Урок русского языка. 2 класс.
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель:
формировать умение изменять имя существительное по числам;
определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
развивать навыки грамотного письма; способствовать обогащению лексического запаса, развитию речи, внимания, памяти, мышления.
Задачи:
- развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся.
- формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой.
- формировать логическое мышление детей, опирающиеся на образное логическое мышление.
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, коллективные.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технологии.
Вид урока: практическая работа.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, индивидуальные карточки, дидактический материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
II. Проверка домашнего задания.
Что бы времени не терять ребята, я записала на доске слова которые вы должны были выписать при выполнении дом. задания. Проверьте, пожалуйста!
У кого не так исправьте!
Что?
Камень, глина, песок, клещи, гвозди, молоток, нитки, лопата, труд.
(Использование сигнальных кругов)
III. Чистописание.
Упражнения для рук.
а) Встряхнуть кистями рук, покрутим, потом потянули за каждый пальчик.
б) Изображаем замочек (открывается и закрывается)
Молодцы!
Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.
Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)
А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)
Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.
В это же время некоторым ученикам даю карточки:
Карточка №1.
Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы Что?
Ударили сильные холода. Вот снегири летят к кормушкам. Птички начали клевать крошки и семена.
Карточка №2.
Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос Кто?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник, штанга – штангист, шахматы – шахматист.
Карточка №3.
Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Дети пускали лодочки.
Карточка№4.
Спиши предложение.
Петя закинул сеть. Сеть ушла на дно. Ушла и рыба.
Подчеркни подлежащее – одной чертой. Поставь ударение над словами.
IV. Постановка темы урока.
Учитель:
-Мы сегодня ребята продолжим тему « Имя существительное.»
- Давайте вспомним, какую тему проходили? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
- Правильно! Молодцы! Но для начала давайте скажем.
- Какие слова мы называем именами существительными? (Слова, которые отвечают на вопросы Кто? или Что? называются именами существительными)
- Приведите пример.
-На какие две группы можем разделить все слова имени существительного?
( Одушевлённые и неодушевлённые. Например: кто? – медведь, что?- книга)
- В каком числе могут быть употреблены имена существительные?
(В единственном, и множественном числе. Например: ручка (ед.ч.) – ручки (мн.ч.))
(На интерактивной доске просматриваем картинки в единственном и множественном числе)
- Подведём итог, в каком числе могут быть существительные. (Ответы детей)
V. Работа по теме урока.
Словарный диктант.
- Напишите слова в два столбика, кто? и что?
Берёза, воробей, сорока, осина, стакан, ворона, капуста, заяц.
Кто? Что?
Воробей берёза
Сорока осина
Ворона стакан
Заяц капуста
Поверка: два ученика читают слова в каждом столбике.
Остальные ученики поднимают сигнальные карточки.
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто? (Одушевлённые существительные)
- А на вопрос Что? (Неодушевлённые существительные)
-Хорошо! Молодцы!
VI. Физкультминутка.
Игра “Угадай ”
Ребята, я буду называть слова, если я скажу одушевленное существительное–хлопайте в ладоши, если неодушевленное –топаем.
VI1. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в паре.
Найди 6 слов и обведи их в овал.
ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ
АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР
ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ
- Какие слова нашли?
Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные.
Самостоятельная работа по вариантам.
I в – выпишет одушевлённые имена существительные.
II в – неодушевлённые имена существительные.
- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.
- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.
Вам встретилось слово гусеница.
- Что вы себе представили?
- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?
- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?
I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?
II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
VI1I. Работа с учебником.
-А сейчас открываем учебник стр.49-50 упр.85
Проверка задания.
IΧ. Творческая работа. (Работа в группе.)
Прочитайте слова.
- Норка
- Свинка
- Шах
- Галочка
- Ласка
- Собачка
Составьте 2 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.
А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями.
Χ.Итог урока. Рефлексия.
- Чем мы занимались на уроке?
-Что больше всего понравилось?
- А что не понравилось?
Приложение №1.
«Я знаю, я умею, я могу».
Ф. И.__________________________
В начале урока
В конце урока
1.Я знаю, что такое имена существительные.
2.Я умею находить существительные среди других слов.
3.Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4.Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.
ΧI. Домашнее задание.
Упр.86, стр.51.