МАОУ СОШ № 17 г. Липецк
Учитель: Беллаш Елена Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 5 – общеобразовательный
Программно-методическое обеспечение: планирование составлено на основе авторского планирования В.В.Бабайцевой
Учебник: В.В.Бабайцева, «Русский язык. Практика. М.: Дрофа, 2010.
Тема: Гласные буквы после шипящих.
(Урок №2)
Тип урока: обобщение изученного.
УЭ
Учебный материал с указанием задания
Руководство по освоению учебного материала
УЭ 0
По завершению работы над УЭ вы должны : знать способы выбора о-ё в корнях слов после шипящих, правила правописания слов- исключений; уметь обосновать выбор о-ё в корнях слов после шипящих .
Теория: параграф 41;
Практика: упр.№ 436-443
УЭ 1
Цель: снятие психологического напряжения, настрой на работу.
Слово учителя.
- Ребята, посмотрите, какая прекрасная погода сегодня на улице! Солнышко такое теплое, ласковое, и на душе становится как-то тепло и хорошо. И вот на этой ноте давайте начнем с вами урок. Я уверена, что у нас с вами все обязательно получится. Будут на уроке только хорошие и отличные оценки. Вы, пожалуйста, не волнуйтесь, настраивайтесь на работу.
Цель: актуализация знаний
- Разгадайте загадки.
- На зеленой ножке белые сережки.
- Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками.
Черные змейки, желтые шейки ползут, извиваются, мышами питаются.
- Что за чудо –бегуны одинаковой длины по снегам к березке тянут две полоски?
-Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.
- Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.
-На какое правило собраны загадки?
- А теперь отгадайте еще одно слово:
-Чего наелась свинья в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»?
- А к какой орфограмме относится написание данного слова?
- Ответьте на вопросы.
- какие буквы пишутся после шипящих в корнях слов под ударением ?
- а без ударения?
- от чего зависит выбор орфограмм в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных?
- какая буква пишется в глаголах и образованных от них словах с суффиксом –ЁНН- (ЁН)?
- а в существительных?
-Давайте с вами попробуем сформулировать тему урока.
-А какова цель урока? Что мы должны знать в конце урока? А что уметь?
Отвечают, объясняют, анализируют, делают выводы
УЭ 2
1.
Цель: научиться видеть условия написания изучаемой орфограммы; применять правило в практической ситуации.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму, объясните.
Ж…лтый, ж…нглер, ж…нушка, ч…рный, капюш…н, крыж…вник, ч…рт, ш…в, пч….лы, ож..г (руку), тяж…лый, ож…г (руки), грач….м, плач…м, снеж…к, платоч…к, ш…пот.
Работают по цепочке
2.
Цель: укажите неправильное написание слов, объясните выбор буквы.
Жолудь Дешёвка
Шёрстка Шопот
Капюшён Обжора
Шоковый Бечовка
Жокей Шелковый
Цель: самостоятельная работа.
Спишите данные слова, составьте с ними словосочетания, выделите орфограмму.
Расч…ска, ш…колад, ч…лка, ш…пот, ш…фер, крыж…вник, ч…рточка, прич…ска, ш…рты, ш…рох.
Выполняют у доски 2 человека
На обратной стороне доски слова без пропусков.
Взаимопроверка
Физкультминутка
УЭ 3
Цель: выявление степени понимания теоретического материала. Закрепление изученного.
1. Спишите предложения, выделите орфограмму, выделить грамматическую основу, прокомментируйте.
Звонко журчали ручьи, с тихим ш…потом пробивалась травка.
Ж…лудь не может вернуться обратно на ветку.
Ж…лтые одуванчики покрыли все поляну.
Откуда-то вырвались ч…рные, ш…коладные, дымчатые собач…нки.
Ш…пот, робкое дыханье, трели соловья.
Глянуло солнце в лесные трущ…бы, и разбежались с ворчаньем сугробы.
2. Цель: определите на слух выбор буквы.
Ч…рт, трещ…тка, казач…к, пш…нный, ж…кей, ж…нглер, реш…тка, ш…рох, обж…ра, трущ…ба.
3. Цель: творческая работа.
Составьте несколько предложений на тему «В лесу», используя словосочетания : ж…лтые листья, ч…рная земля, упавшие ж…луди, свинцовая туч….
Составляют рассказ, выделяют изученную орфограмму
4. Цель: вспомните, какие пословицы, загадки, поговорки знаете вы?
Записывают предложения, работают с орфограммами, выделяют грамматическую основу, комментируют.
УЭ 4
Цель: подведение итогов урока.
Вопросы классу:
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Отвечают, комментируют.
УЭ 5
Дифференцированное домашнее задание
Параграф №41, упр. №443, словарь-«4»; параграф, упр.№443, словарь, 6 слов на правописание Ё-О после шипящих.