Тема: Ударение.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая задача: контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных и метапредметных умений.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование установки на наличие мотивации к получению новых знаний, работе на результат;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания модели звучащего слова;
- овладение логическими действиями сравнения;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог. Готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Предметные:
- ознакомить учащихся с понятием «ударение» в слове и его смыслоразличительной ролью;
- учить находить безударные гласные.
- Актуализация ранее полученных знаний с последующей постановкой проблемы.
- Начнём урок с игры «Доскажи словечко».
- Раз в поход пошли подружки.
В рюкзаках у них есть… (кружки).
- Вася кушал пирожки,
Рисовал Андрей … (кружки).
Картинки с отгадками последовательно появляются на доске.
Работа в парах.
а.) Каждая пара получает свою картинку, аналогичную той, что на доске.
Задание: Составить звуковую схему слова, которое называет предмет на вашей картинке.
б.) Самостоятельная работа. Каждый ученик выкладывает на парте схему слова.
в.) Взаимопроверка в парах.
После взаимопроверки два ученика приглашаются к доске для работы с магнитными звуковыми моделями. Они составляют схему своего слова. Все учащиеся проверяют их действия с использованием сигнальных карточек.
?????? ??????
- Сколько слогов в слове? Как ты узнал?
(Два слога. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
- Сравните звуковые схемы этих слов. Что вы видите?
(Они одинаковые.)
- А одинаковые ли предметы называют эти слова?
(Нет, разные.)
Кружки – это посуда,
кружки – геометрические фигуры.
- А произносятся эти слова одинаково? Послушайте.
(Произносятся по-разному.)
Динамическая пауза
- Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
Вновь показываю на картинки, с которыми работали, и называю слова: кружки, кружки.
- Это одно и то же?
(Нет. Эти слова разные по смыслу.)
- А одинаково ли произносятся эти слова?
(Нет, по-разному.)
- Так как же показать это на схеме слов? Хотите узнать?
(Да.)
- Тогда разделите каждое слово на слоги, обозначив слоги дугами под схемой. (Выполняют на доске.)
- Послушаем, с одинаковой ли силой голоса произносятся слоги в этих словах? (В ходе наблюдения над произношением слов дети приходят к выводу, что один слог звучит громко, а другой - тише, слабее.)
- Правильно, один из слогов в слове мы произносим громче, как будто «ударяем» по нему голосом. Это так и называется – ударение.
- Кто из вас знает, каким значком обозначается ударение?
- Верно, чёрточкой с наклоном вправо над гласным звуком.
- А как вы думаете, как называется гласный звук, на который падает ударение? (Ударный.)
- А слог, в котором находится ударный гласный, как называется?
(Ударный.)
- Догадайтесь, как называется слог, в котором гласный без ударения?
(Безударный.)
- А как называется гласный без ударения?
(Безударный гласный.)
- Над ударным гласным мы всегда будем ставить знак ударения, а под безударным гласным – точку.
- Ребята, как вы считаете, для чего нужно уметь находить место ударения в слове?
(Ударение помогает понять смысл слова.)
- Посмотрите, какая путаница может произойти, если неправильно поставить ударение в слове.
Сценическая миниатюра.
1 дев. – Так надоело болеть, хочется поскорее в школу. Надо принять лекарство. (Берёт бутылочку с лекарством, читает вслух.) Три раза в день, после приёма пищи. (Принимает лекарство и начинает пищать).
2 дев. – Что случилось? Почему ты пищишь?
1 дев. – Я приняла лекарство. А здесь написано (читает) «После приёма пищи».
2 дев. – Ах ты, глупышка! Ведь ты неправильно прочитала! Три раза в день, после приёма пищи, а не пищи!
1 дев. – Ой, мамочка! Нам в школе тоже говорили, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
- Почему же произошла такая путаница? (Девочка неправильно поставила ударение, и изменился смысл слова.)
- О чём надо всегда помнить, когда ставишь ударение? (Надо помнить о смысле слова и по другим словам в предложении догадаться, какое слово здесь подразумевается.)
Динамическая пауза
- Применение полученных знаний в условиях выполнения практических действий.
- Давайте поупражняемся в распознавании слов. Постарайтесь, чтобы не было путаницы.
Учитель произносит слова с выделением голосом ударного слога, а дети выбирают и показывают соответствующую картинку.
Кружки – кружки,
замок – замок,
стрелки – стрелки,
гвоздики – гвоздики.
- Что же вам помогло правильно выбрать картинку?
(Ударение.)
Игра «Стук-постук».
Учитель называет слово, чётко выделяя ударный слог, а дети отстукивают число слогов карандашом по парте, выделяя ударный слог более громким стуком.
РУКА, НОГА, ШКОЛА, ПАРТА, ДОРОГА, КОРОВА, МОЛОКО, ГОЛОВА, ДЕРЕВО.
Отстукивая слоги, дети вполголоса произносят слово, выделяя ударный слог. По вызову учителя некоторые дети комментируют отдельные слова, называя количество слогов, ударные и безударные слоги и гласные в них.
- Рефлексия.
- Раздели слово, называющее этот предмет (показываю картинку «кружки») на слоги.
- Сколько в слове слогов?
- Произнеси это слово с ударением.
- Назови ударный слог.
- Произнеси ударный гласный.
- Назови безударный слог.
- Произнеси безударный гласный.
- Сделай безударный слог ударным и произнеси слово.
- Что изменилось при этом?
- Найди и покажи на доске знак ударения.