Ауезова Б.Ж средняя школа №6
города Жанаозен Мангистауской областей
5 кл.
Русская речь
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»
Цели: углубление и закрепление понятий одушевлённые и неодушевлённые существительные; отработка практических навыков по разграничиванию одушевлённых и неодушевлённых существительных; формирование умения формулировать вывод; развитие интереса к изучению предмета.
Типа урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, бумага формата А-4, карточки с текстами, маркеры.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх
(« Хорошо!») или опуская вниз (« Плохо!»). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием «Во»! Итак, начинаем. Какие у вас друзья? А школа? А учителя? Как настроение? (Ответы учеников).
II. Фаза «Вызов». Подготовка учащихся к восприятию новой темы на основе полученных знаний:
1 группа: заполнить кластер с ключевым словом – вопросом кто?
2 группа: заполнить кластер с ключевым словом – вопросом что?
III. Фаза «Реализация» ( стадия осмысления)
Ребята, а вы задумывались над тем, почему одни существительные отвечают на вопрос Кто?, другие на вопрос Что?
В русском языке названия всех живых существ ( то, что движется – ползет, ходит, летает, бегает, скачет, плавает) отвечает на вопрос Кто? Даже маленький муравей, бабочка, паук отвечают на вопрос кто? И являются одушевлёнными существительными. А в казахском языке на вопрос кім? Отвечают только существительные, называющие людей.
Неодушевлённые существительные обозначают неживые предметы. Например, стол, телевизор, доска. Итак. Мы знаем, что существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.
Одушевлённые существительные – это существительные ( и все его формы), отвечающие на вопрос кто?
- Давайте быстро повторим формы вопроса кто?
Составляется схема – ступенька.
Неодушевлённые существительные (и все их формы) отвечают на вопрос что?
IV. Групповая работа
Задание для 1 группы:
Вместо точек вставить пропущенные слова, ответить, какой части речи это слова, что обозначает; указать грамматическую принадлежность и особенности написания.
Однажды ( отрывок)
Однажды гусыню спросила индюшка:
- Скажи, почему, дорогая подружка,
Кукует … (кукушка),
Несётся (несушка),
А вот не лягает что-то … (лягушка)
На это ответила так ей гусыня:
- А всё потому же, по той же причине
Что к осени близко ….
Текст для 2 группы ( продолжение этого же стихотворения):
Редеет … (редиска),
…. (брусника) буреет,
А вот почему то … (чеснок) не честнеет.
И дальше задумчиво шли друг за дружкой
Гусыня с индюшкой. (Р. Баумволь)
- В литературе на страницах произведений очень часто происходит «оживление» неживой природы. Кто знает, как этот приём называется? (Олицетворение)
V. Составление ассоциативного словарного диктанта.
Задание. Даны глаголы, которые в большинстве обозначают действия живых существ. Подберите к ним неодушевлённые существительные. (Данное задание может быть и индивидуальным).
VI. Индивидуальная работа. Чтобы узнать, поняли ли вы разницы или нет между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, я загадаю загадки. Вы должны их отгадать и сказать, на какой вопрос отвечает отгадка и каким существительным является (одушевлённым и неодушевлённым).
Зимой беленький,
Летом серенький.
Никого не обижает,
А всех боится.
Заяц
Не будильник, а разбудит,
Запоёт – проснутся люди,
На голове – гребешок,
Это Петя - … петушок.
Привезли с бахчи полосатые мячи.
Арбузы
Зимой и летом одним цветом.
Ель
Упадет – подскачет,
Ударишь – не плачет.
Мяч
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Собака
В воде мы живём,
Без воды пропадём.
Рыбы
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить – они заболят.
Зубы
VII.Создание постеров
VIII.Физкультминутка.
IX. Вывод
X. Стратегия «ЗХУ» по критическому мышлению
XI.Рефлексия
XII. Домашнее задание: учащимся 1 варианта составить кроссворд на тему «Животные»; учащимся 2 варианта – на тему «Мир растений».
XIII. Итог урока
- Как вы оцените свою работу?
Стратегия «ОдО: самооценивание»
а) учащиеся делятся на 2 группы. Каждая группа заполняет кластер.
б) кто из вас сформулирует правило?
Выслушать варианты ответов. Коллективно решить, кто лучше всех ( полно и грамотно) сформулировал правило.
Учитель обобщает и озвучивает основное правило по теме урока:
Учащиеся работают по «цепочке», заполняют каждую ступеньку по очереди.
Учащиеся заполняют схему.
Учащиеся работают сообща.
Учащиеся вставляют пропущенные слова и указывают части речи, грамматическую принадлежности.
Плачет … (дождь)
Смеется … (солнце, день)
Бушует … (ветер, метель)
Разозлился … (мороз)
Разнежились … (облака)
Скрылись … (тучки)
Шепчутся … (камыши, цветы)
Наклонились … (колокольчики)
Поют, танцуют, кружатся … ( снежинки, листья)
- В написании каких слов можно допустить ошибки?
Отметьте графически.
Ученики должны отгадать загадки и сказать на
какой вопрос отвечает отгадка и каким существительным является (одушевлённым или неодушевлённым).
Отгаданные слова нужно записать в тетради.
Ученики отображают понятие темы, готовят защиту постеров.
Урок уроком, а здоровье превыше всего. Проверьте, как вы сидите. Спинка стула должна упереться в ваши спинки. Распрямите плечи, подтянитесь, разомните руки, пошевелите пальчиками, поднимите руки вверх.
Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.
Заполнение таблицы «ЗХУ»
- Что по этой теме вы знаете, узнали и хотели бы узнать.
Индивидуально заполняют колонки таблицы.
Знал (а) Хочу узнать Узнал (а)
Вопросы: Кто? Что? – имена существительные
Ещё больше названий (имён существительных) растений, животных, явлений. От имён существительных, обозначающих животных, зверей, птиц образуются глаголы (например, кукушка кукует и т.д.), и, используя это, можно составлять юмористические стихи, тексты.
На вопрос кто? – одуш. сущ. Олицетворение
На вопрос что? – неодуш. сущ. Олицетворение
Что для вас было интересно на уроке?
Каким творчеством вы занимались?
Что вы узнали на уроке?
На партах у каждого ученика есть три карточки разного цвета:
Работал (а) в полную силу Белая
Работал (а) хорошо Синяя
Мог (ла) работать лучше Коричневая