kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку.Тема: «Ударение. Ударный и безударный слог»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока русского языка во втором классе.

Учитель: Финаева О.С.

Тема: «Ударение. Ударный и безударный слог»  

 

Цель урока: совершенствовать умения различать ударную гласную от безударной в словах, различать гласные звуки и буквы, познакомить учащихся с соответствием звука и буквы в ударном слоге, уточнение знаний об особенностях ударного слога и роли ударения в речи, формировать умения находить в слове ударный слог;

коррекция внимания, мелкой моторики.

 

  1. Организационный  момент

- Мы услышали звонок,

  Начинаем наш урок.

Загадка: Снег на полях,

                Лед на водах,

                Вьюга гуляет – когда это бывает? (Зимой)

- Какой первый звук слышим? Это какой звук: согласный или гласный? Почему?

- Какой буквой обозначаем на письме?

 

  1. Чистописание

Пропишем букву З/з, соединения букв зи, зо, зя, аз.

 

      3. Введение в тему. Отложите ручки и посмотрите на доску. Поля, хлеба, врачи, леса, листы.

Давайте поставим ударение в словах.

 --Что такое ударение?

Я хочу уточнить, что обозначает этот значок?

-Разделите эти слова на слоги.

-Ударение на который слог падает?

Что их объединяет?(ударение падает на второй слог)

-Как называется слог на который падает ударение? (ударный)

-Давайте попробуем поставить ударение на первый слог. Что у нас получится?

-Слышим ли мы в речи такие слова: врачи, листы?

-Как вы думаете, важно ли уметь правильно ставить ударение в словах? Почему?

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.                                          

Эй, невидимка – молоток –

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка,

Держи в руках его озорника.

Этот невидимка говорит:

Силачом слыву недаром,

Выделяю слог ударом.

Тема нашего сегодня урока «Ударные и безударные гласные и их отличие», мы должны научиться отличать ударный слог от безударного.

4. Работа по теме урока. Учитель читает рассказ.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством.

Читает: « 3 раза в день по 1 столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама.

-Что случилось,  сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано: (читает)

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл….

- Что же случилось от перестановки ударения? (Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история).

Послушайте еще одно стихотворение.

В ведерко руку окуни – не бойся – это окуни!

На двери замка нет замка.

Иголка ходит вверх и вниз.

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис,

А вышивает ирис.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

-  Для чего нам нужно ударение? Что произойдет если ударение поставить не правильно? Какой слог называют ударным? Какой слог называют безударным?

 

5. Закрепление темы.

-Прочитайте предложения и сравните между собой выделенные слова.

 

Косит косец, а зайчишка косит. 
Трусит трусишка, а ослик трусит.

-Чем сходны эти слова и чем различаются?

-Почему они звучат по-разному?

-Важно ли уметь правильно ставить ударение?

-Почему важно?

-Скажите, как определить, на какой слог падает ударение?

(Разделить на слоги.)

-Косит - назовите ударный слог.

-Косит - ко ударный слог или безударный?

-Давайте разберём вторую строчку.

(Аналогично разбираем вторую строку.)

Изменить ударение в словах: хлопок – хлопок, стоит – стоит, замок – замок, пары – пары, дорога – дорога, трусить – трусить,  стрелки – стрелки, мука – мука.

 

6. Работа с учебником.  

    Открываем учебник на странице 52, найдите правило, давайте его прочитаем. 

Упражнение 8. Разобрать и выполнить в тетради, один ученик у доски.

Упражнение 9 самостоятельно в тетради.

 

7. Итог урока.

- Солнце село за село.

Нам ужасно повезло,

Что в гости к ударению сходили

И все его секреты мы раскрыли.

- Какие секреты ударения узнали? ( Ударение меняет смысл слова, может быть на любом слоге.)

- Чем занимались на уроке?

   

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку.Тема: «Ударение. Ударный и безударный слог» »

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: "Парные согласные звонкие и глухие"

Тема урока: «Парные согласные звонкие и глухие».

Тип урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  • закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.

  • овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

  • развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

  • воспитывать любовь к сказкам.

ХОД УРОКА

Класс разделен на две группы, на уроке присутствовали учащиеся 1-й группы, так как урок проходил в компьютерном классе.

I.  Организационный момент (межпредметные связи)

Звучит музыка.

– Какая музыка прозвучала? (Волшебная)
– Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? (В сказках)
– Мы сегодня совершим путешествие в волшебную страну. Страну сказок и сами попробуем стать волшебниками.

«Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята.
Сказка будет впереди».

II. Чистописание (актуализация знаний)

– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.

б – ?            т – д            ? – ш             з – с            г – ?            ? – ф

– Что это за буквы? (Парные согласные)
– Покажите веером пропущенную букву.
– Запишите парные согласные в тетрадь.

III. Словарная работа

– Загадаю вам загадки, а вы записывайте отгадки. (Учитель показывает иллюстрации с отгадками.)

Без рук рисует,                                             Хвост пушистый,
Без зубов кусает.                                          Мех золотистый
(Мороз)                                                         В лесу живет
                                                                      В деревне кур крадет.
                                                                                                        (Лиса)

Что за зверь лесной                                     Он всю зиму в шубе спал.
Встал как столбик                                        Лапу бурую сосал.
Под сосной                                                   А проснувшись, стал реветь
И стоит среди травы                                    Это зверь лесной … (медведь)
Уши больше головы.
                                        (Заяц)

– Выделите орфограммы в записанных словах.
– Обменяйтесь тетрадями. Ошибки у товарища исправляйте карандашом.

(Учитель показывает карточки со словами.)

Взаимопроверка (работа в парах)

– У  кого нет ошибок? Просигнальте светофором.
– У кого 1-2 ошибки?
– Ребята, вам надо выучить слова. (Проблемная ситуация)
– На какое правило записаны слова? (Написание безударной гласной непроверяемой ударением. Написание парных согласных на конце слова.)

IV. Тема урока (целеполагание, опора на субъектный опыт ребенка).

– Назовите слова с парной согласной?

мороз                                                       медведь

– Какие вы знаете парные согласные?
– Назовите их.

б – п              д – т           ж – ш             з – с             г – к         в – ф

– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с парными согласными.)
– А сейчас вы можете прочитать тему нашего урока. Соединив гласные и согласные на обеих страницах книги. (Парные звонкие и глухие согласные)

– Сегодня мы продолжим работу над парными согласными, и эта волшебная книга и сказочные герои нам будут помогать. А из какой сказки герои вы мне назовёте сами.  (Мотивация обучения. Межпредметные связи) 
Послушайте историю.
Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках.
– Как звали прекрасную незнакомку? (Золушка)
– Кто автор сказки? (Шарль Перро)
– Мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке? (Да)
– Тогда я вам предлагаю стать «волшебниками» и вместе с Феей превратить: тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера, ящериц в слуг, а Золушку в прелестную девушку. Волшебство произойдёт, если мы с вами покажем свои знания при выполнении заданий. Будем старательными, активными, трудолюбивыми. (Учитель показывает стенд со сказочными героями).

V. Закрепление  (актуализация знаний)

– Мачеха записала свои задания в книгу. Откроем первую страничку.

Задание 1. Сгруппируйте буквы.

– Чем похожи записанные буквы? (Согласные)
– Можно ли их сгруппировать? (Да)
– В какие группы? Запишите.

Проверка, групп по табличкам после записи учащихся (самооценка).

– У кого так? (Показывают светофором.)
– У кого не так исправьте.
– Молодцы! (Проблемная ситуация)
– Какие согласные требуют проверки? (Парные согласные)
– Почему? (Парный согласный на конце слова или перед согласным оглушается.)
– Послушайте стихотворение.

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих
Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить.

– Молодцы ребята. Мы справились с 1 заданием. И вместе с Феей превратили тыкву в карету. Откроем вторую страничку книги. Мачеха предлагает вам понаблюдать над словами. Поработать в парах. (Анализ и синтез. Проблемная ситуация)

I группа                                                                  II группа

сказка                                                                      ошибочка
шубка                                                                      мыши
снежки                                                                    дождливый 
холод                                                                       голуби
рукав                                                                       леса
враг                                                                         огородный

– Возьмите листочки со словами. Прочитайте слова. Сравните произношение парных согласных 1 и 2 группы. Что вы заметили? (В 1-й группе в словах написание не соответствует произношению. Во 2-й группе в словах произношение слов соответствует написанию.)
– В какой позиции находятся слова 1 группы? (В слабой)
– В какой позиции находятся слова во 2 группе? (В сильной)
– Вам предложены 2 варианта. Прочитайте. (Таблички на доске.)

Вариант 1

1. Если согласный стоит перед гласным.
2. Если согласный стоит перед сонорным согласным


Вариант 2

1. Если согласный на конце слова.
2. Если согласный перед согласным кроме сонорных.


– В каком из этих вариантов парный согласный будет в сильной позиции? (В 1-м варианте парные согласные в сильной позиции)

Парные согласные
в сильной позиции


Парные согласные
в слабой позиции


– Если согласный стоит в сильной позиции то это будет какое слово?

Проверочное слово


Проверяемое слово.


(Таблички вывешиваются после ответов учащихся.)

– Какая группа слов подойдет к 1  варианту? (II группа)
– Какие слова требуют проверки? (В слабой позиции, слова I  группы)
– Что происходит с согласным в слабой позиции? (Он оглушается)
– Какие слова требуют проверки? (Слова I группы)
– Молодцы! Ваша работа помогла превратить мышей в лошадей. Откроем другую страничку. Мачеха дала новое задание: «Выбери букву и докажи свой выбор». Но сначала прослушайте стихотворение.

Живут себе два брата
Глухой и звонкий звук
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой
Что не поймешь ни звука
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных 
Мы различим на слух.
Перед прекрасным гласным
Вот звонкий, вот глухой
И каждый вокруг согласен
Побыть самим собой.

– Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. После согласного должен стоять сонорный звук.)
– Записывайте с комментированием, показывая букву веером.
– Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму)

Алгоритм:

1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву…

(Запись слов учащимися с комментированием)

– Как проверить парный согласный в слабой позиции.

Вывод учащихся: Изменить слово, чтобы буквы были перед гласным или перед сонорным.

– Вот и крысу мы смогли превратить в кучера. Вы очень хорошо работали ребята, настало время отдохнуть.

Физкультминутка

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая, отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

– Откроем следующую страничку. Вот и новое задание. У Золушки есть карета, есть лошади, есть кучер, но нет красивого наряда. Выполнив это задание, мы сможем превратить Золушку в таинственную незнакомку. И тогда она встретиться с принцем на королевском балу.

VI. Индивидуальная работа учащихся

– Вы сейчас будете выполнять тест.

Повторение правил по технике безопасности.
Работа учащихся на компьютере. 

Тест – 1 (15) «Как проверить оглушенный согласный» (Программа «Школьный наставник»).

Войти в программу вам поможет инструкция, которая лежит на парте. 
В тесте читайте внимательно задание, будьте внимательны при выборе проверочного слова, пользуйтесь алгоритмом, опорой. Кто закончит работу за компьютером, будет выполнять задание по карточке. На карточке записаны два задания, вы выбираете любое.

– А сейчас прошу приступить к выполнению теста.

Тест – 1(15) . «Как проверить оглушенный согласный»

Задание. Каким словом можно проверить оглушенный согласный в двух других?

ДУБОК                                                         ДУБ                                             ДУБКИ

лодка                                                            лодки                                            лодочный
сосед                                                            соседка                                          соседи
зубастый                                                      зуб                                                 зубки
замазка                                                         мазать                                           мазать
лошадиный                                                  лошадка                                        лошадь
юбки                                                             юбочка                                          юбка
морковка                                                      морковочка                                   морковь
шубка                                                            шуба                                              шубки
хрупок                                                          хрупкий                                         хрупко
дубок                                                            дуб                                                 дубки
глазки                                                           глазок                                            глаз
ходка                                                             ходок                                             находка
города                                                           город                                             городской
ловкость                                                       ловок                                             ловкий

Итоги теста:

– Кто выполнил тест без ошибок? У кого 1-2 ошибки? У кого больше 3 ошибок? (Учащиеся сигналят светофором.)
– Ребята, у кого больше 3 ошибок не переживайте мы еще будем работать над этой темой и ваши результаты улучшатся. Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.

(Пока ребята путешествовали, на стенде происходили превращения и вывешивались иллюстрации: с каретой, лошадьми, кучером и встреча принца с таинственной незнакомкой.)

VII. Работа по карточке

Задание на выбор

Текст 1. Исправь ошибки. Озаглавь текст.

У Васютки ужки чутки. 
Усы длинные, шупка шелковая. 
Гласки огневые, кокти цепкие. 
Ласкоф Васька, да хитер. 
Днем на солнышке лежит и всё скаски говорит.

Текст 2. Вставь слова подходящие по смыслу. Озаглавь текст.

Выпал пушистый ______ . 
Весь _______ белый. 
Ударил сильный _______ . 
У дома намело большой _________ .
Наш _______ застыл.
Береги __________ в большой __________ .

Слова для справок: но с/з,     сне г/к,     сугро б/п,     моро з/с,    са д/т,     пру д/т,      моро з/с.

– Кто выбрал 1 текст?
– Кто выбрал 2 текст?
– А кто придумал название?
– Вы сдадите работу, а я проверю и узнаю, как вы с ней справились.

VIII. Итог урока

– Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)
– Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? (Проверять)
– Кто назовёт способы проверки? 
– А кому мы сегодня помогли? (Золушке попасть на бал)
– Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.

IX. Домашнее задание по выбору (ситуация выбора)

  • стр. 138 упр. 317 (учебник).

  • придумать рассказ с парными согласными



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по русскому языку.Тема: «Ударение. Ударный и безударный слог»

Автор: Финаева Ольга Сергеевна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131382

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства