Предметная область: Русский язык (автор В. П. Канакина)
Класс: 3
Тип урока: «Открытие» нового знания
Тема: Предложный падеж имен существительных
Цель: Организовать учебную деятельность учащихся в предметной области «Русский язык» по овладению содержанием в рамках темы «Предложный падеж имен существительных».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предложный падеж имен существительных»
УМК «Школа России»
Предметная область: Русский язык (автор В. П. Канакина)
Класс: 3
Тип урока: «Открытие» нового знания
Тема: Предложный падеж имен существительных
Цель: Организовать учебную деятельность учащихся в предметной области «Русский язык» по овладению содержанием в рамках темы «Предложный падеж имен существительных».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формировать умение уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения;
обеспечить условия для воспитания положительного интереса к русскому языку.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
обеспечить условия для развития умений слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания, четко и точно выражать свои мысли;
формировать умения работать в парах и группе, устанавливать партнерские отношения;
формировать у учащихся умения планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей предложного языка;
способствовать использованию учащимися нового знания в практической деятельности.
Оборудование урока:
Ноутбук, презентация «Цветик- семицветик», таблички с названиями падежей, предлогами. падежными вопросами, по 5 конвертов синего, красного, желтого цветов, портрет М.В. Ломоносова, кластеры, смайлики, ребусы, чайнворды.
1.Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)
Ну-ка, всё проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Я дарю тебе тепло моих ладошек,
Я дарю тебе частичку моей доброты,
Если тебе будет трудно - я тебе помогу.
И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
- Сегодня у нас урок русского языка, который мы начнем с того, что запишем в тетрадь число, классная работа.
- Назовите все известные вам орфограммы, которые встретись здесь.
2. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 1)
Эпиграф урока.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
2 . Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Посмотрите на доску.
-Что вы видите на доске?
(Дети смотрят на доску и видят названия падежей, падежные вопросы, предлоги, слова- помощники вразброс.)
- Давайте разберем «Путаницу» и наведем порядок.
(Дети по очереди выходят к доске и классифицируют данную информацию о падежах.)
(На доске на карточках расположены падежные вопросы, предлоги, названия падежей вразброс.)
-Что вы заметили? (Предложного падежа нет.)
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Докажите свою точку зрения.
(На доске записаны 5 падежей, а их в русском языке 6. Есть все падежи, кроме предложного.)
Учитель на доске фиксирует тему урока:
Предложный падеж имен существительных
-Какую цель мы поставим на урок?
(В процессе практической работы научиться выделять в речи имена существительные в предложном падеже.)
3. Постановка учебной задачи.
-Давайте попробуем сформулировать задачи урока:
Вспомним:
- на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже.
Узнаем:
-с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже;
-каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже;
-почему падеж получил такое название.
Будем учиться:
-выделять в речи имена существительные в предложном падеже;
-работать в парах;
-слушать и слышать товарища;
- договариваться друг с другом;
-оценивать свою деятельность.
3.Открытие нового знания.
-Не испугались таких непростых задач?
-Давайте составим маршрут нашего путешествия по поиску ответов на поставленные задачи.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения
Вспомогательное слово
.
- Работаем по 1 пункту маршрутного листа.
-Итак, отправляемся на первый островок знаний «Название падежа». Чтобы узнать, почему падеж так называется, предлагаю провести исследовательскую работу.
-Прочитайте. Что помогло вам связать слова в словосочетания? (Слайд 2)
-Встретились ли вам имена существительные в предложном падеже без предлогов?
(Нет.)
-Сделайте вывод, почему предложный падеж так называется?
(Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов.)
- А теперь, давайте, сравним наши выводы о предложном языке с научной информацией. Откройте учебники на с. 54 и прочитайте сведения о языке, которые нам сообщает Мудрая Сова.
(Дети открывают учебники и читают сведения о языке вслух. )
- Совпадают наши выводы с научной информацией? В чем?
(Дети проговаривают признаки предложного падежа по цепочке.)
Физминутка.
-А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу?
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
-Готовы дальше исследовать предложный падеж? Поиграем в «Прятки»?(Слайд 4)
(2 человека у доски)
Дер_во прячет корни в _____. Искры таятся в тёплой ______. В _______зрелом спрятан дубок.
В хру_кой _______ спрятан ж_лток. Слова для справок: з_мля, ск_рлу_ка, ж_лудь, з_ла.
-На доске вы видите предложения. Что вы заметили? Какое задание нам нужно выполнить?
(В предложениях пропущены слова. Нужно их вставить из слов для справок.)
-Прочитайте четверостишие и вставьте подходящие по смыслу и рифме слова для справок.
(Дети читают текст самостоятельно про себя.)
-Сравните свой вариант ответа с ответом соседа.
(Взаимоконтроль.)
-Прочитайте вслух, что у вас получилось.
(Читает один ученик)
-Почему стихотворение называется «Прятки»?
(В стихотворение говорится о том, что где прячется.)
-Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и слова.
-Давайте разберем предложения по членам и определим падежи имен существительных.
(Разбирают по 1 предложению, определяют падеж имен существительных.)
-Какую из поставленных на уроке задач мы можем решить сейчас?
(Узнать, каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже)
-Найдите в тексте имена существительные в предложном падеже и сделайте вывод.
(В предложении имена существительные в предложном падеже являются второстепенными членами.)
И вот мы добрались до 4 пункта маршрутного листа
-Давай объясним орфограммы.
(Ученики объясняют орфограммы.)
Учитель проводит физминутку для глаз «Цветик- семицветик».
5.Первичное закрепление. (Слайд 5)
(2 человека у доски)
-Давайте прочитаем стихотворение Татьяны Рик.
ПРЕДЛОЖНЫЙ На уроке я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю. Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о (корона): Буду в ней сидеть (на трон). Я мечтаю о (слон), Чтоб кататься при (луна).
Я мечтаю о (сережки), Я мечтаю о (сапожки). Вечерами в (полумгла) Я мечтаю об (орёл):
Буду с ним летать на (воля). Буду я учиться в (школа)... Ой, мечтаю я уже ... О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!
-О чем мечтает девочка?
-Выпишите из текста словосочетания с именами существительными, которые вы изменили. Определите падеж. Выделите окончания.
(Работают по цепочке с объяснением.)
-Почему в конце стихотворения девочка мечтает о предложном падеже?
(Все имена существительные в тексте стоят в предложном падеже.)
-Можно ли слово «мечтаю» считать словом - «помощником»?
(Да)
Мы ещё раз возвращаемся к нашему маршрутному листу, и добавляем вспомогательное слово «мечтаю»
«Чайнворды» (Слайд 6)
-Запишите предложения. Подчеркните имена существительные в предложном падеже.
В кафелалёна.
В киносталсяков.
В пальтобнаружилиголку.
(3 ученика работают индивидуально с чайнвордами)
-А теперь я предлагаю поиграть в игру «Да-нетка». Я вам буду называть словосочетание, а вы ставите «+», имя существительное стоит в предложном падеже и «-», если в другом падеже.
Любить Родину; прочитал о воробье; подъехал к заводу; играть во дворе; служить при царе, принесли из магазина; посадить в огороде.
(-, +, -, +, +, -, +.) (Слайд 7)
-Оцените свою работу. (Взаимопроверка. 1 ученик читает ответы. Работа оценивается)
-Я считаю, что все вы молодцы, и на следующих уроках у вас все обязательно получится.
XI. Итог урока. Рефлексия.
-Вернемся к задачам урока и посмотрим, все ли задачи нам удалось решить на уроке.
-Поблагодарите друг друга за работу, называя ласково по имени.
Возьмите в пенале 3 карандаша: зелёный, желтый, красный.
Зелёный – мне всё было понятно и легко.
Желтый – я испытывал небольшие затруднения, а в целом всё понял.
Красный – я ничего не понял, нужно будет вернуться к этой теме.