Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: «Прямое и переносное значение слов».
Учитель: Куренева Н.П.
Предварительная подготовка к уроку.
Так как данный урок относится к уроку повторения, в качестве предварительной подготовки ученикам предлагается повторить теоретические сведения, выполнить упражнение из учебника, направленное на определение значения конкретных слов. Также ученикам может быть предложен поиск многозначных и однозначных слов с помощью словаря.
Цели:
1.Повторить особенности употребления ряда слов в прямом и переносном значении.
2.Воспитывать умение грамотно употреблять в устной и письменной речи слова не только в прямом, но и в переносном значении.
3.Развивать у учащихся грамотную речь, расширять словарный запас.
Оборудование: учебник, детские картинки-карикатуры, на которых переносное значение слова изображалось бы как прямое (например, светящийся мальчик, девочка, у которой горят щеки и т.д.), распечатка теоретического грамматического материала.
Тип урока: применение и совершенствования знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение найденных учениками многозначных и однозначных слов.
3. Работа над новым материалом.
а) Слово учителя.
Некоторые слова могут иметь как прямое значение, которое ещё называют буквальным, так и переносное значение. При этом некоторые слова могут иметь не одно, а несколько переносных значений. Это значительно обогащает словарный запас русского языка, делая речь более живой и выразительной. К примеру, слово мраморный в прямом значении указывает на материал, из которого сделан тот или иной предмет – мраморные колонны; в переносном же – качество предмета, напоминающее мрамор, - мраморная кожа.
При этом переносное значение слов может возникать по разным причинам. Самая распространенная – перенос названия с одного предмета на другой из-за сходства по определенным признакам: светло-русые волосы похожи цветом на созревающие колосья пшеницы – пшеничные локоны.
Действия людей или живых объектов могут быть приписаны неживым предметам: наползал туман, идёт снег.
Упражнение 1 (диктант).
Напишите текст. Выделите слова, употребленные в переносном значении. Подберите к ним в пару слова, имеющие приблизительно то же значение, но употребляемые в прямом значении. Подумайте, с помощью какого способа возникло переносное значение многих слов, употреблённых в данном тексте.
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу ( И.Э. Грабарь). (Лазоревый – светло-голубой, жемчужный – белый, коралловый – красный, сапфировый – синий. Здесь – перенос названия драгоценного камня на цвет или оттенок.)
Учитель: Для того чтобы грамотно и красиво выражать свою мысль, а также понимать собеседника, необходимо различать значения одного и того же слова.
Упражнение 2 (устно).
Употребите выделенные слова из первого абзаца в переносном значении, из второго – в прямом. Образец: мраморный пол – мраморный лоб.
Учитель раздаёт ученикам распечатанный грамматический текст. Чтение текста вслух:
Обогащением значения слова, а также приданием ему нового смысла часто занимаются поэты и писатели, когда им необходимо в произведении охарактеризовать предмет, подчеркнув его сходство с другим предметом. Используя слова в переносном значении в обыденной речи, мы не задумываемся о сходстве или связях между этими словами и другими (время летит, снег идет). Такое случается из-за того, что употребление слова в переносном значении стало для нас столь же привычным, что и в прямом.
Однако при употреблении слова в несвойственном ему значении такая связь становится явной, её легко можно увидеть. Например, в строках из стихотворения Сергея Есенина:
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо…-
в несвойственном, необычном значении употреблено слово седины. Внимательный читатель поневоле задумается, что это слово обозначает?
Данные в словаре значения этого слова не могут быть применены для этого текста. Но если связать смысл, значение этого слова с остальными словами текста, можно догадаться, что седины в данном случае – это тучи, потрёпанные ветром. Тогда перед глазами встаёт картина хмурого осеннего дня, серого холодного неба, по которому плывут седые лохматые тучи. Одно только слово, употреблённое в нехарактерном для него значении, помогает обрисовать картину лучше, чем десяток предложений, и создать необходимое для понимания произведения настроение.
Необычные, несвойственные переносные значения тех или иных слов, которые помогают создать запоминающееся, яркое представление о явлениях и предметах, называются образными значениями, или тропами. Ярким примером тропов является широко используемый приём олицетворения.
Упражнение 3.
Подчеркните слова, употреблённые в тексте в переносном значении одной чертой, олицетворения – двумя чертами.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса – великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(Переносное значение – ночевала, золотая, на груди, великана, умчалась в путь, по лазури, играя, в морщине, стоит, задумался, плачет; олицетворение – ночевала, умчалась в путь, играя, стоит, задумался, плачет.)
4. Подведение итогов.
Учитель просит учеников дать примеры слов, употребляемых в переносном значении.
- На основании каких признаков может происходить перенос значения слова? (сходство по цвету, значению, действию и т.д.)
- Что означает слово «троп»?
- Какие тропы вы можете назвать?
5. Домашнее задание.
Задание 1.
Найти в словаре типы тропов (метафора, эпитет, олицетворение и т. д.), записать на карточки, придумать примеры использования данных выразительных средств.
Задание 2.
Перепишите упражнение. Найдите в тексте и подчеркните примеры одушевления. Определите значение (прямое или переносное) употреблённых в стихотворении глаголов.
1.Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути, -
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
С. А. Есенин.
2.Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
С. А. Есенин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". »
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: «Прямое и переносное значение слов».
Учитель: Куренева Н.П.
Предварительная подготовка к уроку.
Так как данный урок относится к уроку повторения, в качестве предварительной подготовки ученикам предлагается повторить теоретические сведения, выполнить упражнение из учебника, направленное на определение значения конкретных слов. Также ученикам может быть предложен поиск многозначных и однозначных слов с помощью словаря.
Цели:
1.Повторить особенности употребления ряда слов в прямом и переносном значении.
2.Воспитывать умение грамотно употреблять в устной и письменной речи слова не только в прямом, но и в переносном значении.
3.Развивать у учащихся грамотную речь, расширять словарный запас.
Оборудование: учебник, детские картинки-карикатуры, на которых переносное значение слова изображалось бы как прямое (например, светящийся мальчик, девочка, у которой горят щеки и т.д.), распечатка теоретического грамматического материала.
Тип урока: применение и совершенствования знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение найденных учениками многозначных и однозначных слов.
3. Работа над новым материалом.
а) Слово учителя.
Некоторые слова могут иметь как прямое значение, которое ещё называют буквальным, так и переносное значение. При этом некоторые слова могут иметь не одно, а несколько переносных значений. Это значительно обогащает словарный запас русского языка, делая речь более живой и выразительной. К примеру, слово мраморный в прямом значении указывает на материал, из которого сделан тот или иной предмет – мраморные колонны; в переносном же – качество предмета, напоминающее мрамор, - мраморная кожа.
При этом переносное значение слов может возникать по разным причинам. Самая распространенная – перенос названия с одного предмета на другой из-за сходства по определенным признакам: светло-русые волосы похожи цветом на созревающие колосья пшеницы – пшеничные локоны.
Действия людей или живых объектов могут быть приписаны неживым предметам: наползал туман, идёт снег.
Упражнение 1 (диктант).
Напишите текст. Выделите слова, употребленные в переносном значении. Подберите к ним в пару слова, имеющие приблизительно то же значение, но употребляемые в прямом значении. Подумайте, с помощью какого способа возникло переносное значение многих слов, употреблённых в данном тексте.
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу ( И.Э. Грабарь). (Лазоревый – светло-голубой, жемчужный – белый, коралловый – красный, сапфировый – синий. Здесь – перенос названия драгоценного камня на цвет или оттенок.)
Учитель: Для того чтобы грамотно и красиво выражать свою мысль, а также понимать собеседника, необходимо различать значения одного и того же слова.
Упражнение 2 (устно).
Употребите выделенные слова из первого абзаца в переносном значении, из второго – в прямом. Образец: мраморный пол – мраморный лоб.
Учитель раздаёт ученикам распечатанный грамматический текст. Чтение текста вслух:
Обогащением значения слова, а также приданием ему нового смысла часто занимаются поэты и писатели, когда им необходимо в произведении охарактеризовать предмет, подчеркнув его сходство с другим предметом. Используя слова в переносном значении в обыденной речи, мы не задумываемся о сходстве или связях между этими словами и другими (время летит, снег идет). Такое случается из-за того, что употребление слова в переносном значении стало для нас столь же привычным, что и в прямом.
Однако при употреблении слова в несвойственном ему значении такая связь становится явной, её легко можно увидеть. Например, в строках из стихотворения Сергея Есенина:
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо…-
в несвойственном, необычном значении употреблено слово седины. Внимательный читатель поневоле задумается, что это слово обозначает?
Данные в словаре значения этого слова не могут быть применены для этого текста. Но если связать смысл, значение этого слова с остальными словами текста, можно догадаться, что седины в данном случае – это тучи, потрёпанные ветром. Тогда перед глазами встаёт картина хмурого осеннего дня, серого холодного неба, по которому плывут седые лохматые тучи. Одно только слово, употреблённое в нехарактерном для него значении, помогает обрисовать картину лучше, чем десяток предложений, и создать необходимое для понимания произведения настроение.
Необычные, несвойственные переносные значения тех или иных слов, которые помогают создать запоминающееся , яркое представление о явлениях и предметах, называются образными значениями, или тропами. Ярким примером тропов является широко используемый приём олицетворения.
Упражнение 3.
Подчеркните слова, употреблённые в тексте в переносном значении одной чертой, олицетворения – двумя чертами.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса – великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(Переносное значение – ночевала, золотая, на груди, великана, умчалась в путь, по лазури, играя, в морщине, стоит, задумался, плачет; олицетворение – ночевала, умчалась в путь, играя, стоит, задумался, плачет.)
4. Подведение итогов.
Учитель просит учеников дать примеры слов, употребляемых в переносном значении.
- На основании каких признаков может происходить перенос значения слова? (сходство по цвету, значению, действию и т.д.)
- Что означает слово «троп»?
- Какие тропы вы можете назвать?
5. Домашнее задание.
Задание 1.
Найти в словаре типы тропов (метафора, эпитет, олицетворение и т. д.), записать на карточки, придумать примеры использования данных выразительных средств.
Задание 2.
Перепишите упражнение. Найдите в тексте и подчеркните примеры одушевления. Определите значение (прямое или переносное) употреблённых в стихотворении глаголов.