kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  во 2 классе

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: создание условий для  освоения  учащимися способа определения одушевлённых  и неодушевлённых имен существительных.

Задачи:

·        содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к  мнению других людей,  умение высказывать  и доказывать  свое мнение, создавать  мини-высказывание);

·        актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

·        смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых  существительных;

·        развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные  умения учащихся;

·        обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.

 

 Планируемые результаты:

Личностные:

-   стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

-  способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Предметные:

- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;

-  освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Метапредметные:

Познавательные:

-  формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

-  добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

-  умение оформлять свои мысли в устной речи;

-  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-  адекватно воспринимать оценку учителя;

-  освоение способа решения проблемного поискового характера.

Оборудование: учебник «русский язык», карточки со словами, карточки с разноуровневыми заданиями.

                                                      Ход урока

  1. Организационный момент.

 Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Пятиминутная  «разминка».

Игра: Кто больше вспомнит за две минуты имён сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж,ч,ш,щ  с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-попрыгайчик,  Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука…)
– Кто больше вспомнит  названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ш, ч, щ с буквами и, а, у? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ёжик, журавль, медвежата, чибис и  т. д.)

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

– Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет слова, которые выделены?  Чем отличаются эти слова? (ответы детей)

- Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном?

(Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

  1. Введение в тему и целеполагание.

«Интрига»

– Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Любой ученик, по-видимому, мечтает, чтобы урок начался с игры. Наша игра – лингвистическая.

– Что это значит? (Языковая)

– Какие знания потребуются в этой игре? (Орфографические, фонетические, лексические, синтаксические)

«Лексическая разминка»

– Прочтём эпиграф к уроку: «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».

– Как вы поняли это высказывание? (Язык – наше  богатство. Мы должны бережно относиться к своему языку, к словам, как к сокровищнице. Нужно избегать ошибок в своей речи).

- О чём же будет наш сегодняшний урок?

- Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Что нам необходимо знать о них?

- Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи).

4. Минутка чистописания.

Приготовились к минутке чистописания. Будем прописывать соединение гласных и согласных букв и наоборот согласных и гласных. Вначале внимательно смотрим на доску

Следим за мной как правильно выполнять соединение, только после того как я скажу, «прописываем» выполняем в тетради.

Нижние соединение гласной буквы «А» и согласной буквы «Л».

Нижнее соединение гласной буквы «О» и согласной буквы «М».

Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца строки).

Во второй сроке будем прописывать верхнее соединение. Смотрим на доску.

Верхнее соединение согласной буквы «Р» и гласной буквы « И»

Верхнее соединение согласной буквы «В» и гласной буквы «У». Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца).

Словарная работа (предметный диктант).

А, сейчас выполняем словарную работу. Я показываю вам школьные принадлежности, а вы каждый в своей тетради записываете.

А как мы с вами начинаем писать? ( Ответы детей: с красной строки, с большой буквы).

Альбом, кисточка, карандаши,краски, картина, рисунок.(карточки)

4. Изучение новых знаний.

- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы.

- Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).

- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).

- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.

ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО,  называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике.

- Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые? (предположения детей).

Работа со словарной статьёй из словаря Ожегова: определение и примеры.

5. Составление модели способа действия при различении одушевлённых и неодушевлённых существительных. Учащиеся работают в парах, составляя алгоритм. Представление наработок детей. Выбор оптимального алгоритма.

                                               Алгоритм

  1. Найди имя существительное.
  2. Определи, что оно обозначает.
  3. Если обозначает живое существо, задай вопрос КТО?
  4. Если обозначает неживое существо, задай вопрос ЧТО?

5. Сделай вывод и докажи.

6. Первичная проверка восприятия изученного.

- Давайте потренируемся. Я предлагаю вам придумать предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

Запишите свои предложения. Взаимопроверка  в паре.

7. Минутка двигательной активности.

- Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте.

Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. (Можно показывать картинки)

8. Создание проблемной ситуации.

- У вас на карточках слова: радио, метро, салями, шоссе, колибри, боа, панда, эму, винчестер, монитор, флэш-карта, капибара.

Во втором столбике  - слова-признаки.

Подбери к существительным подходящие слова-признаки (пушистый, маленький, вкусный, быстрый, медлительный, домашний, московский, загородный, большой, удобный, плоский,  новый).

ПС: алгоритм не работает, так как мы не знаем, что обозначает необычное слово. Необычные слова – это слова-гости в нашем языке. Они «прибыли» из других языков (немецкого, английского и др.).     Чтобы наш алгоритм продолжал работать, нужно узнать значение иноязычных слов.

Вывод: для правильного употребления в речи слов-гостей (иностранного происхождения) необходимо сначала определить, одушевлёнными или неодушевлёнными они являются.

9. Применение и закрепление изученного материала.

- Выбери карточку с заданием:

Базовый уровень. Надпишите над существительными буквы О (одушевлёнными) или Н (неодушевлёнными). Устно обоснуй свой выбор.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было выпить воду.

Повышенный уровень. Создайте  и запишите связный текст на одну из выбранных тем «Зоопарк», «Город», «Я и компьютер».

10. Самоконтроль и взаимоконтроль.

- А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием и побудете в роли учителя, проверяя работу своего соседа по парте.

- Оцените работу ученика  (базовый уровень) по шкалам «Правильность» и «Аккуратность».

- Ребята, выбравшие повышенный уровень, могут по желанию проверить результаты работы у учителя или у консультантов-одноклассников.

11. Подведение итогов.

1) Чему мы научились  на уроке?

2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?

12. Домашнее задание.

Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

13. Рефлексия.

- Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.

? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,

- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Молодцы!

– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову.

– А закончить урок я хочу словами:

Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные УМК "Школа России" »

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Задачи:

  • содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);

  • актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

  • смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных;

  • развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;

  • обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.


Планируемые результаты:

Личностные:

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Предметные:

- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;

- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Метапредметные:

Познавательные:

- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- освоение способа решения проблемного поискового характера.

Оборудование: учебник «русский язык», карточки со словами, карточки с разноуровневыми заданиями.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Пятиминутная  «разминка».

Игра: Кто больше вспомнит за две минуты имён сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж,ч,ш,щ  с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-попрыгайчик,  Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука…)
– Кто больше вспомнит  названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ш, ч, щ с буквами и, а, у? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ёжик, журавль, медвежата, чибис и  т. д.)

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

– Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет слова, которые выделены? Чем отличаются эти слова? (ответы детей)

- Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном?

(Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

  1. Введение в тему и целеполагание.

«Интрига»


– Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Любой ученик, по-видимому, мечтает, чтобы урок начался с игры. Наша игра – лингвистическая.

– Что это значит? (Языковая)

– Какие знания потребуются в этой игре? (Орфографические, фонетические, лексические, синтаксические)


«Лексическая разминка»


– Прочтём эпиграф к уроку: «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».

– Как вы поняли это высказывание? (Язык – наше богатство. Мы должны бережно относиться к своему языку, к словам, как к сокровищнице. Нужно избегать ошибок в своей речи).

- О чём же будет наш сегодняшний урок?

- Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Что нам необходимо знать о них?

- Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи).

4. Минутка чистописания.

Приготовились к минутке чистописания. Будем прописывать соединение гласных и согласных букв и наоборот согласных и гласных. Вначале внимательно смотрим на доску

Следим за мной как правильно выполнять соединение, только после того как я скажу, «прописываем» выполняем в тетради.

Нижние соединение гласной буквы «А» и согласной буквы «Л».

Нижнее соединение гласной буквы «О» и согласной буквы «М».

Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца строки).

Во второй сроке будем прописывать верхнее соединение. Смотрим на доску.

Верхнее соединение согласной буквы «Р» и гласной буквы « И»

Верхнее соединение согласной буквы «В» и гласной буквы «У». Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца).

Словарная работа (предметный диктант).

А, сейчас выполняем словарную работу. Я показываю вам школьные принадлежности, а вы каждый в своей тетради записываете.

А как мы с вами начинаем писать? ( Ответы детей: с красной строки, с большой буквы).

Альбом, кисточка, карандаши,краски, картина, рисунок.(карточки)

4. Изучение новых знаний.

- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы.

- Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).

- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).

- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.

ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике.

- Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые? (предположения детей).

Работа со словарной статьёй из словаря Ожегова: определение и примеры.

5. Составление модели способа действия при различении одушевлённых и неодушевлённых существительных. Учащиеся работают в парах, составляя алгоритм. Представление наработок детей. Выбор оптимального алгоритма.

Алгоритм

  1. Найди имя существительное.

  2. Определи, что оно обозначает.

  3. Если обозначает живое существо, задай вопрос КТО?

  4. Если обозначает неживое существо, задай вопрос ЧТО?

5. Сделай вывод и докажи.

6. Первичная проверка восприятия изученного.

- Давайте потренируемся. Я предлагаю вам придумать предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

Запишите свои предложения. Взаимопроверка в паре.

7. Минутка двигательной активности.

- Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте.

Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. (Можно показывать картинки)

8. Создание проблемной ситуации.

- У вас на карточках слова: радио, метро, салями, шоссе, колибри, боа, панда, эму, винчестер, монитор, флэш-карта, капибара.

Во втором столбике - слова-признаки.

Подбери к существительным подходящие слова-признаки (пушистый, маленький, вкусный, быстрый, медлительный, домашний, московский, загородный, большой, удобный, плоский, новый).

ПС: алгоритм не работает, так как мы не знаем, что обозначает необычное слово. Необычные слова – это слова-гости в нашем языке. Они «прибыли» из других языков (немецкого, английского и др.). Чтобы наш алгоритм продолжал работать, нужно узнать значение иноязычных слов.

Вывод: для правильного употребления в речи слов-гостей (иностранного происхождения) необходимо сначала определить, одушевлёнными или неодушевлёнными они являются.

9. Применение и закрепление изученного материала.

- Выбери карточку с заданием:

Базовый уровень. Надпишите над существительными буквы О (одушевлёнными) или Н (неодушевлёнными). Устно обоснуй свой выбор.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было выпить воду.

Повышенный уровень. Создайте и запишите связный текст на одну из выбранных тем «Зоопарк», «Город», «Я и компьютер».

10. Самоконтроль и взаимоконтроль.

- А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием и побудете в роли учителя, проверяя работу своего соседа по парте.

- Оцените работу ученика (базовый уровень) по шкалам «Правильность» и «Аккуратность».

- Ребята, выбравшие повышенный уровень, могут по желанию проверить результаты работы у учителя или у консультантов-одноклассников.

11. Подведение итогов.

1) Чему мы научились на уроке?

2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?

12. Домашнее задание.

Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

13. Рефлексия.

- Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.

? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,

- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Молодцы!

– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову.

– А закончить урок я хочу словами:

Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Cоловей Елена Александровна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Одушевлённые-неодушевленные имена существительные". Закрепление."
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriezientatsiieinatiemuodushievlionnyienieodushievliennyieimienasushchiestvitielnyiezakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "256568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448179828"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа России» Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-umk-shkola-rossii-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "136045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417020344"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "презентация для урока русского языка "имена существительные""
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "329223"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463879357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства