Фаза урока. Вызов. 1.Организационный момент. 2.Деление на группы. 3.Проверка домашнего задания. 4.Актуализация знаний. | - Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. - Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы постараемся открыть новые секреты русского языка. - Обратите внимание на экран. Там записаны слова одного мудреца. Прочитайте их. -Как вы понимаете это высказывание? -Что же нужно сделать нам сегодня на уроке, чтобы узнать ранее неведомое? (Для того чтобы результаты урока были успешными, необходимо быть внимательным и активным). -Давайте и сегодня на уроке попытаемся показать себя с лучшей стороны, будем активными, внимательными, старательными. С помощью суффиксов действительных и страдательных причастий. 1-группа -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-. –вш-, -ш-; 2- группа --ем-, -ом-, -им- ,-нн-, -енн-, -т-. Ученики вспоминают правила группы. 1.Упр.331.Стр.198.(Самопроверка) 2.Устный рассказ на темы: «Законы Великой степи»и «Священное число семь». Прием «Горячий стул». - что такое причастие? - какие черты глагола и прилагательного свойственны причастию? (вид, время, возвратность, переходность; краткая и полная форма, изменение по числам, родам, падежам). -назовите общее грамматическое значение причастия? -назовите синтаксические признаки причастий? -как определяются гласные в падежных окончаниях причастий? -как образуются причастия?(от глаголов с помощью специальных суффиксов….) Как называются эти причастия? | учебник, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал. демонстрационный материал, оценочные листы. Слайд1. Эпиграф к уроку: «Самое главное — быть внимательным. Обращай внимание на все вокруг, на все, что видишь, на все, что не замечают другие, — и ты будешь знать, что другим неведомо» Учебник за 10 класс,стр198,упр.331. Учебник за 10 класс,стр.195 |
Фаза урока. Осмысление. 1.Формирование новых понятий и способов действия. Практикум. Вывод. Закрепление материала. Опережающее задание. Работа с учебником. Групповая работа. | Можем ли мы теперь сформулировать тему нашего урока? (Да, Действительные и страдательные причастия). Запишите тему в тетрадь. Двадцать восьмое февраля. Классная работа. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия мы повторили пройденный материал, мы знаем, что причастия образуются от глаголов, но не знаем как? Работа в группах - задача каждой группы прочитать теоретический материал в учебнике ( заполнить таблицу «Инсерт»). «Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал новое». | 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам; 2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и числам. | Что общего у причастия с глаголом и прилагательным? Почему эта часть речи так называется? Как изменяется причастие? | 1.Обозначает признак предмета по действию. 2.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст. и прош. времени (буд. вр. у прич. нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова. 3.Как и прилагательные измен. по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении. 4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме). 5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов. | Анализ примеров и рисунков, сделанных на доске: определить, признак какого предмета (-кто, -что сам производит действие или –кто, -что испытывает на себе действие, обозначает причастие) Делается вывод о действительных и страдательных причастиях, дается их определение. – Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причасти. 1группа «Действительные причастия». Упр.337(выписывают примеры ,в которых употреблены ДП) 2группа «Страдательные причастия» Упр.337(примеры со страдательными причастиями). Презентации учащихся по теме: «Тауке хан»и «Богенбай батыр». Прочитать текст по абзацам. Группа «Действительные причастия». Найти действительные и страдательные причастия. Группа «Страдательные причастия». Морфологический разбор предложения Представьте себе образ мыслей человека, назвавшего сына Богенбай. |
Итог урока. Цифровой диктант. Самостоятельная работа. | Определите действительные и страдательные причастия.1.Оторванная пуговица 2.Спящий ребенок 3.Выполняемая работа. 4.Брошенный мяч. 5.Дующий с моря ветер. 6.Освещаемая улица.7.Закрытая дверь. 8.Цветущий сад. 9. Зависящий от обстоятельств | Слайд9. Д____2, 5, 8, 9___ С 1.3,4,6,7 |
Рефлексия. Выставление оценок. | Синквейн. - Составьте синквейн по теме нашего урока. - Напоминаю: Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – заключение в форме существительного | Причастие Полное, краткое Изменяется, обозначает. отвечает Имеет признаки глагола и прилагательного Форма глагола (часть речи) Причастие Загадочное, своеобразное. Украшает, вносит, передает. Литература без них много потеряет. Эпитет. Бланки для оценивания. |
Оценивание. Прием «Анкетирование». В конце урока оцените свою работу самостоятельно. | Ф. И. Отметьте только те утверждения, которые полностью соответствуют вашему мнению. 1.Я пытался спланировать слои действия перед выполнением задания. 2.На уроке я открыл для себя что-то новое. 3.Мне понадобились дополнительные знания для выполнения определенных заданий. 4.Я выполнил задание нестандартным способом. 5.Я выполнил все задания, предложенные учителем. 6.Мне было легко работать на уроке. | Слайд 11. Бланки для оценивания работы. |