Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.»
Тема урока:Ударение. Ударные и безударные слоги. Предметные задачи: 1.Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. 2.Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением -3.Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. 4.Развивать речь, обогащать словарный запас. -5.Работать над нормами правильного произношения Планируемые результаты Личнoстные: — знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; — иметь представление о причинах успеха в учебе; Регулятивные: — принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные: — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Коммуникативные: — участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); — формулировать собственное мнение и позицию;
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. -Ребята, кто готов к уроку?
2. Чистописание.
Сегодня будем писать буквы К к Запишите буквы красиво и аккуратно.
3.Объяснение нового материала . - Отгадайте загадку. Слушайте внимательно. Всегда во рту, а не проглотишь? - Какое это слово? Докажите. - Что означает это слово? - Давайте красиво запишем это слово. - Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Не спеши языком, торопись делом. - Сколько слогов в слове язык? Как узнать? - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова? Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале слова а)Постановка целей и задач урока. - Внимание! (учитель ударяет ручкой по столу) - Что вы услышали? - Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее) - А почему? От чего зависит сила звука? - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении) Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. б)Работа по учебнику. Давайте проверим, правильно ли мы определили тему урока. Откройте учебники . -Прочитаем хором тему. Мы правильно определили? - Какой хитрый вопрос поставила нам автор учебника? - Как вы на него ответите? - Ударить можно не только в ложки, но ударить можно голосом. - Как вы это понимаете? - Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя кружочками. - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом? - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Прочитайте одно из них. Выполнение Упр. 1 с.39 Устная работа над Упр. 1 - А слог, на который ударение не падает, называют безударным. Сейчас проделаем опыт с ладошкой. Обратите внимание на поток воздуха выходящего из вашего ротика. ДОМ ШКОЛА МАЛИНА Что заметили? Какой вывод можно сделать? Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой. в) Игровой момент - Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными. Вова, рама, школа - Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение. (записывают), (проверка)
Знакомство с правилом. С.39. А чтобы легче было запомнить прочитаем весёлые стихи. Мы в слове слог ударный Найдём элементарно. А когда его найдём, Громче всех произнесём.
4.Физкультминутка.
5. Закрепление. - Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам. - Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным? Выполнение Упр. 2 с. 40 Назовите имена сказочных котов. - Сколько слогов в слове кот? ( 1) - Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произнесении слов такой структуры? (нет) - Какой сделаем вывод? - Вывод: если в слове 1 слог, ударение обозначать не обязательно. Рассказ учителя. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? Рассказать? Тогда слушайте. Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал: – Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова ему не поверили.: Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка. Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами. (Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.) Замок – замок, белки – белки, атлас – атлас, ирис – ирис. Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера. Работа над упр.7.42. -А теперь допишите нужное слово и обозначьте ударение. На горе стоит…… На двери висит…. Словарная работа -Ребята, отгадайте загадки.
Длиннохвостая она, Со спины черным- черна. Брюхо белое да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Подымает стрекот – крик. (сорока)
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди- Лучше в дом не заходи. (собака) - Разделите слова на слоги, составьте с ними предложения. - Слова сорока и собака – это словарные слова.
6. Итог урока -Что нового узнали на уроке сегодня? -Что было интересным для вас?