kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:         «Состав слова»       3класс

Задачи урока:

Образовательные: продолжить формирование представления о том, что значит разобрать слово по составу. Развитие навыка    разбора слов по составу.

  1. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; развивать память, внимание.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность,  Оборудование: Русский язык, Рамзаева Тамара Григорьевна, Издательство «Дрофа», Москва, 2009 г.

  1. Рабочая  тетрадь «русский язык»  3 класс Москва «Просвещение» 2008г

                                                   Ход урока

I. Организационный момент.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
  • Зарядка для глаз.

II. Минутка чистописания.

III . Словарная работа.

Во время словарной работы     (Разбор слов по составу: мячик, поле, подводник.

Вставь безударную гласную букву: весна, гнездо, звезда, вязать, снежинка, прямой).                                                  в рабочей тетради с.23 № 28.

 Самостоятельная работа и проверка.

1.Уч   ник, к   рандаш,  м   шина, дев   чка,  п   нал,  м   роз,  м   лина,  Р   ссия,  г   род,  М   сква.       

  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Какие еще орфограммы встречаются в этих словах?

     2.  Взаимопроверка и выставление оценок.      Проверка заданий.

     3.  Составьте предложение с любым словом.

     4.  Запишите  предложение.  Синтаксический разбор с указанием частей речи.   (Ученик у доски).

     5.  Проверка заданий.

IV. Актуализация знаний учащихся.

  • Какие части слова мы с вами знаем?
  • Для чего служат части речи?

V. Работа  по теме урока. А сейчас я расскажу вам небольшую сказку.
Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево: росли на нем слова, и у  всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Я предлагаю вам всем вместе тоже вырастить словесное дерево с этим корнем.
(На доске появляется дерево без листьев. На корнях дерева записан корень -сад-.)
Запишите в тетрадь как можно больше слов с данным корнем. Затем прочитайте записанные слова другим участникам группы. Выберите несколько однокоренных слов (по количеству человек в группе) и запишите их на кленовых листочках, выделите в словах корень. Не забудьте сначала договориться, кто какое слово будет писать, так как слова в группе не должны повторяться. Редактор должен проверить правильность выполнения задания. 
(Участники групп выполняют задание.) 
Учитель:  А теперь каждый учащийся прикрепит свой листочек со словом на наше словесное дерево. ( Все группы по очереди выходят к доске, учащиеся называют слова с данным корнем и прикрепляют листочки к дереву.)
Учитель: Посмотрите, какое словесное дерево мы вырастили.
Как-то много лет назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном. 
 (Е.Измайлов)
Учитель: Как написан корень во всех однокоренных словах? (Одинаково.)
Сделайте вывод. (Корень в однокоренных словах пишется  одинаково.)
 

 

   1.  Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

        побеги    поход    зерно      вылет     кожа    проходы     загрузка        рука      побег    договор

1 группа подбирает слова к схеме                       (уч-ся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

2 группа подбирает слова к схеме                        (учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

3 группа подбирает слова к схеме                        (слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

    Проверка и самооценивание.             Для чего служат: корень, суффикс, приставка, окончание?

VI.  Физкультминутка.

    2. Работа с учебником.             Упр.39 стр. 104.     

   Подберите и запишите однокоренные существительные с суффиксами –ок, -ик, -ник  

   1-й ряд – с корнем  лес,        2-й ряд – с корнем  дом,          3-й ряд – с корнем  гриб,     мост (для тех, кто сделает первый).

   Проверка.                Для чего служат: корень, суффикс, приставка, окончание?

 VII.    Закрепление.

  1. Какое слово лишнее?      Нос, носик, носатый, носок.    Горы, горный, горе, гористый.   Белый, белка, побелка, белила.  Лес, леска, лесной, лесочек.  Пар, парилка, парочка.      

  2.  Раздели слова на две группы.  гора, горит   (горка, горение, горный, горняк, загорелся, горелка, гористый). 

 3. упр. 42 стр 105.   

Карточки с заданиями для каждой группы.
№ 1. Пау …, д… рога, пер … он, в… сна, ноч…. ой, читат … . 
(Паук, дорога, перрон, весна, ночной, читать.)
№ 2. Вол., г. рох, тер. итория, ос. нь, сроч … ый, рисоват … .
(Волк, горох, территория, осень, срочный, рисовать.)
№ 3. Барсу., ур. жай, пер. он, дер. во, реч … ой, вырезат … .
(Барсук, урожай, перрон, дерево, речной, вырезать.)
№ 4. Замо., п. мидор, тер. итория, л. сной, песоч … ые, играт … .
(Замок, помидор, территория, лесной, песочные, играть.)
№ 5. Завтра., х. роший, пер. он, б. гут, точ … ый, прыгат  … .
(Завтрак, хороший, перрон, бегут, точный, прыгать.)
(Слова подобраны следующим образом: с парным согласным на конце слова, с непроверяемым безударным гласным, с удвоенным согласным, с безударным гласным, проверяемым ударением, с сочетанием чн, с мягким знаком – показателем мягкости согласного.) 
 

VIII.   Итог урока.         Обобщение знаний.

  • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.                         
  • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
  • Кому было трудно?

IХ.   Домашнее задание.         Стр.104 № 40

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Состав слова" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для дошкольного и младшего школьного возраста «Чапшарская начальная школа – детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан













Тема урока: «Состав слова» 3класс















Учитель начальных классов первой квалификационной категории

Асадуллина Гульфина Габделфартовна

















2013 г.

Тема урока: «Состав слова» 3класс

Задачи урока:

Образовательные: продолжить формирование представления о том, что значит разобрать слово по составу. Развитие навыка разбора слов по составу.

  1. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; развивать память, внимание.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, Оборудование: Русский язык, Рамзаева Тамара Григорьевна, Издательство «Дрофа», Москва, 2009 г.

  1. Рабочая тетрадь «русский язык» 3 класс Москва «Просвещение» 2008г

Ход урока I. Организационный момент.
  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

  • Зарядка для глаз.

II. Минутка чистописания. III . Словарная работа.

Во время словарной работы (Разбор слов по составу: мячик, поле, подводник.

Вставь безударную гласную букву: весна, гнездо, звезда, вязать, снежинка, прямой). в рабочей тетради с.23 № 28.

Самостоятельная работа и проверка.

  1. Уч ник, к рандаш, м шина, дев чка, п нал, м роз, м лина, Р ссия, г род, М сква.

  • Вставьте пропущенные буквы.

  • Какие еще орфограммы встречаются в этих словах?

2. Взаимопроверка и выставление оценок. Проверка заданий.

3. Составьте предложение с любым словом.

4. Запишите предложение. Синтаксический разбор с указанием частей речи. (Ученик у доски).

5. Проверка заданий.

IV. Актуализация знаний учащихся.

  • Какие части слова мы с вами знаем?

  • Для чего служат части речи?

V. Работа по теме урока. А сейчас я расскажу вам небольшую сказку.
Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево: росли на нем слова, и у  всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Я предлагаю вам всем вместе тоже вырастить словесное дерево с этим корнем.
(На доске появляется дерево без листьев. На корнях дерева записан корень -сад-.)
Запишите в тетрадь как можно больше слов с данным корнем. Затем прочитайте записанные слова другим участникам группы. Выберите несколько однокоренных слов (по количеству человек в группе) и запишите их на кленовых листочках, выделите в словах корень. Не забудьте сначала договориться, кто какое слово будет писать, так как слова в группе не должны повторяться. Редактор должен проверить правильность выполнения задания. 
(Участники групп выполняют задание.) 
Учитель:  А теперь каждый учащийся прикрепит свой листочек со словом на наше словесное дерево. ( Все группы по очереди выходят к доске, учащиеся называют слова с данным корнем и прикрепляют листочки к дереву.)
Учитель: Посмотрите, какое словесное дерево мы вырастили.
Как-то много лет назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном. 
 (Е.Измайлов)
Учитель: Как написан корень во всех однокоренных словах? (Одинаково.)
Сделайте вывод. (Корень в однокоренных словах пишется  одинаково.)



1. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

побеги поход зерно вылет кожа проходы загрузка рука побег договор

1 группа подбирает слова к схеме (уч-ся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

2 группа подбирает слова к схеме (учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

3 группа подбирает слова к схеме (слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Проверка и самооценивание. Для чего служат: корень, суффикс, приставка, окончание?

VI. Физкультминутка.

2. Работа с учебником. Упр.39 стр. 104.

Подберите и запишите однокоренные существительные с суффиксами –ок, -ик, -ник

1-й ряд – с корнем лес, 2-й ряд – с корнем дом, 3-й ряд – с корнем гриб, мост (для тех, кто сделает первый).

Проверка. Для чего служат: корень, суффикс, приставка, окончание?

VII. Закрепление.

1. Какое слово лишнее? Нос, носик, носатый, носок. Горы, горный, горе, гористый. Белый, белка, побелка, белила. Лес, леска, лесной, лесочек. Пар, парилка, парочка.

2. Раздели слова на две группы. гора, горит (горка, горение, горный, горняк, загорелся, горелка, гористый). 3. упр. 42 стр 105.

Карточки с заданиями для каждой группы.
№ 1. Пау …, д… рога, пер … он, в… сна, ноч…. ой, читат … . 
(Паук, дорога, перрон, весна, ночной, читать.)
№ 2. Вол., г. рох, тер. итория, ос. нь, сроч … ый, рисоват … .
(Волк, горох, территория, осень, срочный, рисовать.)
№ 3. Барсу., ур. жай, пер. он, дер. во, реч … ой, вырезат … .
(Барсук, урожай, перрон, дерево, речной, вырезать.)
№ 4. Замо., п. мидор, тер. итория, л. сной, песоч … ые, играт … .
(Замок, помидор, территория, лесной, песочные, играть.)
№ 5. Завтра., х. роший, пер. он, б. гут, точ … ый, прыгат  … .
(Завтрак, хороший, перрон, бегут, точный, прыгать.)
(Слова подобраны следующим образом: с парным согласным на конце слова, с непроверяемым безударным гласным, с удвоенным согласным, с безударным гласным, проверяемым ударением, с сочетанием чн, с мягким знаком – показателем мягкости согласного.) 

VIII. Итог урока. Обобщение знаний.
  • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

  • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

  • Кому было трудно?

IХ. Домашнее задание. Стр.104 № 40






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Тема урока "Состав слова"

Автор: Асадуллина Гульфина Габделфартовна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса. Тема урока "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_dlia_uchashchikhsia_3_klassa_tiema_uroka_sostav"
    ["file_id"] => string(6) "373533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482755994"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Состав слово "
    ["seo_title"] => string(12) "sostav-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "205387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429873985"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока русского языка на тему: Состав слова.Основа и окончание. "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-osnova-i-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "195894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427977729"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тема: Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "196441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057209"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Состав слова в русском языке"
    ["seo_title"] => string(30) "sostav-slova-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "321299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461252606"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства