Разработка урока исследовательского характера по различным темам по русскому языку для учащихся 5-7 классов. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Предлагаются различные виды заданий, способствующие формированию и развитию творческого отношения при работе над художественным текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Прямое и переносное значение.»
Тема: Прямое и переносное значение.
Цель: знать понятия «прямое значение слова» и «переносное значение слова»; формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении, изучить возможности использования слов в переносном смысле; закрепить умение определять значения слов;
Эпиграф к уроку: «Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.»
По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме.
Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
Словарный состав языка называется …(лексика)
То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
3.Работа над новым материалом.
Седая голова - седая зима.
-Какой корень у этих слов?
- А какое значение у этих слов?
Седой- побелевший от старости
На основе сходства ( зима – тоже белая)
-А как вы думаете, какое слово появилось первым.
- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.
Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка- прямым и переносным значением.
4.Закрепление.
1)Прочитайте словосочетания.
Ударил молотком – ударил мороз
Время летит – самолёт летит
Холодный ветер – холодная встреча
Железный гвоздь – железная дисциплина
Синее море – море цветов
Свежая рыба – свежий ветер
- Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении?
- Ударил молотком, самолёт летит, холодный ветер, железный гвоздь, синее море, свежая рыба.
- Какие из многозначных слов употреблены в переносном значении?
- Ударил мороз, холодная встреча, железная дисциплина, море цветов, свежий ветер.
- Объясните их значение.
- Спишите сочетания слов, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении слова.
- Составьте предложение с любым из записанных сочетаний слов.
Задание 2:
Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме (Словосочетания диктует учитель):
Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.
3)Работа с текстом. Чтение текста.
Закат
Когда с утра до вечера сеял дождь , березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях , солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…
О чем текст? Определите основную тему текста. Красота захода солнца.
Объяснить орфограммы.
Найдите слова , употребленные в переносном значении.
4)Самостоятельная работа.
Запись под диктовку.
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.
Задание: объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).
Самопроверка.
5.)Указать, в каком случае слово употреблено в прямом значении, в каком случае- в переносном.
Золотые руки – Руки не из золота. Золотые руки Не боятся холода. В ссадинах, В мозолях Руки эти, Самые нужные Руки На свете.
Определить, в каком значении употреблено слово золотые ?
7)Сравним пары словосочетаний - дорога к лесу и дорога жизни - птица летит и время летит - холодная погода и холодное сердце - роза увяла. и больная увяла Какие из этих словосочетаний содержат слова в переносном значении? (Вторые словосочетания каждой пары содержат слова в переносном значении.) Каковы общие значения слов, в чем их сходство? 8)Работа в группах: Карточка для 1 группы: Растолкуйте значение словосочетаний. Найдите примеры переносного значения. В чем сходство? Золотой браслет - (из драгоценного металла желтого цвета) Золотые руки - (умелые) Золотое сердце - (мягкое, доброе) Золотой колос - (цвета золота) (Сходство: драгоценные качества и цвет) Карточка для 2 группы:
Растолкуйте значение словосочетаний. Найдите примеры переносного значения. В чем сходство? Болтать ногами - (качать, размахивать) Болтать языком - Волчий хвост – Волчий аппетит - 5.Подведение итогов. – Какая была цель урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? В чем отличие переносного значения слова от прямого? С какой целью он употребляется? Ребята, оцените свою работу на уроке: А) я все понял, могу этот материал объяснить другому; Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь; В) для полного понимая мне нужно повторить тему; Г) я ничего не понял. Поставьте в тетради на полях оценку себе, сдайте свои работы на проверку. 6.Домашнее задание :