Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
7.Развивать умение работать в парах.
8.Воспитывать навык самостоятельности.
9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация
Ход урока.
Мотивация 1мин
-Свет солнца в ладони возьмем
И к сердцу положим.
И станет все вокруг
Добрее и светлее.
-Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.
-Улыбнитесь.
Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе!
И подарите эту улыбку другим!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
7.Развивать умение работать в парах.
8.Воспитывать навык самостоятельности.
9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация
Ход урока.
Мотивация 1мин
-Свет солнца в ладони возьмем
И к сердцу положим.
И станет все вокруг
Добрее и светлее.
-Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.
-Улыбнитесь.
Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе!
И подарите эту улыбку другим!
Проверка изученного материала. Работа в паре. 3 мин
- Возьмите карточки.
- Какое будет задание?
- По каким признакам будем определять падеж? (дети объясняют выполнение заданий.)
Ветка осины (Р.п)
Слушаю музыку (В.п)
Цветет лепесток (И.п)
Цветы для мамы (Р.п)
Пирог с черникой (Т.п)
Ехал по дороге (Д.п)
Смотрел на море (В.п)
Идет с братом (Т.п)
Кружили над болотом (Т.п)
-У кого были ошибки?
-Кто хочет оценить свою работу?
III. Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока. Слайд 2
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.) Слайд 3
- Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.
III. Чистописание Слайд 4
- Наш урок начинается с минутки чистописания.
П п
Пушкин погода осень
Пушкин писал много стихов об осени.
- С какой буквой мы будем работать?
- Что вы о ней знаете? (Дети дают ответы)
- Что написано на другой строчке? (слова)
- Сколько слогов в каждом слове?
- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?
- Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)
- Какой частью речи являются эти слова?
- Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)
- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.
- Назовите грамматическую основу.
IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. Слайд 5-11
Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
?
- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.
- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)
- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имен сущ.)
- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы)
V. Формулирование цели и задач урока. Слайд 12.
- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)
VI. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения. Слайд 13
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Заполним пункты №1 и №3
VII. Реализация построенного проекта.
- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.
1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту маршрутного листа. Слайд 14
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.
Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником.
Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом.
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать)
(заполнение маршрутного листа по ходу выполнений заданий) пункт №2
2. Роль в предложенииСлайд 15
- Составьте два предложения.
- Найдите основу предложения.
- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Разбор 1 предложения по членам предложения.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)
3.Предлоги Слайд 16
Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.
- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о …… корона
Буду с ней сидеть на ….. трон
Я мечтаю о …… слон
Чтоб кататься при …. луна
Я мечтаю о … серёжки
Я мечтаю о … сапожки
Вечерами в …. полумгле
Я мечтаю об …. орёл
Буду с ним летать на …. воля
Буду я учиться в …. школа
Ой, мечтаю я уже
О ……падеже предложный
- Назовите слова с предлогом.
- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.
- Заполните маршрутный лист. Пункт №4
- Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п . Сделайте вывод.
Стихотворение о П.п. Слайд 17
Разминка для глаз. Слайд 18-19
Закрепление изученного.
- Откройте учебник на стр.54 упр 98.
Проверьте по таблице наши выводы в маршрутном листе.
- Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.
- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?
- Какие слова можно подставить?
Упр. 99., стр 55
Физкультминутка
Мы листочки осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.
Закрепление изученного. Слайд 20-26
- Найдите в стихах существительные в П.п. с предлогом. (Проверка на слайде)
Дерево
прячет
корни
в
земле.
Искры
таятся
в
тёплой
золе
В
жёлуде
зрелом
спрятан
дубок.
В
белой
скорлупке
спрятан
желток.
На
дороге,
на
тропинке
Пыль
притихла
под
дождём.
Приколачивать
пылинки
Хорошо
таким
гвоздём.
- Молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Групповая работа. Работа по карточкам. Слайд 27-28
- Подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.
- Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
Учитель дает учащимся задание.
1.Белка(И.п) выскочила из дупла(Р.п). Филин(И.п) сидел на дереве(П.п). Мышка(И.п) спряталась в норке(П.п) от лисы(Р.п).
-Чему вы научились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они научились находить имена сущ. в форме П.п).
Итог урока Слайд 29
- Что нового узнали?
- Давайте вспомним цели урока. Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?