Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.
Влас..ный, вя..кий, гиган..ский, со..нце.
Карточка №2
Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Лишнее слово подчеркните.
Гря..ка, у..кий, ненас..ный, сугро.. .
Работа по теме урока.
Чтение стихотворения, записанного на доске.
Жили два медвежонка в чащобе глухой.
И один был хороший, другой был плохой,
И хороший твердил свое: «Дважды один»,
А плохой все немытый ходил.
Найти в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные и записать их
в [ ]. Подчеркнуть всегда твердые согласные одной чертой, а всегда мягкие – двумя. (Всегда твердые - [ж], [ш], [ц]; всегда мягкие - [ч], [щ]).
Знакомство с орфограммой №5 и правилом на стр. 22. запись в грамматическую тетрадь слов жюри, брошюра, парашют. Выяснение их значения по толковому словарю учебника. (стр.301) составление и запись предложений с этими словами.
Брошюра- брошь- игла (франц.)
Жюри-жюри-клятва, присяга на верность.
Парашют-пара- против (греч.)
шют- падение (франц.)
Брошюра- небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками.
Жюри- собрание судей (в спорте, конкурсах)
Парашют- устройство для спуска по воздуху в виде купола со стропами, изготовлено из высококачественного шелка.
Составить со словами предложения, подчеркнуть орфограммы
2. Упр.50. Записать слова, распределяя их в три столбика: слова с и после шипящих (ши), слова с у после шипящих (щу), слова с а после шипящих (ча).
3. Чтение сказки.
Про шипящие
Сказка
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали, искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот обиженные, усталые, голодные, спотыкаясь, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, и после Ж, Ш, Ч, Щ пишутся И, У, А.
- С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
- Расскажите о правописании букв и, у, а после шипящих.
- С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?
2. Записать предложение. Дайте толкование этой пословице. Произвести полный синтаксический разбор. Составить транскрипцию.
За чужой щекой зуб не болит. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное.)
[за ч'ужой' щ'икой' зуп н'и бал'ит]
V. Итог урока.
- Давайте подведем итог нашего урока, совместно заполним таблицу (таблица начерчена на ватмане, заполнен только первый столбик, остальные три столбика заполняются совместно с учащимися).
Сочетание
Буква, которую пишем
Буква, которую слышим
Объяснение
ЖИ / ШИ
И
Ы
[Ж], [Ш] - они всегда твердые, не имеют пары по мягкости
ЧА / ЩА
А
Я
[Ч'], [Щ'] - они всегда мягкие, не имеют пары по твердости.