kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: "Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный  предмет- русский  язык, 10  класс

Тема  урока: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор

Тип  урока- Повторительно-обобщающий

Вид  урока- стандартный.

Цель  урока: проверка  и  оценка  уровня  языковедческой  компетенции  учащихся  в  рамках  темы  «Фонетика. Графика .Орфоэпия».

Задачи  урока:

1)     образовательные- проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, графике, орфоэпии,  акцентологические навыки и   умения выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию; 

2)     развивающие- способствовать развитию  логического  мышления ( умению

    сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);

3 воспитательные- воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

 

  Ход  урока.

1.Организационная  часть. (Слайд 1)

Приветствие  учащихся, проверка  готовности  к  уроку, сообщение  темы, постановка  цели  и   задач  урока. Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора.

Как вы уже знаете, что тест ЕГЭ состоит из заданий по всем разделам курса русского языка, в том числе фонетике и орфоэпии.

II. Словарная работа.(Слайд 2)

Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

Подберите синонимы: терпение, снисхождение, терпимость.

Комплимент (франц.) -1.лестное замечание в адрес кого-либо, похвала;2.традиционный поклон артиста в ответ на вызов зрителей.

Приведи пример. Давайте говорить друг другу комплименты.

- Затранскрибируйте эти слова? ( [ тал 'ирантаст' ] [к'ампл'им'энт ]

3.Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)

- Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.)

- Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

- На какие две большие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

- В чём состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

Одним из задания тестов ЕГЭ – является задания из раздела «Орфоэпия».

- Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.)

Проверим свои знания на примерах

1.. Поставьте ударение в словах. Выпишите слова с ударением на втором слоге.(Слайд 3)

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, , банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

(Премирова?ть, катало?г, краси?вее, заку?порить, сре?дствами, добы?ча, балова?ть, , копи?ровать, звоня?т, ба?нты, столя?р, то?рты, , че?рпать, творог, экспе?рт.) (Слайд 4)

- Докажите на примерах, что ударение бывает разноместным? (тОрты, звонИт, баловАть)

2.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?(Слайд 5)

Выпишите в два столбика, объясните.

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.)

В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

 

- Какие фонетические процессы вам известны? (оглушение, озвончение)

Эти процессы влияют на русскую орфографию.

3.Назовите слова, в которых происходит:(слайд 6)

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б)озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

Также, вам знакомы такие фонетические процессы как ослабление произношения гласного звука в безударном положении, этот процесс называется - редукцией, запишите.

- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:(Слайд 7)

сожалеть, укоризна (редукция- ослабление произношения гласных звуков),

сочувствовать, предерзостный (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),

робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),

косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие).

Вспомним фонетический разбор слова (слайд 8)

4. Фонетический разбор слова

Всеросси?йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).

в [ф] – согласный, твердый, глухой.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

е [и] – гласный, безударный.

р [р] – согласный, твердый, звонкий.

о [а] – гласный, безударный.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

с –

и [и?] – гласный, ударный.

 

й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

с [с] – согласный, твердый, глухой.

к [к] – согласный, твердый, глухой.

а [а] – гласный, безударный.

я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

    [а] – гласный, безударный.

13 букв, 13 звуков


 

- Сделаем фонетический разбор слов по вариантам.

Скамья - [cкам’й’а] -2 слога

с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;

к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;

а-[а]-гласный, безударный;

м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;

ь-[- ]

я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;

[а]-гласный, ударный;

6 букв, 6 звуков.

 

Съезд - [cй’эст] – 1 слог

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

ъ-[-]

[ й’]-согласный, звонкий, мягкий;

е

[э]-гласный, безударный;

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

т-[т]- согласный, глухой, твердый;

5 букв, 5 звуков.

– В слове съезд происходит оглушение звонких согласных конце слова.

В сильной позиции съезды (для проверки написания)

5. -Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

(слайд 9)

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную

(А. Прокофьев)

-Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук[У]

Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приемом ассонанса. Запишите. (Слайд 10)

Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.

-Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? Шипящие: [ч], [ш] (Слайд 11)

 

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт)

- Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных? -Слышится шуршание камышей. Запишите (Слайд 12)

Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.

Также прослушайте отрывок и скажите какой приём использует А.С. Пушкин

Шипенье пенистых бокалов и

пунша пламень голубой.....

Звуки русского языка очень музыкальны. Фонетика- это «звучащая, выразительная музыка нашей речи».

- А теперь свои знания по разделам фонетика и орфоэпия примените на заданиях ЕГЭ.

Задания из ЕГЭ 2013. А14.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. абсолютый, остолбенеть, заниматься

  2. авиакомпания, скопившийся, пловец

  3. автоматизировать, обновляясь, строжайший

  4. балагурить, прискокать, сложившийся

  1. соберутся, загорелый, коммерсант

  2. копошится, предварительный, склониться

  3. ситуация, сражаться, беседующий

  4. смягчение, увлекательный, упростить

Задания из ЕГЭ 2013.: А1

1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла

2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ.

Ответы:А14-3; 4. А1- 2; 4.

Взаимопроверка.


 

  • Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

  • [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й'эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила //] 

  • (А. И. Герцен).

  • Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

Выставление оценок.

5. Итоги урока. Д\з: Написать сочинение- рассуждение 2Что такое толерантность?"

Учебник у. 49.

Тест

Ф.И.ученика___________________________________________10 класса

Задания из ЕГЭ А14.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться
2)авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец

3)автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший
4)б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся

1)соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант
2)к…пошится, предв…рительный, скл…ниться
3)с…туация, ср…жаться, б…седующий
4)см…гчение, увл…кательный, упр…стить

Ответ: Ответ:

Задания из ЕГЭ А1

1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла

 

Ответ:

2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ

Ответ: Оценка___________

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор". »

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор.                                                         

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор.                                                         

Словарная работа.   Толерантность  - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.  Комплимент  (франц.) - лестное замечание в адрес кого-либо, похвала; традиционный поклон артиста в ответ на вызов зрителей.

Словарная работа.

Толерантность  - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

Комплимент  (франц.) -

лестное замечание в адрес кого-либо, похвала;

традиционный поклон артиста в ответ на вызов зрителей.

Расставьте правильно ударение в данных словах, выпишите слова с ударением на 2-ом слоге.

Расставьте правильно ударение в данных словах, выпишите слова с ударением на 2-ом слоге.

  • Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.
каталОг красИвее закУпорить добЫча копИровать звонЯт творОг экспЕрт
  • каталОг
  • красИвее
  • закУпорить
  • добЫча
  • копИровать
  • звонЯт
  • творОг
  • экспЕрт
По какому признаку данные слова можно разделить на две группы? Выпишите в два столбика
  • По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?
  • Выпишите в два столбика

Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.

Назовите слова, в которых происходит:   а) оглушение согласных звуков; б) озвончение согласных звуков. Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах: сож а леть, ук о ризна     сочу в ствовать, здра в ствуйте   ро б кий, небоскрё б  ко с ьба, ай с берг 

- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:

сож а леть, ук о ризна  

сочу в ствовать, здра в ствуйте

 

ро б кий, небоскрё б

ко с ьба, ай с берг 

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова

  • Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов). [ фс ’ ирас ‘ ий ’ скай ’ а ]
  • в [ф] – согласный, твердый, глухой.
  • с [с’] – согласный, мягкий, глухой.
  • е [и] – гласный, безударный.
  • р [р] – согласный, твердый, звонкий.
  • о [а] – гласный, безударный.
  • с [с’] – согласный, мягкий, глухой.
  • с –
  • и [и́] – гласный, ударный.
  • й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.
  • с [с] – согласный, твердый, глухой.
  • к [к] – согласный, твердый, глухой.
  • а [а] – гласный, безударный.
  • я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.
  •     [а] – гласный, безударный.
  • 13 букв, 13 звуков
Прочитайте транскрипцию и запишите предложение  [ Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у то св’этлуй’у то груснуй’у]

Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

[ Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

[ л ’ у бл ’ у б ’ ир ’ оск у руск у й ’ у то св ’ этл у й ’ у то гр у снуй ’ у ] Люблю березку русскую,  То светлую, то грустную.      (А. Прокофьев)   И.И. Левитан «Березовая роща»

[ л у бл у б ир оск у руск у й у

то св этл у й у то гр у снуй у ]

Люблю березку русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев)

И.И. Левитан «Березовая роща»

Ассонанс  – это   художественный прием   созвучия гласных звуков .

Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков .

- Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность ?    «Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.»

- Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность ?

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.»

  • (К. Бальмонт)
Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.
  • Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.
Задания ЕГЭ А1 А14

Задания ЕГЭ

А1

А14

Ответы: А14-3; 4.  А1- 2; 4 Оценки: «5»- 4 правильных ответа  «4» - 3  «3» - 2

Ответы:

А14-3; 4.

А1- 2; 4

Оценки: «5»- 4 правильных ответа

«4» - 3

«3» - 2

Задания из ЕГЭ 2013. Работа по вариантам: А14.  В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Задания из ЕГЭ 2013. Работа по вариантам: А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  • 1)абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться 2)авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец 3)автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший 4)б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся
  • 1)соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант 2)к…пошится, предв…рительный, скл…ниться 3)с…туация, ср…жаться, б…седующий 4)см…гчение, увл…кательный, упр…стить
Задания из ЕГЭ 2013.: А1

Задания из ЕГЭ 2013.: А1

  • 1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
  • 1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла
  • 2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
  • 1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ
– Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

  • [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й'эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила /] 
  • (А. И. Герцен) .
Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мартиросова Светлана Оганесовна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Лексика и фразеология.Слово как основная единица языка"
    ["seo_title"] => string(55) "lieksikaifrazieologhiiaslovokakosnovnaiaiedinitsaiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "289972"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454907528"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства