kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Прямое и переносное значение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока исследовательского характера по различным темам по русскому языку для учащихся 5-7 классов. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Предлагаются различные  виды заданий, способствующие формированию и развитию творческого отношения при работе над художественным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Прямое и переносное значение.»



Тема: Прямое и переносное значение.

Цель: знать понятия «прямое значение слова» и «переносное значение слова»; формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении, изучить возможности использования слов в переносном смысле; закрепить умение определять значения слов;

Эпиграф к уроку: «Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.»

К.Ушинский

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

Терминологический диктант.

По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме.

  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

  2. Словарный состав языка называется …(лексика)

  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

  4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

  5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

  6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

3.Работа над новым материалом.

Седая голова - седая зима.

-Какой корень у этих слов?

- А какое значение  у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства ( зима – тоже белая)

 -А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка- прямым и переносным значением.

4.Закрепление.

1)Прочитайте словосочетания.

Ударил молотком – ударил мороз

Время летит – самолёт летит

Холодный ветер – холодная встреча

Железный гвоздь – железная дисциплина

Синее море – море цветов

Свежая рыба – свежий ветер

- Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении?

- Ударил молотком, самолёт летит, холодный ветер, железный гвоздь, синее море, свежая рыба.

- Какие из многозначных слов употреблены в переносном значении?

- Ударил мороз, холодная встреча, железная дисциплина, море цветов, свежий ветер.

- Объясните их значение.

- Спишите сочетания слов, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении слова.

- Составьте предложение с любым из записанных сочетаний слов.

Задание 2:

Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме (Словосочетания диктует учитель):

Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

3)Работа с текстом. Чтение текста.

Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь , березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях , солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной  каждая серебряная нитка паутины…

О чем текст? Определите основную тему текста. Красота захода солнца.

Объяснить орфограммы.

      Найдите слова , употребленные в переносном значении.

4)Самостоятельная работа.

Запись под диктовку.

Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

Задание: объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).

Самопроверка.

5.)Указать, в каком случае слово употреблено в прямом значении, в каком случае- в переносном.

Сердечный (человек), сердечный (приём), сердечная (мышца); глухой (старик), глухой (голос), глухой (переулок), глухой (согласный), глухая (ночь), глухой(ропот); брать (палку),

Брать (город), брать(ноту).

6) Чтение стихотворения В. Коркина:

Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете.

Определить, в каком значении употреблено слово золотые ?

7)Сравним пары словосочетаний 
- дорога к лесу и дорога жизни 
- птица летит и время летит 
- холодная погода и холодное сердце 
- роза увяла. и больная увяла 
Какие из этих словосочетаний содержат слова в переносном значении? (Вторые словосочетания каждой пары содержат слова в переносном значении.) 
Каковы общие значения слов, в чем их сходство? 
8)Работа в группах:
Карточка для 1 группы:
Растолкуйте значение словосочетаний. Найдите примеры переносного значения. В чем сходство? 
Золотой браслет - (из драгоценного металла желтого цвета) 
Золотые руки - (умелые) Золотое сердце - (мягкое, доброе) Золотой колос - (цвета золота) 
(Сходство: драгоценные качества и цвет) 
Карточка для 2 группы:

Растолкуйте значение словосочетаний. Найдите примеры переносного значения. В чем сходство? 
Болтать ногами - (качать, размахивать) 
Болтать языком - Волчий хвост – Волчий аппетит - 
5.Подведение итогов. 
– Какая была цель урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? В чем отличие переносного значения слова от прямого? С какой целью он употребляется? 
Ребята, оцените свою работу на уроке: 
А) я все понял, могу этот материал объяснить другому; 
Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь; 
В) для полного понимая мне нужно повторить тему; Г) я ничего не понял. 
Поставьте в тетради на полях оценку себе, сдайте свои работы на проверку. 
6.Домашнее задание :

7.Оценивание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема: Прямое и переносное значение.

Автор: Кульмуханова Майра Балгазиевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Іменники-антоніми, іменники-синоніми. Багатозначні іменники. Пряме і переносне значення іменників."
    ["seo_title"] => string(80) "imienniki_antonimi_imienniki_sinonimi_baghatoznachni_imienniki_priamie_i_pierien"
    ["file_id"] => string(6) "402906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490340305"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Презентація до уроку "Іменники-антоніми, іменники-синоніми. Багатозначні слова. Пряме і переносне значення іменників""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_do_uroku_imienniki_antonimi_imienniki_sinonimi_baghatoznachni_sl"
    ["file_id"] => string(6) "402907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490340651"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по русскому языку "Прямое и переносное значение слова""
    ["seo_title"] => string(58) "urokporusskomuiazykupriamoieipierienosnoieznachieniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "264963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449818148"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тема презентации: Прямое и переносное значение слова "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-priezientatsii-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420183438"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства