Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе по теме «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу»»
Урок русского языка в 1 классе
Тема:
«Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу»
УМК «Школа России»
Подготовила Красавина И.А.,
учитель нач. классов.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: создание условий для совершенствования навыков правописания гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи:
образовательные:
- актуализировать знания о звуках и буквах;
- закрепить представления о твердых согласных звуках [ж], [ш] и мягких согласных [ч], [щ]
- обобщить и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу;
развивающие:
- формировать навыки анализа известного учебного материала и его структурирования (перекомпоновки);
- развитие навыков построения логически правильного определения орфограммы;
воспитательные:
- развитие способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности;
- формирование навыков самоанализа и анализа и коррекции результатов собственной интеллектуальной деятельности
Планируемые результаты:
Предметные:
- систематизировать и расширять знания обучающихся об особенностях написания сочетаний с шипящими звуками
- понимать роль и значение изучаемой орфограммы
Метапредметные:
Познавательные умения:
- учить выделять и формулировать познавательную цель;
- извлекать информацию из предложенного задания;
- на основе анализа делать выводы, развивать умение рассуждать, доказывать, строить речевое высказывание (в устной и письменной форме).
Регулятивные умения:
- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
- понимать учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя.
Коммуникативные умения:
- учить уметь слушать собеседника и вступать в диалог, уметь выражать свои мысли;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
- умение самостоятельно планировать свою деятельность;
- повышение мотивации изучения предмета.
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принимать и осваивать ценностно – смысловую ориентацию обучающихся, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.
Термины и понятия:орфограмма, звуки и буквы
Межпредметные связи: окружающий мир
Технология:игровая технология с элементами критического мышления
Оборудование, дидактические материалы:
учебник «Русский язык», 1 класс, авторы Канакина В.П., Горецкий В.К., компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, солнышко на доске, лучики на магнитной ленте;карточки для индивидуальной работы;физминутка электронная;
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная, самостоятельная.
Ход урока:
Организационный момент.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.
- Наши знания помогут солнышку светить ярче. Поможем ему зажечь новые лучики.
II. Актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации
Мозговой штурм:
(На доске представлен ряд букв и, а, у, я, ч, щ, ж, ш,)
- Посмотрите на доску, что вы видите?
- Назовите эти буквы.
- На какие группы их можно разделить? Какие звуки обозначают буквы каждой группы?
- Расскажите всё что вы знаете о каждом согласном звуке.
- В чём отличие звонких согласных от глухих?
- Назовите всегда твёрдые согласные звуки.
- Назовите всегда мягкие согласные звуки.
- А какие орфографические правила объединяют эти буквы?
- Какая буква лишняя? Почему?
Каллиграфическая минутка
Открываем мы тетрадь
Начинаем все писать!
- Запишите красиво и правильно эти буквосочетания по образцу и подчеркните гласные, с которыми они пишутся.
- Оцените свою работу. Подчеркните самые красивые буквы, сочетания.
У солнышка на доске появился 1-ый лучик
III.Определение темы и цели урока
- Ребята, какую тему мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков? (Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ). Сегодня у нас заключительный и обобщающий урок по этой теме.
- А теперь попробуйте поставить задачи нам на урок. В этом нам помогут наши слова помощники:
ПОВТОРЯТЬ
ЗАКРЕПЛЯТЬ
(Сегодня на уроке мы повторим и закрепим правила правописания слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ША, ЧУ, ЩУ)
- Сегодня нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.
У солнышка на доске появился 2-ой лучик
IV. Организация познавательной деятельности,обобщение и систематизация знаний по теме.
- Итак, вспомним сначала правила.
Доскажи стишок
Лыжи, мыши и ужи, Шины, ёжики, чижи. ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ С буквой …. (И всегда пиши).
Роща, чаща и свеча. Пища, туча, саранча
В сочетаниях ЧА-ЩА Пишем только …(букву А)
Чум, чудак, чулок, чурбан, Щука, чудо и чулан. Сочетания ЧУ и ЩУ Пишем только … (с буквой У)
– Молодцы! Надеюсь, эти правила вы никогда не забудете, и не будете допускать ошибки в подобных словах.
У солнышка на доске появился 3-ий лучик.
Работа в парах – Волшебное колесо (по карточкам) Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. Работать будем в парах, по рядам – для каждого ряда своё задание. Запишите слова и обозначьте буквосочетания, в которых есть данные орфограммы.
Обмениваются тетрадями, взаимопроверка.
У солнышка на доске появился 4-ый лучик.
Тот, у кого нет ошибок, рисует себе в тетрадь солнышко.
Физкультминутка
Угадай животное!
На слайде названия животных: щ…ка, зайч…та, волч…та, уж…, чиж.., ж…раф, мыш…, ч…йка.
Дети хором читают и изображают их движения. Затем высвечивается фотография этого животного.
Исправь ошибки в сочинении первоклассника.
Летом наша семья жыла на даче. Мы чясто ходили с нашыми родителями в рощю. Там цвели душыстые ландышы. По деревьям прыгали пушыстые рыжые белочки. А однажды мы увидели в траве ёжыка. Как чюдесно летом в лесной чяще!
Обмениваются карточками, взаимопроверка. Назовите слова в которых встретилось правило ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Почему ребятам нравилось в роще? Что вы знаете о ландышах?
У солнышка на доске появился 5-ый лучик.
Тот, у кого найдены все ошибки, рисует себе солнышко.
Физкультминутка электронная
V.Самостоятельная работа.
Учебник с.121 упр.12.
VI. Подведение итогов. - Какие правила мы сегодня закрепляли?
Рефлексия деятельности, оценка.
Мне было интересно на уроке.
Я узнал для себя что – то новое.
При выполнении заданий я не делал ошибок.
У меня получилось работать в паре.
У меня хорошее настроение.
Нарисуйте в тетради смайлик в соответствии с тем, как как вы оцениваете свою работу. –Молодцы! Наше солнышке стало ярче светить от ваших хороших знаний. И у меня тоже хорошее настроение благодаря вашей замечательной работе.