kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку "Прямое и переносное значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                 6 класс.       Русский  язык.      

Тема: Прямое и переносное значение слова

Цели урока:

 -Познакомить с прямым и переносным значением слова;

-Изучить возможности использования слов в переносном смысле;

-Закрепить умение определять значения слов;

-Развитие речи; 

Оборудование: 

Доска

Учебник

                                                Ход урока

1. Организационный момент  

 Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»

2.Проверка домашнего задания

Вспомним,что мы изучали на прошлом уроке?

Однозначные и многозначные слова.

  Что было задано на дом?

Первой группе  – найти в толковом словаре примеры многозначных слов.

Второй - найти примеры из русских народных сказок со словом «красный» (красивый, парадный).

3.  Введение в новую тему  

Вступительное слово учителя  

    Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем.   Мы стали общаться и после  разговора  я сказала ему,   что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но,к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы, сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Мягкий характер- хороший  характер

Острый ум-  быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья-  очень рад

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.

  1. Определение темы урока.Введение в новую тему.

 «Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради.

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение  у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства ( зима – тоже белая)

 -А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка- прямым и переносным значением.

_________________________________________________________

А теперь обратимся к учебнику на странице 24.

Прочитаем, что творит глагол «идти».

В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение.

________________________________________________________

- А теперь потренируемся.

Читаем задание.

1 гр.

2 гр.

3 гр.   

 Дать прямое значение слову.

Черная (работа, ________).

Ледяной (взгляд,________).

 Острый (ум,_________).

Допишите примеры, чтобы значение было прямым.

- Выборочный диктант

Запишите в два столбика словосочетания.

Прямое значение

Переносное значение

 -Чистые помыслы- без утайки, искренние  

-Чистые руки- 

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум- быстро соображает.

-Холодные руки- от холода 

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

- Упр 2, 5,6. ( Зад для гр).

5. Рефлексия.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня?

Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.

Как образуются слова с переносным значением?

-На основе сходства. 

-Где используются слова с переносным значением?  

В художественных текстах.

6. Домашнее задание.

Придумать 5 предложений с переносным значением.

Резерв

 Устное задание (на доске или проекторе). 

-Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)

Скажите какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом.

Гребень (петуха)-гребень (для волос)

Лисичка (зверек)- лисичка (гриб)

Хвост (собаки)- хвост (кометы),

Нос (человека)- нос (корабля)

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.

  1. Определение темы урока.Введение в новую тему.

 «Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради.

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение  у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства ( зима – тоже белая)

 -А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка- прямым и переносным значением.

_________________________________________________________

А теперь обратимся к учебнику на странице 24.

Прочитаем, что творит глагол «идти».

В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение.

________________________________________________________

- А теперь потренируемся.

Читаем задание.

1 гр.

2 гр.

3 гр.   

 Дать прямое значение слову.

Черная (работа, ________).

Ледяной (взгляд,________).

 Острый (ум,_________).

Допишите примеры, чтобы значение было прямым.

- Выборочный диктант

Запишите в два столбика словосочетания.

Прямое значение

Переносное значение

 -Чистые помыслы- без утайки, искренние  

-Чистые руки- 

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум- быстро соображает.

-Холодные руки- от холода 

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

- Упр 2, 5,6. ( Зад для гр).

5. Рефлексия.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня?

Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.

Как образуются слова с переносным значением?

-На основе сходства. 

-Где используются слова с переносным значением?  

В художественных текстах.

6. Домашнее задание.

Придумать 5 предложений с переносным значением.

Резерв

 Устное задание (на доске или проекторе). 

-Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)

Скажите какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом.

Гребень (петуха)-гребень (для волос)

Лисичка (зверек)- лисичка (гриб)

Хвост (собаки)- хвост (кометы),

Нос (человека)- нос (корабля)

                                                 6 класс.       Русский  язык.      

Тема: Прямое и переносное значение слова

Цели урока:

 -Познакомить с прямым и переносным значением слова;

-Изучить возможности использования слов в переносном смысле;

-Закрепить умение определять значения слов;

-Развитие речи; 

Оборудование: 

Доска

Учебник

                                                Ход урока

1. Организационный момент  

 Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»

2.Проверка домашнего задания

Вспомним,что мы изучали на прошлом уроке?

Однозначные и многозначные слова.

  Что было задано на дом?

Первой группе  – найти в толковом словаре примеры многозначных слов.

Второй - найти примеры из русских народных сказок со словом «красный» (красивый, парадный).

3.  Введение в новую тему  

Вступительное слово учителя  

    Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем.   Мы стали общаться и после  разговора  я сказала ему,   что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но,к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы, сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?

Мягкий характер- хороший  характер

Острый ум-  быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья-  очень рад

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.

  1. Определение темы урока.Введение в новую тему.

 «Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради.

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение  у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства ( зима – тоже белая)

 -А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с  явлением русского языка- прямым и переносным значением.

_________________________________________________________

А теперь обратимся к учебнику на странице 24.

Прочитаем, что творит глагол «идти».

В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение.

________________________________________________________

- А теперь потренируемся.

Читаем задание.

1 гр.

2 гр.

3 гр.   

 Дать прямое значение слову.

Черная (работа, ________).

Ледяной (взгляд,________).

 Острый (ум,_________).

Допишите примеры, чтобы значение было прямым.

- Выборочный диктант

Запишите в два столбика словосочетания.

Прямое значение

Переносное значение

 -Чистые помыслы- без утайки, искренние  

-Чистые руки- 

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум- быстро соображает.

-Холодные руки- от холода 

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

- Упр 2, 5,6. ( Зад для гр).

5. Рефлексия.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня?

Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.

Как образуются слова с переносным значением?

-На основе сходства. 

-Где используются слова с переносным значением?  

В художественных текстах.

6. Домашнее задание.

Придумать 5 предложений с переносным значением.

3 гр.   

 Дать прямое значение слову.

Черная (работа, ________).

Ледяной (взгляд,________).

 Острый (ум,_________).

Допишите примеры, чтобы значение было прямым.

- Выборочный диктант

Запишите в два столбика словосочетания.

Прямое значение

Переносное значение

 -Чистые помыслы- без утайки, искренние  

-Чистые руки- 

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум- быстро соображает.

-Холодные руки- от холода 

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

- Упр 2, 5,6. ( Зад для гр).

5. Рефлексия.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня?

Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.

Как образуются слова с переносным значением?

-На основе сходства. 

-Где используются слова с переносным значением?  

В художественных текстах.

6. Домашнее задание.

Придумать 5 предложений с переносным значением.

Резерв

 Устное задание (на доске или проекторе). 

-Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Прямое и переносное значение слова"»

6 класс. Русский язык.

Тема: Прямое и переносное значение слова

Цели урока:

-Познакомить с прямым и переносным значением слова;

-Изучить возможности использования слов в переносном смысле;

-Закрепить умение определять значения слов;

-Развитие речи;

Оборудование:

Доска

Учебник

Ход урока


1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»

2.Проверка домашнего задания

Вспомним ,что мы изучали на прошлом уроке?

Однозначные и многозначные слова.

Что было задано на дом?

Первой группе – найти в толковом словаре примеры многозначных слов.

Второй - найти примеры из русских народных сказок со словом «красный» (красивый, парадный).

3. Введение в новую тему

Вступительное слово учителя

Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но ,к сожалению, этот человек не понял меня!

А вы , сможете описать его?

Объясните значения слов, которые помогли описать друга?


Мягкий характер- хороший характер

Острый ум- быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки- все умеет делать.

Светится от счастья- очень рад

Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.

4. Определение темы урока.Введение в новую тему.

«Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради.

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, какой корень у этих слов.

- А какое значение у этих слов?

Седой- побелевший от старости

На основе сходства ( зима – тоже белая)

-А как вы думаете, какое слово появилось первым.

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.

Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка- прямым и переносным значением.

_________________________________________________________

А теперь обратимся к учебнику на странице 24 .

Прочитаем, что творит глагол «идти».

В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение.

________________________________________________________

- А теперь потренируемся.

Читаем задание .

1 гр.

2 гр.

3 гр.


Дать прямое значение слову.

Черная (работа , ________).

Ледяной (взгляд,________).

Острый (ум,_________).

Допишите примеры, чтобы значение было прямым.

- Выборочный диктант

Запишите в два столбика словосочетания.

Прямое значение

Переносное значение

-Чистые помыслы- без утайки, искренние

-Чистые руки-

-Быстрая река-река, которая быстро движется

-Быстрый ум- быстро соображает.

-Холодные руки- от холода

-Холодное сердце - равнодушное

Почему вы так распределили?

- Упр 2, 5,6. ( Зад для гр).

5. Рефлексия.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня?

Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.

Как образуются слова с переносным значением?

-На основе сходства.

-Где используются слова с переносным значением?

В художественных текстах.

6. Домашнее задание.

Придумать 5 предложений с переносным значением.


Резерв

Устное задание (на доске или проекторе).

-Переносные значения могут быть основаны на сходстве , близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)


Скажите какая связь обнаруживается у предметов , которые названы одним и тем же словом.

Гребень (петуха)-гребень (для волос)

Лисичка (зверек)- лисичка (гриб)

Хвост (собаки)- хвост (кометы),

Нос (человека)- нос (корабля)





3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по русскому языку "Прямое и переносное значение слова"

Автор: Сатибаева Курбанай Келдибаевна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 264963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока русского языка  "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "209435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431163639"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок русского языка. Прямое и переносное значение слов."
    ["seo_title"] => string(56) "urok_russkogo_iazyka_priamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov"
    ["file_id"] => string(6) "603345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1648201994"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка в 10 классе "Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_10_klasse_slovo_i_ego_znachenie_odnoznachnost_i"
    ["file_id"] => string(6) "601956"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646930294"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тема презентации: Прямое и переносное значение слова "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-priezientatsii-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420183438"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства