Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Самоопределение деятельности | Мотивация к учебной деятельности. - Зачем вы приходите в школу? - Что для вас значит учиться? - Прочитайте пословицу. Грамоте учиться всегда пригодиться. - Как вы понимаете эти слова? - Вот и сегодня мы отправляемся в путь за новыми знаниями. Желаю интересных открытий на нашем уроке русского языка. | Ответы на вопросы. -Учиться. - Узнавать что-то новое, открывать новые знания, мыслить, наблюдать, сравнивать. - Грамотный знающий человек нужен везде. Знания нужны всем. | Коммуникативные (формулирование собственного мнения и позиции). Личностные (проявление интереса к новому, вовлечение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне). |
2. Актуализация опорных знаний | Организация минутки чистописания. На доске написаны заглавные буквы: Г, П, Т, Р, Ф, У. - Что вы можете сказать об этих буквах? Запишите их каллиграфически правильно. Подчеркните буквы, которые наиболее удачно получились. - Как вы думаете, пригодятся заглавные буквы сегодня на уроке? - Верны ли ваши предположения, мы узнаем на уроке. | Актуализация известных знаний. Практическая деятельность. Высказывание предположений. | Коммуникативные (построение предположения, допущение существования различных точек зрения, формулирование собственного мнения). Регулятивные (формирование самооценки) |
3. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) | Выстраивание проблемы. На доске записаны слова: девочка, принеси, пожалуйста, учебник. - Составьте из них предложение. - Что оно выражает? - Можно ли выполнить эту просьбу? - Что нужно сделать, чтобы решить возникшую проблему? - В вашем главном документе – свидетельстве о рождении – записано ваше имя. Это имя вам присвоено, оно – ваше собственное. Назовите свои собственные имена. - Как вы думаете, что же будет в центре нашего внимания на уроке? - Какова же тема нашего урока? | Включаются в практическую деятельность, фиксируют в устной речи возникшее затруднение. - Девочка, принеси, пожалуйста, учебник. - Просьбу. - Невозможно выполнить просьбу, так как в классе много девочек, нужно указать на конкретную. - Назвать имя. А если девочек с одинаковыми именами в классе несколько, то нужно назвать и фамилию. Дети называют свои имена. - Имя собственное. | Познавательные (постановка и формулирование проблемы, выход из затруднения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание). Регулятивные (ученики определяют и формируют цель деятельности) Коммуникативные (строят высказывания в устной форме). |
4. Открытие новых знаний | На доске записаны слова: собака, Петя, котик, роза, Лена, Шарик. - Прочитайте слова. Как можно разделить эти слова? На доске появляется деление слов на столбики: собака Петя котик Лена роза Шарик - Прочитайте слова, которые записаны с большой буквы. - Что вы о них можете сказать? - Как по-другому их можно назвать? Проводится работа со словами шарик, Шарик, роза, Роза. Предлагаются картинки: воздушный шарик, собака Шарик, цветок роза, девочка Роза. - Рассмотрите рисунки. Сравните их. - В каком значении слово шарик используется в каждом из этих случаев? - В каком значении может использоваться слово роза? - Какой вывод можно сделать? - Поэтому на минутке чистописания вы прописывали именно заглавные буквы. Физкультминутка | Звучат предложения учеников, выбирается более подходящее к теме урока: разделить на имена собственные и остальные слова. - Имена людей, клички животных. - Имена собственные. Ученики высказывают предположения, формулируют выход из затруднения: имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы. - Имена собственные пишутся с заглавной буквы. | Познавательные (подведение под понятие, сравнение объектов, выделение главного, классификация). Коммуникативные (построение рассуждения об объектах, высказывания в устной форме). |
5. Первичное закрепление знаний | Работа с учебником (с. 21) Обсуждение сообщения Ивана Ивановича Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. - Прочитайте сообщение И. И. Самоварова. - О чем это сообщение? - С помощью чего мы выделяем одно животное среди других? - С помощью кличек мы можем подчеркнуть внешние особенности животного, его повадки или выразить свое отношение к животному. - Какая кличка отражает отношение к собаке как к другу? - А в какой кличке подчеркиваем верность собаки своему хозяину? - Придумайте клички, которые подчеркивают внешние особенности животного. - Что же такое кличка животного? Выполнение упражнения 38. - Рассмотрите рисунки. - Какие породы собак вы видите на этих рисунках? - Придумайте клички собакам и запишите их. Организация взаимопроверки. - С какой буквы вы написали клички животных? Почему? А породы животных? - Какой вывод можно сделать? Физкультминутка Учитель называет слова. | Дети читают теоретический материал о породах и кличках животных. - Сообщение о том, как по-разному слова называют предметы. - С помощью кличек. - Кличка Дружок. - В кличке Верный. Дети называют клички животных, которые подчеркивают внешние особенности. - Каждая кличка животного – это его имя собственное. Клички животных пишутся с заглавной буквы. - Овчарка, пудель, колли. Дети выполняют работу в тетради: записывают породу собаки и ее кличку. Взаимопроверка. - Клички животных написали с заглавной буквы. Это имена собственные. - Все имена собственные пишем с заглавной буквы. Ученики поднимают руки вверх, если звучат имена собственные, приседают – если другие слова. | Познавательные (ориентируются в информационном материале учебника, осуществляют поиск необходимой информации, строят рассуждения). Регулятивные (выполняют учебные действия в практической и мыслительной форме). Коммуникативные (умение осознанно строить речевое высказывание, взаимопроверка – отзыв на работу товарища). Личностные ( проявление интереса к учебному материалу). |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | Организация деятельности по применению новых знаний. Работа в парах. (Карточка № 1) - Подберите каждому животному кличку – имя собственное. Соедините линиями. Хохлатка корова Буренка кошка Мурка курица Дружок козел Задира петух Бодун собака - Что можете сказать о словах 1 столбика? О словах 2 столбика? Какой вывод можно сделать? | Дети работают в парах. Осуществляют проверку по образцу. Отвечая на вопросы учителя, еще раз фиксируют деление слов на имена собственные и не собственные (нарицательные); формулируют правило правописания имен собственных. | Личностные (развитие навыков сотрудничества, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников). Коммуникативные (договариваться друг с другом, слушать партнера по общению, признавать свои ошибки). |
7. Включение нового знания в систему знаний | Самостоятельная работа. (Карточка № 2 «Ищу ошибки») - Прочитайте предложение. Если в записи этого предложения вы найдете ошибки – исправьте их. Бабушка арина подоила Корову зорьку и напоила телочку веснянку. | Дети работают самостоятельно. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению). Личностные (самоопределение). |
8. Рефлексия деятельности | - Наш урок подошел к концу. - Что для вас было главным на уроке? - А где вам пригодится это в жизни? - Какие же слова относятся к именам собственным? Как они пишутся? - Сравните свои выводы с выводом учебника (с. 23 «Узелки на память») - Попробуйте оценить свои знания и сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. | Формулируя ответы на вопросы учителя, подводят итог работы на уроке, повторяют правило. Сравнивают свои выводы с выводом учебника, читая сведения о языке «Узелки на память». Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Познавательные (умение структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности). Регулятивные (выделение и осознание того, что уже усвоено). Личностные (подведение итогов урока, самооценка). |