76( к выделенным словам подобрать родственные слова).

Комментирование оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав слово »

Актюбинская область

Хромтауский район

с.Дон

Урок русского языка в 5 классе

Учитель Абдуллина Дина Жекебаевна

2014-2015 учебный год

Тема урока: Состав слова

Цель урока: Повторение и обобщение знаний по теме «Состав слова»

Задачи:1. Расширить знания о морфеме как значимой части слова.

2.развитие внимания, памяти сообразительности. Развитие орфографической зоркости монологической речи.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Урок обобщения, повторения.

Тип урока – урок путешествие.

Оборудование: карта страны Словарии , рисунки , перфокарты , жетоны, плакат с текстом, Т.С.О.

План урока (Маршрутный лист)

1.Орг момент.

2.Станция Донское (проверка дом, задания, словарный диктант)

3.Город Корень

4.Станция Приставка

5.Станция Суффикс

6.Станция Окончание

7.Столица Пик Знаний (итоги урока)

8.Остановка рефлексия





Ход урока

  1. Орг . момент

Определение цели урока.

-Ребята, сегодня цель нашего урока- проверить полученный знания по теме

«Состав слова», повторить пройденный материал.

2. С. Донское(проверка домашнего задания, словарный диктант)

-Сегодня мы на уроке будем путешествовать по железной дороге в вагончике. Вот карта-схема нашего маршрута и маршрутный лист, куда мы будем смотреть , чтобы не сбиться с пути . Мы отправляемся в Страну Словарию .

Путешествовать будем по железной дороге в вагончике . Это нелегкий путь .Во время путешествия мы должны проверить полученные знания по теме. Чтобы добраться из одной станции в другую, мы должны выполнить задания. Вот карты страны Словарии

Наша цель – добраться до столицы Словарии –Пик Знаний. За каждый правильный ответ вы получаете жетоны , чем больше жетонов –тем выше ваши знания.

-Но, ребята , каждая поездка требует подготовки дома. Готовились дома? Приобрели ли мы билеты? У нас билетов нет, но мы проверим домашнее задание.



Упражнение 4, 5

Подъезд, съемка, заявка, объявление ,уехать, подъем , отъезд, пюре, съезд, сыграть, съедобный , семья , веселье , воробей, соловей, соловьи, вьет, вьют, шьет, шьют, бьет, бьют, льет, льют.



Итак, когда в словах пишется разделительные Ъ, Ь знаки.

-Разделительный Ъ – знак пишется только после приставок , которые оканчиваются на согласную.

-Разделительный Ь-знак пишется в корне слова или перед окончанием слова между согласной и гласной Е,Ё,И,Ю,Я

-Наш путь продолжается в город «Корень». Сейчас нам нужно написать словарный диктант «Проверяю себя». Выделить корни в однокоренных словах, найти лишнее слово.

Пар, паровой , парный

Вода, водный, водитель

Боль, большой, больница

Гореть, угорать, гора

(Подчеркните карандашом лишнее слова).

(Рисунок «Гусь и гусеница»)

Вопрос : является ли они родственными словами ? Докажите.

3. Город Корень

- Итак, испытание прошли. Можно отправляться в путь ! (запись песни «Голубой вагон»)



Плакат со стихотворением О. Высотской.

-Ребята в следующем задании нужно поставить пропущенные буквы в стихотворении, найти однокоренные слова, выделить корень в них.

Землю вьюга б…лая

Замела сн…жком

Мы из сн…га сделали

Двухэтажный дом,

Вот так дом

Б…лое крылечко!

Вот так дом

Сн…жный дом

Л…дяная печка.

Снежный - снег

(Чередование согласных в корне слов).



- А сейчас немного из занимательной грамматики:

-Какое слово можно найти в земле?

-Корень

-Итак , что такое корень слова и однокоренные слова?

-Корень слова – это общая часть родственных слов. Слова , которые имеют общую часть и сходны по смыслу называются – однокоренными.

4.-Следующая наша станция «Приставка» . Мы должны добраться до станции «Приставка»

-Ребята, давайте поиграем в игру «Кто быстрей». Я называю глаголы, а вы при помощи приставок образуете новые слова.

-Начали!

-Учить (Выучить ,научить, обучить, поучить, заучить и т.д ).

Ехать (уехать , приехать, заехать, выехать, въехать, отъехать)

Нести (вынести , поднести , отнести ,занести ,унести , понести.)

Бежать(прибежать , убежать , забежать, выбежать ,перебежать)

-А следующее задание посложней: вы должны при помощи приставок образовать глаголы противоположенного значения.

Привез- отвез

Вышел-пришел-зашел

Открыть- закрыть

Уехал – приехал

-Вспомните : какие это слова? (антонимы ).

-В Следующем задании нужно раскрыть скобки (Предлоги и приставки).

(По) льду через реку (про)тянулись дороги. На стеклах мороз (на)рисовал пре(красные )

Картины .Землю по(крыл) глубокий снег.

- В словах протянулись, глубокий поставьте ударения.

Вывод: нельзя путать приставки и предлоги.

- Как пишутся приставки со словами (слитно)

- Как пишутся предлоги со словами (раздельно)

- Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово. (по тонкому льду)



-Ребята, что такое приставка?

-Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

5. –Теперь нам нужно добраться до станции Суффикс.

-Но, ребята, у нас неприятности! Сломался мостик через овраг. Чтобы починить мостик нам нужно собрать слова , так как суффиксы на одной стороне оврага, а слова -на другой. Нам нужно суффиксы присоединить к словам.

Река, путь, вагон, билет, водить, летать лес, рука, мышь, еж.

-к, -ик, -онок, -ник, -чик, -тель, -их.

(речка, путник, вагончик, билетик, водитель, летчик, лесник, ручка, мышка, ежик, ежиха)

Рисунок (Дом, топор).

- Как можно большой дом превратить в маленький – домик, а топор в маленький – топорик (уменьшительные суффиксы ИК)

-При помощи увеличительных суффиксов образуйте слова

топор – топорище, дом – домище.



-Итак, что такое суффикс слова?

Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.



6. Станция .

-Что мы называем окончанием?

Окончание – изменяемая часть слова. Чтобы найти окончание , надо изменить слово.

Окончание служит для связи слов в предложении.



Задание: перфокарты (поставить нужные окончание).

Задание: упражнение 5, страница 75 (работа с учебником).

Составить из данных слов предложения.



Ребята, любят, родная, природа

Учебники, нашего, класса, поливают, цветок, дерево, школьный сад.

Летом, я, помогаю, дедушка.

(выделить окончания слов и основу).



-Что такое основа?

-Основа – это часть слова без окончания.



7.Ребята, мы добрались в столицу . МОЛОДЦЫ! Но, чтобы полностью уверенными в своих знаниях, мы должны подвести итоги. Для этого выполним задания.



Занимательная грамматика

В списке вы мой обнаружите корень

Суффикс – в собраний встретите вскоре

В слове РАССКАЗ вы приставку найдете

В целом по мне на уроки пойдете

(РАСПИСАНИЕ)

Его корень в слове вязать

Приставка в слове помолчать

Суффикс в слове сказка

Окончание в слове рыба, (повязка)



Разберем слова по составу.

Поездка, походы, перевозка

Тест (состав слова)

  1. Как правильно?

А. Корень слова – это....

Б. Приставка – это….

В. Суффикс – это….

Г. Окончание – это….

Д. Основа – это….

а) Часть слова без окончания

б) Часть слова, которая перед корнем и служит для образования новых слов.

в) Часть слова, которая является общей для всех родственных слов.

г) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

д) Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.



  1. Найдите лишнее слово

а)речка б)речкой в)речушка г)речь д)заречный

3. Найди слов с суффиксом

а)синенький б)книга в)голос г)бумага д)страна

4.Найди слово с приставкой

а)поле б)карта в)написать г)город д)вагон

5.Где слово с нулевым окончанием

а)зима б)облако в)песня г)дорога д)урок

8.Остановка рефлексия



Домашнее задание: Упражнение 76( к выделенным словам подобрать родственные слова).

Комментирование оценок.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Состав слово

Автор: Абдуллина Дина Жекебаевна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(14) "sostav-slova-2"
    ["file_id"] => string(6) "153756"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421067707"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проверочная работа по русскому языку для 5 класса на тему "Состав слова. Словообразование" "
    ["seo_title"] => string(94) "provierochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-na-tiemu-sostav-slova-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "232211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442768863"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Состав слова (Урок обобщающего повторения) "
    ["seo_title"] => string(51) "sostav-slova-urok-obobshchaiushchiegho-povtorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414503"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства