Конспект урока русского языка «Образование причастий»
Класс: 7. Тема урока: Образование причастий
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала, контроль ЗУН-ов)
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки.
Технология: элементы игровой технологии, РКМЧП, ИКТ.
Цели: создать условия для успешного усвоения знаний о причастии, Формировать умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни; умение находить способы решения поставленной цели по определению признаков причастия; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Задачи: повторить основные грамматические признаки, которые свойственны причастию; научить отличать причастия от прилагательных; учить самостоятельно делать выводы, используя метод наблюдения; расширять словарный запас учащихся; развивать память, мышление; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер; раздаточный материал, мультимедийная обучающая программа «Русский язык».
Ход урока
- Организационный момент.
Слово учителя. Сегодня мы работаем в групповом режиме. Руководители групп, ваша задача организовать действия учащихся в группе и оценить их за каждый этап урока. Вы сегодня овладеете тремя «секретами» причастий. В конце урока попрошу вас сказать, сколько уровней вы усвоили и озвучить оценки за урок с краткими комментариями.
II. Мотивация.
Ребята, давайте вспомним все, что нам известно о причастии. Я предлагаю вам отправиться в лингвистическое путешествие - сказка о Причастии.
III. Объяснение нового материала.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жили король и королева, и родился у них сын – Причастие… Любуясь на своего сына, они часто спорили. О чем они могли спорить?
1 группа: Найдите сходство сына (причастие) с матерью (прилагательное).
2 группа: Найдите сходство сына (причастие) с отцом (глагол).
Слово учителя. У сына было много секретов! 1- ый секрет.
Иногда сын капризничал и за него все делали родители, а иногда - активен, все делал сам: убирал игрушки свои сам.
- В чем секрет поведения сына (причастие)?
(ребята рассказывают о видах причастия: страдательном и действительном)
Практическая работа (на интерактивной доске)
Заполните Диаграмму Венна (прием КМ)
Второй секрет: причастия можно заменить сочетанием «тот, который + глагол, от которого причастие образовано». Например: летящий – тот, который летит.
Задание 1 Докажите, что мы причастия. (2 мин) – устно
(Воспользуйтесь 2-ым секретом)
Кричащий
Бегущий
Спасенный
Принесший
Забытый
Любимый
Ведомый
Уставший
Тот, который кричит
Тот, который бежит
Тот, которого спасли
Тот, который принес
Тот, которого забыли
Тот, которого любят
Тот, которого ведут
Тот, который устал
Слово учителя. А как же образуется причастие? Тема нашего урока. Откройте тетради, запишите число и тему: Образование причастий.
Каких целей вы достигнете на уроке, сформулируете самостоятельно в конце урока.
Работа над текстом. Упр.7 «Что такое установка?»
Учитель читает текст (прием КМ, чтение с вопросами)
Словарная работа. Установка - 1.установленный где-то механизм, приспособление. 2. Цель, направленность к чему-нибудь. (Словарь Ожегова)
Наслаждаться – л?ззат алу.
Намёк – ишара; т?спал
Гибкий – здесь: оралымды, икемді.
Настрой, установка – ма?сат, н?с?ау.
Соотносить – ара?атысты?ын белгілеу.
Выяснять отношения – ш?йіркелескен кезімізде.
Беседа
- Какое влияние оказывает лень на человека, если он не противостоит ей? Как влияют человеческие «слабости» на формирование личности?
- Какова ваша жизненная установка? Чему учит вас рассказ? Над чем заставляет задуматься данный отрывок?
А сейчас мы прослушаем тему урока по электронному учебнику о причастии. Откройте учебники на стр., внимательно прочитайте параграф и составьте схему «Образование причастий», работаем в групповом режиме.-
- Ребята, это был наш 3-ий секрет - Чтобы легче было узнать причастие среди других частей речи, запомним суффиксы (Слайд )
- Теперь вы все секреты причастия знаете, проверим, сможете ли применять полученные знания на практике.
Переходим к практической части урока - тренировочные задания!
1. Задание: Образуйте формы настоящего и прошедшего времени действительных причастий. Выделите суффиксы.
Образец: Настоящее время: писать – пишут- пишущий.
Прошедшее время: писать - писавший.
Гулять, наслаждаться, руководить, называться,выяснять.
Игра «Кто быстрее»?
2. Задание: узнайте причастия.
Красный, краснеет, краснеющий, красноватый, спящий, мельчайший, окружающий, каменный, замерзающий, хороший, бегущий, стеклянный, читавший.
Итог урока.
Сформулируем цели урока. 1.Находить в причастии признаки….2. Уметь отличать причастия от…….3. Уметь образовывать …….4. Воспитать в себе качества характера…… ИЛИ Установка на….
Рефлексия. Что нового узнал(а) на уроке? Чему я научился (научилась) на уроке? Мне урок понравился, так как я …. Мне урок не понравился, так как я……
Критерии оценок: посмотрите в свои тетради и определите, все ли из списка короля, королевы и принца у вас получается. Если все 3 пункта вы сможете утвердить, то поставьте себе 3 уровень (самый высокий) знаний о причастии.
Оценивание и комментирование: Каждый ученик на оценочных листах выставляет себе оценку.