Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: «Прямое и переносное значение слов».
Учитель: Куренева Н.П.
Предварительная подготовка к уроку.
Так как данный урок относится к уроку повторения, в качестве предварительной подготовки ученикам предлагается повторить теоретические сведения, выполнить упражнение из учебника, направленное на определение значения конкретных слов. Также ученикам может быть предложен поиск многозначных и однозначных слов с помощью словаря.
Цели:
1.Повторить особенности употребления ряда слов в прямом и переносном значении.
2.Воспитывать умение грамотно употреблять в устной и письменной речи слова не только в прямом, но и в переносном значении.
3.Развивать у учащихся грамотную речь, расширять словарный запас.
Оборудование: учебник, детские картинки-карикатуры, на которых переносное значение слова изображалось бы как прямое (например, светящийся мальчик, девочка, у которой горят щеки и т.д.), распечатка теоретического грамматического материала.
Тип урока: применение и совершенствования знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение найденных учениками многозначных и однозначных слов.
3. Работа над новым материалом.
а) Слово учителя.
Некоторые слова могут иметь как прямое значение, которое ещё называют буквальным, так и переносное значение. При этом некоторые слова могут иметь не одно, а несколько переносных значений. Это значительно обогащает словарный запас русского языка, делая речь более живой и выразительной. К примеру, слово мраморный в прямом значении указывает на материал, из которого сделан тот или иной предмет – мраморные колонны; в переносном же – качество предмета, напоминающее мрамор, - мраморная кожа.
При этом переносное значение слов может возникать по разным причинам. Самая распространенная – перенос названия с одного предмета на другой из-за сходства по определенным признакам: светло-русые волосы похожи цветом на созревающие колосья пшеницы – пшеничные локоны.
Действия людей или живых объектов могут быть приписаны неживым предметам: наползал туман, идёт снег.
Упражнение 1 (диктант).
Напишите текст. Выделите слова, употребленные в переносном значении. Подберите к ним в пару слова, имеющие приблизительно то же значение, но употребляемые в прямом значении. Подумайте, с помощью какого способа возникло переносное значение многих слов, употреблённых в данном тексте.
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу ( И.Э. Грабарь). (Лазоревый – светло-голубой, жемчужный – белый, коралловый – красный, сапфировый – синий. Здесь – перенос названия драгоценного камня на цвет или оттенок.)
Учитель: Для того чтобы грамотно и красиво выражать свою мысль, а также понимать собеседника, необходимо различать значения одного и того же слова.
Упражнение 2 (устно).
Употребите выделенные слова из первого абзаца в переносном значении, из второго – в прямом. Образец: мраморный пол – мраморный лоб.
1.Мраморный пол, заледеневшая лужа, синяя шаль, персиковый сок, спящий котёнок, африканский континент.
2.Васильковые глаза, огненный взгляд, седое утро, танцующие тени, кошачьи повадки, свернуться клубком.
Тропы.
Учитель раздаёт ученикам распечатанный грамматический текст. Чтение текста вслух:
Обогащением значения слова, а также приданием ему нового смысла часто занимаются поэты и писатели, когда им необходимо в произведении охарактеризовать предмет, подчеркнув его сходство с другим предметом. Используя слова в переносном значении в обыденной речи, мы не задумываемся о сходстве или связях между этими словами и другими (время летит, снег идет). Такое случается из-за того, что употребление слова в переносном значении стало для нас столь же привычным, что и в прямом.
Однако при употреблении слова в несвойственном ему значении такая связь становится явной, её легко можно увидеть. Например, в строках из стихотворения Сергея Есенина:
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо…-
в несвойственном, необычном значении употреблено слово седины. Внимательный читатель поневоле задумается, что это слово обозначает?
Данные в словаре значения этого слова не могут быть применены для этого текста. Но если связать смысл, значение этого слова с остальными словами текста, можно догадаться, что седины в данном случае – это тучи, потрёпанные ветром. Тогда перед глазами встаёт картина хмурого осеннего дня, серого холодного неба, по которому плывут седые лохматые тучи. Одно только слово, употреблённое в нехарактерном для него значении, помогает обрисовать картину лучше, чем десяток предложений, и создать необходимое для понимания произведения настроение.
Необычные, несвойственные переносные значения тех или иных слов, которые помогают создать запоминающееся, яркое представление о явлениях и предметах, называются образными значениями, или тропами. Ярким примером тропов является широко используемый приём олицетворения.
Упражнение 3.
Подчеркните слова, употреблённые в тексте в переносном значении одной чертой, олицетворения – двумя чертами.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса – великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(Переносное значение – ночевала, золотая, на груди, великана, умчалась в путь, по лазури, играя, в морщине, стоит, задумался, плачет; олицетворение – ночевала, умчалась в путь, играя, стоит, задумался, плачет.)
4. Подведение итогов.
Учитель просит учеников дать примеры слов, употребляемых в переносном значении.
- На основании каких признаков может происходить перенос значения слова? (сходство по цвету, значению, действию и т.д.)
- Что означает слово «троп»?
- Какие тропы вы можете назвать?
5. Домашнее задание.
Задание 1.
Найти в словаре типы тропов (метафора, эпитет, олицетворение и т. д.), записать на карточки, придумать примеры использования данных выразительных средств.
Задание 2.
Перепишите упражнение. Найдите в тексте и подчеркните примеры одушевления. Определите значение (прямое или переносное) употреблённых в стихотворении глаголов.
1.Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути, -
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
С. А. Есенин.
2.Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
С. А. Есенин.