Класс: 7
Дата проведения: 9.10.2015г
Тема урока: Действительные и страдательные причастия
Цели урока:
Цель 1 - к концу урока учащиеся смогут составить презентацию постеров на тему "Действительные и страдательные причастия"
Критерии успеха:
Я знаю, что такое действительные и страдательные причастия.
Я понимаю, как отличить страдательные причастия от действительных.
Я могу рассказать о действительных и страдательных причастиях
Я могу выполнить упражнения, задания вместе с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Развивающая:
Развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать умение работать с текстом; развивать
Воспитательная:
Поощрять у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; поощрять потребность оценивать свою деятельность, поощрять культуру речи, любовь к слову, родному языку; поощрять доброе отношение друг к другу.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация на тему
« Страдательные и действительные причастия», сигнальные карточки, флипчарты, маркеры, стикеры
Ход урока
Организационный момент.
1 Психологический настрой класса.
Учитель:
Друзья мои, я очень рада
войти в приветливый ваш класс
и для меня уже награда -
Сияние ваших умных глаз
Я знаю: в классе каждый гении
но без труда талант не впрок
Скрестим же мы шпаги знаний
и вмести сочиним урок. Наш урок я хочу начать с позитивного настроя.
« Это здорово!»
Сегодня прекрасный день ( И это здорово!)
У вас хорошее настроение( И это здорово!)
Сегодня мы хорошо поработаем( И это здорово!)
Сегодня вас ждет успех ( И это здорово!)
Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость.
Слайд 1
2 Какую цель мы ставим? ( ответы учащихся)
Критери успеха (слайд 2)
II Повторение домашнего задания.
1 Лингвистическая разминка
Слайд 3
Послушаем описание внешности одно из литературных героев.
«.волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел. тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый.а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. на вид было не более двенадцати лет».
(ЭтоПавлуша, герой расказа КС. Тургенева «Бежинлуг».) Дополнительные вопросы:
- Есть ли в этом описании причастия? (Всклокоченные, защатанных.)
2 Опрос-повторение.
– Что такое причастие?
– Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?
- Синтаксическая роль причастия?
Что такое причастный оборот?
Какие знаки препинания мы ставим при причастном обороте?
3 Проверяем домашнее сочинение на тему " Природа родного края", где вы должны были использовать причастия.
Формативное оценивание.
III Изучение темы урока.
Слайд 4
Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске.
а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.
б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.
– Назовите причастия?
– Кто совершает действия в каждом причастии?
Сам предмет.
Действует другой предмет.
– Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.
4) Чтение правила в учебнике на странице 38.
– Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола– инфинитива при помощи определенных морфем.
– При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)
– Страдательное причастие приправленных? (суффикс -нн-)
– Рассмотрим таблицу “Действительные и страдательные причастия”:
Слайд 5
Работа по таблице
IV Закрепление темы урока.
Практика под руководством учителя. ( у доски)
Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:
Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
После того как работа будет выполнена, открыть следующий слайд и продемонстрировать правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.
Слайд 6
Действительные причастия
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.
Страдательные причастия
Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.
Формативное оценивание « Большой палец»
Задание 2
Работа в паре
Запишите в два столбика действительные и страдательные
причастия, образованные от глаголов, обозначьте их суффиксы:
ОБРАЗЕЦ:исполнять (исполняющий - исполняемый),
сооружать, творить,облаивать, изменять), освежать.
исполнять, сооружать.
Обратим внимание на то, что суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных их не содержат.
Формативное оценивание « Светофор»