kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема презентации: Прямое и переносное значение слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  презентации: "Прямое и переносное значение слова"

I. Организационный момент 

Ход урока

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать

Сегодня мы продолжим с вами исследовать  интересный раздел в русском языке «Лексика»

II.Проверка домашнего задания

Прежде чем приступить к  исследованиям, вспомним,что мы изучали на предыдущих уроках?

Найти в толковом словаре примеры многозначных слов.

Изучая в фонетике звуки речи мы говорим, что они нужны для построения и различия слов. Для чего слово нужно в языке?

 Стадия вызова  Приём «Дерево предсказаний»

Рассмотрим рисунки различных предметов:  берёза, помидор, стул что вы видите на рисунке? Атеперь прочитайте, что написано на доске (проводится сопоставление предмета и слова.РАССМАТРИВАЯ  рисунки мы видели предметы, которые нас окружают. Чем является слово по отношению к предмету? (Его названием) Возвращаемся к первоначальным версиям, убираем неверную информацию. Записываем в тетради Слова служат в языкедля названия всего того, что нас окружает.

Стадия осмысления  III.Работа по теме урока. Объяснение нового материала 

Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

 переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»

С?зді? тура ж?неауыспалыма?ынасы. (запись в тетрадях).

2) Запись на доске:           железные гвозди, железное здоровье.\

Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает

«сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное

обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в

этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие.  Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье   называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось   переносное значение.

3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащемся):  золотое кольцо, золотое слово

4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в  каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из  золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании   «золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование  признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и  золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).

Золотая осень в этом случае сходство по цвету.

6)  Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем.   Мы стали общаться и после  разговора  я сказала ему,   что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но,к сожалению, этот человек не понял меня! Как вы думаете почему?Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением. 

А вы, сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Мягкий характер- хороший  характер

Острый ум-  быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья-  очень рад

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение  у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства ( зима – тоже белая)

 -А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

-Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка- прямым и переносным значением. С?зді? тура ж?не ауыспалы ма?ынасы.

IV_.Задания для групп

1 группа  Дать прямое значение слову.

2 группа   Выборочный диктант

3 группа Скажите какая связь обнаруживается у предметов , которые названы одним и тем же словом.

V._Письмо по ключевым словам (На доске висят картинки листок, капли дождя, птица, снег)

  1. Записываются ассоциации сначала индивидуально, затем в парах, в группах).
  2. Придумать предложения
  3. Составить небольшой рассказ, используя слова в прямом и переносном значении

VII.Синквейн на тему « осень»

VI.Чтение по ролямУчитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A

вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный  детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значения слов.

VIII. Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

       1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

       2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

       3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

       4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

Подведение итогов

Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении  помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении  мы встретим такие средства. 

Учитель: Что нового мы узнали сегодня?

Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.

Как образуются слова с переносным значением?

-На основе сходства. 

-Где используются слова с переносным значением? 

В художественных текстах.

IX. Подведение итогов уроков.

Оценка участия в уроке            

X.   Домашнее задание упр. 106 стр. 47

Рефлексия Чтобы оставить отзыв о сегодняшнем уроке просим прилепить стикер в нужной графе

VII Чтение по ролям

Домашнее задание упр. 106 стр. 47

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема презентации: Прямое и переносное значение слова »

Тема урока: Прямое и переносное значение слова

Тема урока:

Прямое и переносное значение слова

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка

  • Начинается урок,
  • Он пойдёт ребятам впрок
  • Постарайтесь всё понять
  • Учитесь тайны открывать
Терминологический диктант

Терминологический диктант

  • 1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
  • 2. Словарный состав языка называется …(лексика)
  • 3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
  • 4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
  • 5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
  • 6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
Дерево предсказаний

Дерево предсказаний

  • Для чего слово нужно в языке?
Седая голова- седая зима

Седая голова- седая зима

  • Седой-побелевший от старости на основе сходства (зима-тоже белая)
  • Переносные значения могут быть основаны на сходстве, по близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)
Групповое задание 1 группа Дать прямое значение слову.

Групповое задание

1 группа Дать прямое значение слову.

  • Черная (работа , ________).
  • Ледяной (взгляд,________).
  • Острый (ум,_________).
  • Допишите примеры, чтобы значение было прямым.
2 группа Выборочный диктант

2 группа Выборочный диктант

  • Запишите в два столбика словосочетания.
  • Прямое значение
  • Переносное значение
  • -Чистые помыслы - без утайки, искренние
  • -Чистые руки-
  • -Быстрая река-река, которая быстро движется
  • -Быстрый ум- быстро соображает.
  • -Холодные руки- от холода
  • -Холодное сердце - равнодушное
  • Почему вы так распределили?
3 группа Скажите какая связь обнаруживается у предметов , которые названы одним и тем же словом.

3 группа Скажите какая связь обнаруживается у предметов , которые названы одним и тем же словом.

  • Гребень (петуха)-гребень (для волос)
  • Лисичка (зверек)- лисичка (гриб)
  • Хвост (собаки)- хвост (кометы),
  • Нос (человека)- нос (корабля)
Физминутка

Физминутка

  • А теперь все тихо встали,
  • Дружно руки вверх подняли,
  • В стороны, вперёд, назад,
  • Повернулись вправо, влево
  • Тихо сели, вновь за дело.
Письмо по ключевым словам

Письмо по ключевым словам

Синквейн (пятистишье)

Синквейн (пятистишье)

  • Осень
Чтение по ролям

Чтение по ролям

Указать слова в прямом и переносном значении слова

Указать слова в прямом и переносном значении слова

  • Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
  • Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился г оловой к материнскому плечу.
  • Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.
  • Хозяйка согрела воды. Весёлая песня согрела нас в пути.
VIII. Домашнее задание упр. 109 стр. 47

VIII. Домашнее задание упр. 109 стр. 47


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема презентации: Прямое и переносное значение слова

Автор: Макашева Гулхат Габдугалиевна

Дата: 02.01.2015

Номер свидетельства: 149405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Презентація до уроку "Іменники-антоніми, іменники-синоніми. Багатозначні слова. Пряме і переносне значення іменників""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_do_uroku_imienniki_antonimi_imienniki_sinonimi_baghatoznachni_sl"
    ["file_id"] => string(6) "402907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490340651"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок русского языка в 5 классе на тему «Прямое и переносное значение слов» (с применением сингапурской методики») "
    ["seo_title"] => string(125) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov-s-primienieniiem-singhapurskoi-mietodiki"
    ["file_id"] => string(6) "139447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417713809"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Іменники-антоніми, іменники-синоніми. Багатозначні іменники. Пряме і переносне значення іменників."
    ["seo_title"] => string(80) "imienniki_antonimi_imienniki_sinonimi_baghatoznachni_imienniki_priamie_i_pierien"
    ["file_id"] => string(6) "402906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490340305"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Краткосрочный план    Лексика. Лексическое значение слов"
    ["seo_title"] => string(56) "kratkosrochnyiplanlieksikalieksichieskoieznachieniieslov"
    ["file_id"] => string(6) "261398"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449132261"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация к уроку по теме " Прямое и переносное значение слов""
    ["seo_title"] => string(65) "prezentatsiia_k_uroku_po_teme_priamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov"
    ["file_id"] => string(6) "616474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1667320332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства