Тема презентации: "Прямое и переносное значение слова"
I. Организационный момент
Ход урока
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать
Сегодня мы продолжим с вами исследовать интересный раздел в русском языке «Лексика»
II.Проверка домашнего задания
Прежде чем приступить к исследованиям, вспомним,что мы изучали на предыдущих уроках?
Найти в толковом словаре примеры многозначных слов.
Изучая в фонетике звуки речи мы говорим, что они нужны для построения и различия слов. Для чего слово нужно в языке?
Стадия вызова Приём «Дерево предсказаний»
Рассмотрим рисунки различных предметов: берёза, помидор, стул что вы видите на рисунке? Атеперь прочитайте, что написано на доске (проводится сопоставление предмета и слова.РАССМАТРИВАЯ рисунки мы видели предметы, которые нас окружают. Чем является слово по отношению к предмету? (Его названием) Возвращаемся к первоначальным версиям, убираем неверную информацию. Записываем в тетради Слова служат в языкедля названия всего того, что нас окружает.
Стадия осмысления III.Работа по теме урока. Объяснение нового материала
Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,
переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»
С?зді? тура ж?неауыспалыма?ынасы. (запись в тетрадях).
2) Запись на доске: железные гвозди, железное здоровье.\
Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает
«сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное
обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в
этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось переносное значение.
3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащемся): золотое кольцо, золотое слово
4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании «золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).
Золотая осень в этом случае сходство по цвету.
6) Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но,к сожалению, этот человек не понял меня! Как вы думаете почему?Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.
А вы, сможете описать его?
Объясните значения слов, которые помогли описать друга?
Мягкий характер- хороший характер
Острый ум- быстро понимающий. Острый как нож
Золотые руки- все умеет делать.
Светится от счастья- очень рад
На доске написаны следующие словосочетания:
Седая голова - седая зима.
-Ребята, какой корень у этих слов.
- А какое значение у этих слов?
Седой- побелевший от старости
На основе сходства ( зима – тоже белая)
-А как вы думаете, какое слово появилось первым.
- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.
-Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)
Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка- прямым и переносным значением. С?зді? тура ж?не ауыспалы ма?ынасы.
IV_.Задания для групп
1 группа Дать прямое значение слову.
2 группа Выборочный диктант
3 группа Скажите какая связь обнаруживается у предметов , которые названы одним и тем же словом.
V._Письмо по ключевым словам (На доске висят картинки листок, капли дождя, птица, снег)
- Записываются ассоциации сначала индивидуально, затем в парах, в группах).
- Придумать предложения
- Составить небольшой рассказ, используя слова в прямом и переносном значении
VII.Синквейн на тему « осень»
VI.Чтение по ролямУчитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A
вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значения слов.
VIII. Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.
Подведение итогов
Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении мы встретим такие средства.
Учитель: Что нового мы узнали сегодня?
Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.
Как образуются слова с переносным значением?
-На основе сходства.
-Где используются слова с переносным значением?
В художественных текстах.
IX. Подведение итогов уроков.
Оценка участия в уроке
X. Домашнее задание упр. 106 стр. 47
Рефлексия Чтобы оставить отзыв о сегодняшнем уроке просим прилепить стикер в нужной графе
VII Чтение по ролям
Домашнее задание упр. 106 стр. 47