kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: «Имена собственные».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Имена  собственные».
Цель: 
*углубить понятия обучающихся об именах собственных и нарицательных.
Задачи:
*формировать умение обучающихся правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках); умение сравнивать, делать выводы;
* корригировать и развивать мышление путем выполнения тренировочных упражнений, развивать орфографическую зоркость;
* воспитывать любовь к родному языку, родному краю;
Наглядность: карточки, презентация.

Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.
_ Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. У нас на уроке присутствуют  гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу и дорогим гостям. Садитесь.
Проверка домашнего задания.
- Что такое имя существительное?
- Какие признаки бывают у существительных? (изменяются по родам, числам и падежам).
- Назовите одушевленные  имена существительные? Неодушевленные имена существительные?

*На доске предложение: «Наш шарик поймал воздушный шарик».(слайд)
- Назовите мне существительные? (шарик)
- Как вы думаете, какое слово здесь неодушевленное? (воздушный шарик). Почему? (обозначает предмет).
- Какое слово одушевленное? (шарик)
- Почему? Шарик- это кличка животного.  
- Как их необходимо написать? (Наш Шарик поймал воздушный шарик).
Запись на доске. 
- Как вы думаете, какую тему урока мы сегодня будем изучать? (Имена собственные). (слайд)
- Эту  тему мы с вами изучали в 7 классе. Сегодня  на уроке  мы будем продолжать изучать имена собственные, уметь различать имена собственные и нарицательные,  правильно их записывать.
    3. Оформление тетрадей.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Имена собственные».  
    4. Минутка чистописания.
На доске слова: Егор, Елена, Ева, Европа.
- Назовите лишнее слово? (Европа)
- Почему? (все имена людей, а Европа- это часть света ).
- А чем похожи эти слова? (Имена собственные).
- На минутке чистописания мы напишем  буквы: Е, е. 
    5. Актуализация  знаний.
- На слайде слова: А. С. Пушкин, поэт, город,  Уфа,  кошка, Барсик, страна, Россия,   журнал, Башкортостан.
- К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные).
- Чем они отличаются?
- Распределите слова в два столбика. 
- По какому принципу вы распределили данные слова? (названия с заглавной и прописной буквы).  (задания выполняются в тетради).
 Проверка. (слайд).
- Дополните каждую колонку своими примерами.
    6. Работа над новым материалом.
- Посмотрите в свои тетради. Слова, написанные в 1 колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные во 2 столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.
- Откуда произошли имена собственные и нарицательные? 
(слайд)
Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова «нарицати»- «называть». (проговорить хором).
- Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.
(слайд)
Слово «собственный» происходит от старославянского  «собьство», что означает «своё», «личное», «себе принадлежащее». (слайд)
- Какие слова мы относим к именам собственным?  (слайд).
* Ф.И.О. людей, клички животных.
- Подберем примеры.
(М.Ю.Лермонтов, Сергей Есенин, Тузик, Моська).
* Географические названия.
(озеро Байкал, река Амур, Черное море).
* Названия литературных произведений.
(басня «Стрекоза и Муравей», сказка «Василиса Прекрасная»).
* Названия исторических событий.
(Великая Отечественная война, Невское побоище).
* Названия картин, кинофильмов, спектаклей.
(В.М.Васнецов  «Три богатыря», кинофильм «Тихий Дон»).
* Названия предприятий.
( завод «Альтернатива»).
*Названия праздников.
(Восьмое марта, Новый год, день Космонавтики).
- Как же пишутся имена собственные? (с заглавной буквы).
(слайд).
- Все имена собственные пишутся с большой буквы, а некоторые заключаются в кавычки. Это- марки машин, названия конфет, магазинов, названия литературных произведений,  картин, журналов, газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, кинотеатров, кораблей.
- Открываем учебники на с. 54. Посмотрите записи в рамочке.
- Давайте сделаем вывод? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы).
- Выполним упражнение 72 на с. 55. Прочитайте задание. 
- В этом предложении вам встретятся словарные слова. 
Словарная работа: Восток, Запад.  (поставить ударение).Эти слова надо запомнить, к ним нельзя подобрать проверочных слов.
- Выписать имена собственные. (выходят к доске и выписывают). 
    7. Физминутка.
А) Гимнастика для глаз. (слайд)
Б) Внимание девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем,
Закрыв глаз, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!

- Сейчас, ребята,  игра на внимание. 
Я буду называть слова. Если услышите  имя собственное, вам надо хлопнуть в ладошку. Если услышите имя нарицательное, то ничего не делаете. Кто неправильно выполнит действие, то выбывает из игры.
(Юрий, космонавт, пилот, Андрей Николаевич, солнце, Марина, тетрадь, Паустовский, Оля,  земля, урок, Рекс, крокодил, окно, еж, кинотеатр «Фонтан», тетрадь, сказка «Репка», ).
- Самый внимательный у нас оказался …
   8. Закрепление.
-  Правильно запишите данные слова. (слайд).
Работа в тетради.
(Р,р)ека, (Н,н)овгород, (М,м)альчик, (С,с)обака, (В,в)итя, (Д,д)оброта, (К,к)уликовская битва, (О,о)рел.
(слайд)- «Проверь себя».
река, Новгород, мальчик, собака, Витя, доброта, Куликовская битва, Орел, орел.
- Почему слово орёл написано с большой буквы и с маленькой? (Орел- название города, орел- птица). Некоторые слова могут быть собственными и нарицательными. 
Исправь ошибки в данной таблице. (слайд). Устно.

 
Имена собств.    Имена нариц.       
Волк     трава       
Саша     урок       
Дуб     сережа       
Уфа     мурка       
Украина     ромашка       
Река     ик     


Работа с карточками.
- Сейчас вы получите карточки, в каждом из них предложения. Записать предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии. Взаимопроверка.
1) т…плоход (сибирь).
2) остр…ва (норвегии).
3) ра… сказ (Муму).
4) (Т,т)ихий  (о,а)кеан.
5)г…род (октябрьский).
- У кого нет ошибок? Поставьте «5».
- У кого одна ошибка? Поставьте «4».
- У кого две ошибки? Поставьте «3».
 - У кого три ошибки? Поставьте «2».

- Внимательно прочитайте предложения.  Нужно правильно  вставить слово из прямоугольника.  У вас на столе карточки с цифрами. Поднять соответствующую цифру. (слайд).
Мы читаем журнал. Здоровье  «Здоровье». 
Моя  любимая   песня. «Улыбка» Улыбка.
Наша школа находится на улице. трипольского  Трипольского.
Летом я с родителями был в Москве москве.
Талантливый художник Перов родился в.. Сибири сибири. 
    9. Рефлексия 
- Вам понравился сегодняшний урок?
- Каким был урок: интересным? полезным? познавательным? поучительным? Выберите соответствующую карточку.
- Что нового узнали на уроке?
В ходе урока мы:
научились отличать имена собственные от имен нарицательных;
повторили  правописание имен собственных;
вспомнили, какие имена собственные заключаются в кавычки;

     10. Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание. (слайд)
Выполнить упражнение 73 на стр. 56.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
   11. Оценки.
- Вы сегодня хорошо поработали на уроке.  Оценки…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Имена собственные».»

Урок по теме: «Имена собственные».

Цель:

*углубить понятия обучающихся об именах собственных и нарицательных.

Задачи:

*формировать умение обучающихся правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках); умение сравнивать, делать выводы;

* корригировать и развивать мышление путем выполнения тренировочных упражнений, развивать орфографическую зоркость;

* воспитывать любовь к родному языку, родному краю;

Наглядность: карточки, презентация.



Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.

_ Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. У нас на уроке присутствуют гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу и дорогим гостям. Садитесь.

  1. Проверка домашнего задания.

- Что такое имя существительное?

- Какие признаки бывают у существительных? (изменяются по родам, числам и падежам).

- Назовите одушевленные имена существительные? Неодушевленные имена существительные?



*На доске предложение: «Наш шарик поймал воздушный шарик».(слайд)

- Назовите мне существительные? (шарик)

- Как вы думаете, какое слово здесь неодушевленное? (воздушный шарик). Почему? (обозначает предмет).

- Какое слово одушевленное? (шарик)

- Почему? Шарик- это кличка животного.

- Как их необходимо написать? (Наш Шарик поймал воздушный шарик).

Запись на доске.

- Как вы думаете, какую тему урока мы сегодня будем изучать? (Имена собственные). (слайд)

- Эту тему мы с вами изучали в 7 классе. Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать имена собственные, уметь различать имена собственные и нарицательные, правильно их записывать.

3. Оформление тетрадей.

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Имена собственные».

4. Минутка чистописания.

На доске слова: Егор, Елена, Ева, Европа.

- Назовите лишнее слово? (Европа)

- Почему? (все имена людей, а Европа- это часть света ).

- А чем похожи эти слова? (Имена собственные).

- На минутке чистописания мы напишем буквы: Е, е.

5. Актуализация знаний.

- На слайде слова: А. С. Пушкин, поэт, город, Уфа, кошка, Барсик , страна, Россия, журнал, Башкортостан.

- К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные).

- Чем они отличаются?

- Распределите слова в два столбика.

- По какому принципу вы распределили данные слова? (названия с заглавной и прописной буквы). (задания выполняются в тетради).

Проверка . (слайд).

- Дополните каждую колонку своими примерами.

6. Работа над новым материалом.

- Посмотрите в свои тетради. Слова, написанные в 1 колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные во 2 столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.

- Откуда произошли имена собственные и нарицательные?

(слайд)

Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова «нарицати»- «называть». (проговорить хором).

- Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.

(слайд)

Слово «собственный» происходит от старославянского «собьство», что означает «своё», «личное», «себе принадлежащее». (слайд)

- Какие слова мы относим к именам собственным? (слайд).

* Ф.И.О. людей, клички животных.

- Подберем примеры.

(М.Ю.Лермонтов, Сергей Есенин, Тузик, Моська).

* Географические названия.

(озеро Байкал, река Амур, Черное море).

* Названия литературных произведений.

(басня «Стрекоза и Муравей», сказка «Василиса Прекрасная»).

* Названия исторических событий.

(Великая Отечественная война, Невское побоище).

* Названия картин, кинофильмов, спектаклей.

(В.М.Васнецов «Три богатыря», кинофильм «Тихий Дон»).

* Названия предприятий.

( завод «Альтернатива»).

*Названия праздников.

(Восьмое марта, Новый год, день Космонавтики).

- Как же пишутся имена собственные? (с заглавной буквы).

(слайд).

- Все имена собственные пишутся с большой буквы, а некоторые заключаются в кавычки. Это- марки машин, названия конфет, магазинов, названия литературных произведений, картин, журналов, газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, кинотеатров, кораблей .

- Открываем учебники на с. 54. Посмотрите записи в рамочке.

- Давайте сделаем вывод? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы).

- Выполним упражнение 72 на с. 55. Прочитайте задание.

- В этом предложении вам встретятся словарные слова.

Словарная работа: Восток, Запад. (поставить ударение).Эти слова надо запомнить, к ним нельзя подобрать проверочных слов.

- Выписать имена собственные. (выходят к доске и выписывают).

7. Физминутка.

А) Гимнастика для глаз. (слайд)

Б) Внимание девочки!

Внимание, мальчики!

Вытянув руки,

Разминаем пальчики.

Плечи поднимаем,

Головой вращаем,

Закрыв глаз, отдохнем,

Заниматься вновь начнем!



- Сейчас, ребята, игра на внимание.

Я буду называть слова. Если услышите имя собственное, вам надо хлопнуть в ладошку. Если услышите имя нарицательное, то ничего не делаете. Кто неправильно выполнит действие, то выбывает из игры.

(Юрий, космонавт, пилот, Андрей Николаевич, солнце, Марина, тетрадь, Паустовский, Оля, земля, урок, Рекс, крокодил, окно, еж, кинотеатр «Фонтан», тетрадь, сказка «Репка», ).

- Самый внимательный у нас оказался …

8. Закрепление.

- Правильно запишите данные слова. (слайд).

Работа в тетради.

  • (Р,р)ека, (Н,н)овгород, (М,м)альчик, (С,с)обака, (В,в)итя, (Д,д)оброта, (К,к)уликовская битва, (О,о)рел.

(слайд)- «Проверь себя».

река, Новгород, мальчик, собака, Витя, доброта, Куликовская битва, Орел, орел.

- Почему слово орёл написано с большой буквы и с маленькой? (Орел- название города, орел- птица). Некоторые слова могут быть собственными и нарицательными.

  • Исправь ошибки в данной таблице. (слайд). Устно.



Имена собств.

Имена нариц.

Волк

трава

Саша

урок

Дуб

сережа

Уфа

мурка

Украина

ромашка

Река

ик





  • Работа с карточками.

- Сейчас вы получите карточки, в каждом из них предложения. Записать предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии. Взаимопроверка.

1) т…плоход (сибирь).

2) остр…ва (норвегии).

3) ра… сказ (Муму).

4) (Т,т)ихий (о,а)кеан.

5)г…род (октябрьский).

- У кого нет ошибок? Поставьте «5».

- У кого одна ошибка? Поставьте «4».

- У кого две ошибки? Поставьте «3».

- У кого три ошибки? Поставьте «2».



- Внимательно прочитайте предложения. Нужно правильно вставить слово из прямоугольника. У вас на столе карточки с цифрами. Поднять соответствующую цифру. (слайд).

Мы читаем журнал ... Здоровье «Здоровье».

Моя любимая песня ... «Улыбка» Улыбка .

Наша школа находится на улице ... трипольского Трипольского.

Летом я с родителями был в Москве москве .

Талантливый художник Перов родился в ... . Сибири сибири.

9. Рефлексия

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Каким был урок: интересным? полезным? познавательным? поучительным? Выберите соответствующую карточку.

- Что нового узнали на уроке?

В ходе урока мы:

  • научились отличать имена собственные от имен нарицательных;

  • повторили правописание имен собственных;

  • вспомнили, какие имена собственные заключаются в кавычки;



10. Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание. (слайд)

Выполнить упражнение 73 на стр. 56.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

11. Оценки.

- Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Оценки…






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по теме: «Имена собственные».

Автор: Шигапова Сария Замгутдиновна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку  на тему "Имена собственные" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imiena-sobstviennyie"
    ["file_id"] => string(6) "106575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403032950"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта изучения темы «Имена собственные и нарицательные», 2 класс "
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-izuchieniia-tiemy-imiena-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445606652"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-1-klassie-po-tiemie-imia-sobstviennoie"
    ["file_id"] => string(6) "281630"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453557297"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта урока по теме "Имена собственные и нарицательные""
    ["seo_title"] => string(74) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapotiemieimienasobstviennyieinaritsatielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "326676"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463290396"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка по теме "Имена собственные""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_imiena_sobstviennyie"
    ["file_id"] => string(6) "352366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477463064"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства