kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Предложный падеж имен существительных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Предложный падеж имен существительных" является уроком открытия нового знания. Знакомство с новым падежом и новыми словарными словами является обязательной целью урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме: «Предложный падеж имен существительных».»

Технологическая карта урока

русского языка по теме:

«Предложный падеж имен существительных»

Тема урока

Предложный падеж имен существительных.

Класс

3

Цель урока

Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Планируемые образовательные результаты

Предметные: определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу; определять каким членом предложения является имя существительное, стоящее в любом косвенном падеже; правильно писать слова с изученными орфограммами.

Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, создание и решение проблемных ситуаций, планировать и осуществлять действия согласно алгоритму, уметь работать самостоятельно и устно.

Личностные: осознать значимость изучения предмета, языковое и речевое развитие, проявлять интерес к русскому языку, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем?. Используемые предлоги: о (об), в, на, при. В предложении играет роль второстепенного члена. Лексическое значение слова «агроном».

Трудовые действия учителя

1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

2. Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя

Карточка- запоминалка со словарными словами, карточка с заданием, презентация, ноутбук, интерактивный экран, учебник русского языка 3 класса УМК «Перспектива»..

Для обучающихся

Карточка- запоминалка со словарными словами, карточка с заданием, презентация, интерактивный экран, учебник русского языка 3 класса УМК «Перспектива».

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Орг. момент (Трудовые действия учителя:

1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

2. Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми.)


- Здравствуйте, ребята!

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

-С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

-Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и классная работа. Урок мы сегодня начнем с чистописания:

Под, над, в.

- Ребята, посмотрите на доску, я записала словарные слова:

магазин, вагон, багаж.

- Скажите, пожалуйста, где опасные места в этих словах?

- Что вы заметили в этих словах?

- Словарных слов с непроверяемой буквой «А» много. Поэтому я вам предлагаю запоминалочку со словарными словами на эту букву.

- Все ли слова вам понятны?

- Кто такой агроном?

(Приветствуют учителя, отвечают на поставленные вопросы.)













(Чистописание)



( Работа со словарными словами.)




- Опасные места – это все «А».















( Дети говорят лексическое значение слова «агроном».)

Актуализация знаний

(Трудовые действия учителя: 1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

2. Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми.)

Запишите, пожалуйста, предложение в тетрадях предложение:

1)Ребята подходят к магазину. (Д.п.)

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

Выпишите словосочетание и выделите окончание.

- Определите падеж.


2) Агроном думал о своем багаже.

- Подчеркните главные члены предложения.

Выпишите словосочетание и выделите окончание.

3)Календарь висел на стене.














-Подходят к чему? подходят к магазину.

- Дательный падеж.


-Кто? Агроном. (И.п.) Что делал? Думал.

Агроном думал о чем? о багаже. (П.п.)


-Что? Календарь. (И.п.)

Календарь висел на чем? на стене. (П.п.)

Проблемная ситуация

(Трудовые действия учителя: 1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

2. Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми.)

- Посмотрите на доску. Что вы заметили?

И. п.  кто? что?

Р. п.  кому? чему?

Д. п.  кого? что?

В. п.  кого? чего?

Т. п.  кем? чем?

- Давайте наведём порядок, выполнив задание на карточках.

( Проверка по доске.)

- Скажите мне, пожалуйста, все вспомогательные слова к каждому падежу.

- Какого падежа не хватает?





















( Вспоминают падежи русского языка, падежные вопросы, правильно расставляют их по местам. )

- Предложного падежа.

Постановка учебной задачи

(Трудовые действия учителя: 1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

2. Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми.)

- Итак, значит, мы с вами будем говорить о каком падеже сегодня?

- Что мы знаем о предыдущих падежах?

- Значит, что мы должны узнать о предложном падеже?

- Я предлагаю вам, создать схему – запоминалку о предложном падеже.

- О предложном падеже.


(Высказывания детей.)





Открытие новых знаний

(Трудовые действия учителя

1.Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

2. Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми.)

- Что мы знаем о предложном падеже?

- Давайте, начнем заполнять нашу схему-запоминалку. Впишем название и вопросы падежа.

- Как вы думаете, почему этому падежу дали такое название?

- М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Но чтобы узнать, почему его сейчас зовут предложном, нам необходимо сделать одно упражнение. Посмотрите на экран, перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

«Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл).

Буду с ним летать на (воля),  

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!»

- В каком падеже вы поставили имена существительные?

- Какое слово помогло вам?

- Значит, какое вспомогательное слово этого падежа? Впишите в схему-запоминалку.

- Как вы думаете, почему этому падежу дали такое название?



- С какими предлогами?

- Впишите эти предлоги в схему.

-Отвечает на вопросы: о ком ? о чем?




(Высказывания детей.)



















( Работа на интерактивной доске.)























- В предложном падеже.


- Мечтаю.


- Мечтаю.




- Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- О, об, в, при, на.

Физминутка

Физминутка «Падежи»:

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

Первичное закрепление

(Трудовые действия учителя: 1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

2. Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми.)


- Укажите падеж всех выделенных существительных. Найдите предложения, где существительные в предложном падеже, и выпишите их.

У Леры есть собачка. (И.п.) кто?

Грузовик (И.п что?.) подъехал к остановке.

Эта собака больше рыся. (Р.п.) кого?

Я иду около дороги. (Р.п.) кого?

Зрители выходили из театра. (Р.п.) чего?

Прилежный ученик готовится к уроку. (Д.п.) к чему?

Поезд следует по расписанию. (Д.п.) чему?

Моя сестра очень любит виноград. (В.п.) что?

Дети ходят в школу. (В.п.) во что? куда?

Ира пригласила свою подругу . (В.п.) кого?

Солнце поднялось над полем. (Т.п.) над чем?

Под скамейкой стоят тапочки. . (Т.п.) под чем?

Звезды видели мы днем за рекою (Т.п.) за чем? под Москвой. (Т.п.) Под чем?

Его родители работают в больнице. (П.п.) в чем?

Она думает о цветах. (П.п.) о чем?

Блестела на траве утренняя роса. (П.п.) на чем?

Он шел домой и думал о своих пятерках. (П.п.) о чем?

( Задание на интерактивной доске.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(Трудовые действия учителя: 1.Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

2.Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми.)

- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.

Карточки:

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».


( Работа в парах по карточкам. )

Дом. задание

- Упр. 68. с.37


Рефлексия

(Трудовые действия учителя: 1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

2. Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми.)


-Ребята, нарисуйте, пожалуйста, круги Эйлера:

Если вы знаете только вопросы предложного падежа, вы закрашиваете половинку первого круга.

Если вы знаете только предлоги предложного падежа, то закрашиваете половинку второго круга.

Если вы можете определить падеж, но не знаете вопросы и предлоги падежа, то закрашиваете половинку третьего круга.

Если вы знаете вопросы и предлоги предложного падежа, то закрашиваете пересечение первого и второго круга.

Если вы знаете только предлоги предложного падежа, то закрашиваете вторую половинку второго круга.

Если вы знаете предлоги и можете определить падеж, но не знаете вопросы предложного падежа, то закрашиваете пересечение второго и третьего кругов.

Если вы знаете вопросы и можете определить падеж, но не знаете предлоги предложного падежа, то закрашиваете пересечение первого и третьего кругов.

Если вы знаете вопросы, предлоги и можете определить падеж, то закрашиваете пересечение первого, второго и третьего кругов.




Комментарии к уроку:

Если останется свободное временя, можно будет дать упражнение 67 на странице 37 с книги по русскому языку авторов Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 

Приложение А

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

Приложение Б




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сафиуллина Эльмира Гусмановна

Дата: 06.04.2019

Номер свидетельства: 506223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "технологическая карта урока русского языка 4 класс "
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131285"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416134323"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_predlozhnyi_padezh_imion_sushches"
    ["file_id"] => string(6) "531999"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576419622"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "" Как происходит изменение  имен существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(69) "kak-proiskhodit-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "191729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427361898"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Технологическая карта к уроку"
    ["seo_title"] => string(35) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "262886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449421588"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Мой интересный урок "
    ["seo_title"] => string(21) "moi-intieriesnyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "185429"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426179160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства