Тема урока: “Правописание гласных после шипящих (правописание сочетаний ча-ща, чу-щу).
Дидактическая цель: создать условия для закрепления знаний о правописании слов с гласными после шипящих, обеспечить восприятие, осмысление и запоминание знаний.
Задачи урока:
- Образовательная: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность.
- Воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к предмету.
План урока:
I Организационный момент
- Ребята, сегодня, идя в школу, я испытала особое радостное чувство от того, что замечала, как изменилась природа за короткое время: светло, тепло, птицы поют, лёгкий ветерок обдувает лицо. Снег осел, тает. Сдалась зима. А весна – это пробуждение природы, скоро, очень скоро всё зазеленеет, обновится, и это вызывает чувство радости и какого-то душевного подъёма. Вы разделяете мои чувства? Так давайте постараемся, чтобы и этот урок у нас получился светлым и радостным.
Гулять сегодня некогда:
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И вас мы удивим!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадки,
И линейку не забудь:
Отправляемся мы в путь!
II Актуализация знаний
1) Повторение о буквах, обозначающих шипящие звуки.
Плыл вдоль берега пескарик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти –
Буквы эти назови. Ш Ч Х Ш Щ
- Что объединило эти буквы?
- Какая буква лишняя?
- Охарактеризуйте звуки, оставшихся букв.
- Какие орфограммы с этими буквами связаны? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
2) Чистописание
- Отсюда следует, что нам придётся часто писать эти сочетания букв. Значит, потренируемся в красивописании.
- Что будем оценивать в этой работе? (аккуратность, старательность)
* На слайде появляется 1-я группа слов (кружит, жизнь, пушинка)
- Какая орфограмма в этих словах?
Запись: жи-ши и одно слово, которое, на ваш взгляд, имеет отношение к весне.
* На слайде появляется 2-я группа слов (чайник, встреча, роща) – аналогичная работа.
* На слайде появляется 3-я группа слов (чудесная, щука, причуда)- аналогино
Причуда – странный каприз, чудачество, неожиданное, странное явление.
ОЦЕНКА РАБОТЫ.
IV Физминутка.
Как живешь? Вот так! (Дети показывают большой палец)
Как идешь? Вот так! (Дети “шагают пальцами по ладошке)
Как даешь? Вот так! (Дети показывают раскрытые ладошки)
Как берешь? Вот так! (Дети сжимают ладошки)
Как бежишь? Вот так! (Дети имитируют бег сидя))
Ночью спишь? Вот так! (Дети показывают, как они спят)
Как молчишь? Вот так! (Дети закрывают рот ладошками)
Как грозишь? Вот так! (Дети грозят соседу по парте указательным пальцем)
Как сидишь? Вот так!
V Закрепление знаний
1 У доски 2 ученика выполняют индивидуальные задания:
пуш…нка Ребята ч…сто ходят в дубовую рощ… на
луж…цы прогулку.
прощ…ние
ч…деса
ОЦЕНКА выбирают сами. (самостоятельность, уверенность)
2 Работа с классом: я загадываю загадки, отгадки в виде картинок появляются на слайде.
Мленькие, беленькие Недотроги, все в иголках,
По лесочку прыг-прыг, Мы живём в норе под ёлкой.
По снежочку тык-тык. Хоть открыты настежь двери,
Никого не обижают, Только к нам не входят звери.
А сами всех боятся. ЕЖИ
ЗАЙЧАТА
Из-под снега расцветает. Белые горошки на зелёной ножке.
Раньше всех весну встречает. В лесу растут, весной цветут.
Первым вылез из землицы на проталинке, ЛАНДЫШИ
Никого он не боится, хоть и маленький.
ПОДСНЕЖНИК
Травка та растёт на склонах Бегу,я как по лесенке,
И на холмиках зелёных. По камушкам звеня.
Эту травку соберём, Издалека по песенке узнаете меня.
Мама сварит щи потом. РУЧЕЙ
ЩАВЕЛЬ
Задание: записать только те слова, в которых встретилось сочетание букв жи-ши, ча-ща.
Проверка работающих у доски.
Как оценили свою работу? Какие критерии выбрали?
V Повторение пройденного.
Давайте с вами немного поиграем в игру в игру “Найди пару”. На доске написаны в два столбика словосочетания. I вариант внимательно читает словосочетания первого столбика, а II вариант – словосочетания второго столбика, несколько раз читаем, ребята. Теперь составляем предложения: сначала говорит предложение ученик с первого варианта, а ученики во второго варианта добавляют свое, подходящее по смыслу словосочетание.
сегодня наступило большую щ…ку
побежал в рощ… ч…десное утро
дети поймали белый заяц
- Запишите предложение, которое вам понравилось, подчеркните сочетания чу-щу. (Если выполнил быстро, дополнительное задание: подчекнуть главные члены предложения). Но сначала вспомним правило оформления предложения на письме.
Физкультпауза. Идёт по поля человек – переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх – то получились рожки.
- Проверка.
VI Итоги урока
- Чем занимались на уроке?
- Кому всё было понятно?
- Кто испытывал трудности?
- Какое задание больше других понравилось?
- Оцените свою работу на уроке. (На доске дерево. Прикрепить листочки на дерево. Если работал хорошо, всегда готов был ответить на вопросы – листок прикрепляется наверх, если работал в полсилы – листочек ниже)