kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предложный падеж имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Школа России»

Предметная область: Русский язык (автор В. П. Канакина)

Класс: 3

Тип урока: «Открытие» нового знания

Тема: Предложный падеж имен существительных

Цель: Организовать учебную деятельность учащихся в предметной области «Русский язык» по овладению содержанием в рамках темы «Предложный падеж имен существительных».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предложный падеж имен существительных»

УМК «Школа России»

Предметная область: Русский язык (автор В. П. Канакина)

Класс: 3

Тип урока: «Открытие» нового знания

Тема: Предложный падеж имен существительных

Цель: Организовать учебную деятельность учащихся в предметной области «Русский язык» по овладению содержанием в рамках темы «Предложный падеж имен существительных».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формировать умение уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения;

  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к русскому языку.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

  • обеспечить условия для развития умений слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания, четко и точно выражать свои мысли;

  • формировать умения работать в парах и группе, устанавливать партнерские отношения;

  • формировать у учащихся умения планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей предложного языка;

  • способствовать использованию учащимися нового знания в практической деятельности.

Оборудование урока:

Ноутбук, презентация «Цветик- семицветик», таблички с названиями падежей, предлогами. падежными вопросами, по 5 конвертов синего, красного, желтого цветов, портрет М.В. Ломоносова, кластеры, смайлики, ребусы, чайнворды.

1.Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Ну-ка, всё проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Я дарю тебе тепло моих ладошек,

Я дарю тебе частичку моей доброты,

Если тебе будет трудно - я тебе помогу.

И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

- Сегодня у нас урок русского языка, который мы начнем с того, что запишем в тетрадь число, классная работа.

- Назовите все известные вам орфограммы, которые встретись здесь.

2. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 1)

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)



2 . Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Посмотрите на доску.

-Что вы видите на доске?

(Дети смотрят на доску и видят названия падежей, падежные вопросы, предлоги, слова- помощники вразброс.)

- Давайте разберем «Путаницу» и наведем порядок.

(Дети по очереди выходят к доске и классифицируют данную информацию о падежах.)

(На доске на карточках расположены падежные вопросы, предлоги, названия падежей вразброс.)

-Что вы заметили? (Предложного падежа нет.)

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Докажите свою точку зрения.

(На доске записаны 5 падежей, а их в русском языке 6. Есть все падежи, кроме предложного.)

Учитель на доске фиксирует тему урока:

Предложный падеж имен существительных

-Какую цель мы поставим на урок?

(В процессе практической работы научиться выделять в речи имена существительные в предложном падеже.)

3. Постановка учебной задачи.

-Давайте попробуем сформулировать задачи урока:

Вспомним:

- на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже.

Узнаем:

-с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже;

-каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже;

-почему падеж получил такое название.

Будем учиться:

-выделять в речи имена существительные в предложном падеже;

-работать в парах;

-слушать и слышать товарища;

- договариваться друг с другом;

-оценивать свою деятельность.

3. Открытие нового знания.

-Не испугались таких непростых задач?

-Давайте составим маршрут нашего путешествия по поиску ответов на поставленные задачи.

Маршрут движения.

  1. Название падежа.

  2. Вопросы падежа.

  3. Предлоги падежа.

  4. Член предложения

  5. Вспомогательное слово

.

- Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

-Итак, отправляемся на первый островок знаний «Название падежа». Чтобы узнать, почему падеж так называется, предлагаю провести исследовательскую работу.

-Прочитайте. Что помогло вам связать слова в словосочетания? (Слайд 2)

(2 человека у доски)

Грелась (…) солнышке, мечтали (…) птице, говорили (…) армии, пришел (…) куртке, летать (…) сне, обвинил (…) друге.

(Предлоги.)

-Запишите словосочетания в тетрадь.

(Дети записывают в тетради.)

-Определите падеж имен существительных, выделите окончания.

(Работа по цепочке.)

- Работаем по пункту маршрутного листа.

-На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже?

(О КОМ? О ЧЕМ?)

- Работаем по 3 пункту маршрутного листа.

-С какими предлогами употребляется предложный падеж?

(ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО.)

-Встретились ли вам имена существительные в предложном падеже без предлогов?

(Нет.)

-Сделайте вывод, почему предложный падеж так называется?

(Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов.)

- А теперь, давайте, сравним наши выводы о предложном языке с научной информацией. Откройте учебники на с. 54 и прочитайте сведения о языке, которые нам сообщает Мудрая Сова.

(Дети открывают учебники и читают сведения о языке вслух. )

- Совпадают наши выводы с научной информацией? В чем?

(Дети проговаривают признаки предложного падежа по цепочке.)

Физминутка.

-А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу?

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?


-Готовы дальше исследовать предложный падеж? Поиграем в «Прятки»? (Слайд 4)

(2 человека у доски)

Дер_во прячет корни в _____.
Искры таятся в тёплой ______.
В _______зрелом спрятан дубок.

В хру_кой _______ спрятан ж_лток.
Слова для справок: з_мля, ск_рлу_ка, ж_лудь, з_ла.

-На доске вы видите предложения. Что вы заметили? Какое задание нам нужно выполнить?

(В предложениях пропущены слова. Нужно их вставить из слов для справок.)

-Прочитайте четверостишие и вставьте подходящие по смыслу и рифме слова для справок.

(Дети читают текст самостоятельно про себя.)

-Сравните свой вариант ответа с ответом соседа.

(Взаимоконтроль.)

-Прочитайте вслух, что у вас получилось.

(Читает один ученик)

-Почему стихотворение называется «Прятки»?

(В стихотворение говорится о том, что где прячется.)

-Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и слова.

(Дети списывают 2 предложения, определяют падежи имен существительных.)

-Давайте разберем предложения по членам и определим падежи имен существительных.

(Разбирают по 1 предложению, определяют падеж имен существительных.)


-Какую из поставленных на уроке задач мы можем решить сейчас?

(Узнать, каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже)

-Найдите в тексте имена существительные в предложном падеже и сделайте вывод.

(В предложении имена существительные в предложном падеже являются второстепенными членами.)

И вот мы добрались до 4 пункта маршрутного листа

-Давай объясним орфограммы.

(Ученики объясняют орфограммы.)

Учитель проводит физминутку для глаз «Цветик- семицветик».

5.Первичное закрепление. (Слайд 5)

(2 человека у доски)

-Давайте прочитаем стихотворение Татьяны Рик.

ПРЕДЛОЖНЫЙ
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона):
Буду в ней сидеть (на трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (сережки),
Я мечтаю о (сапожки).
Вечерами в (полумгла)
Я мечтаю об (орёл):

Буду с ним летать на (воля).
Буду я учиться в (школа)...
Ой, мечтаю я уже ...
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!


-О чем мечтает девочка?

-Выпишите из текста словосочетания с именами существительными, которые вы изменили. Определите падеж. Выделите окончания.

(Работают по цепочке с объяснением.)

-Почему в конце стихотворения девочка мечтает о предложном падеже?

(Все имена существительные в тексте стоят в предложном падеже.)

-Можно ли слово «мечтаю» считать словом - «помощником»?

(Да)

Мы ещё раз возвращаемся к нашему маршрутному листу, и добавляем вспомогательное слово «мечтаю»

«Чайнворды» (Слайд 6)

-Запишите предложения. Подчеркните имена существительные в предложном падеже.

  1. В кафелалёна.

  2. В киносталсяков.

  3. В пальтобнаружилиголку.

(3 ученика работают индивидуально с чайнвордами)

-А теперь я предлагаю поиграть в игру «Да-нетка». Я вам буду называть словосочетание, а вы ставите «+», имя существительное стоит в предложном падеже и «-», если в другом падеже.

Любить Родину; прочитал о воробье; подъехал к заводу; играть во дворе; служить при царе, принесли из магазина; посадить в огороде.

(-, +, -, +, +, -, +.) (Слайд 7)

-Оцените свою работу. (Взаимопроверка. 1 ученик читает ответы. Работа оценивается)

-Я считаю, что все вы молодцы, и на следующих уроках у вас все обязательно получится.

XI. Итог урока. Рефлексия.

-Вернемся к задачам урока и посмотрим, все ли задачи нам удалось решить на уроке.

-Поблагодарите друг друга за работу, называя ласково по имени.

Возьмите в пенале 3 карандаша: зелёный, желтый, красный.

Зелёный – мне всё было понятно и легко.

Желтый – я испытывал небольшие затруднения, а в целом всё понял.

Красный – я ничего не понял, нужно будет вернуться к этой теме.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предложный падеж имен существительных

Автор: Прокофьева Людмила Евгеньевна

Дата: 05.05.2017

Номер свидетельства: 413374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тема: Предложный падеж имени существительного"
    ["seo_title"] => string(51) "tiemapriedlozhnyipadiezhimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "295161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455788903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок  по русскому языку в 3 классе.                     Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»."
    ["seo_title"] => string(105) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-tiema-uroka-priedlozhnyi-padiezh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "302774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457292559"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока русского языка на тему «Предложный падеж имени существительного», 3 класс."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-priedlozhnyi-padiezh-imieni-sushchiestvitiel-nogho-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447915316"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок русского языка 3 класс на тему: "Предложный падеж имени существительного". "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-na-tiemu-priedlozhnyi-padiezh-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "115418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411984417"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Технологическая карта урока русского языка по теме: «Предложный падеж имен существительных»."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_predlozhnyi_padezh_imen_s"
    ["file_id"] => string(6) "506223"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554546838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства