Цель урока: знать: правило выбора е-и в безударных падежных окончаниях существительных.
Уметь: владеть способом действия при выборе орфограммы
Оборудование: опорные схемы, таблицы;
Ход урока.
1.Организационный момент:
-приветствие уч-ся;
- проверка готовности к уроку;
- сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания
Упр. 525 («по цепочке», с объяснением способа действия при выборе орфограммы в окончании существительных).
II. Работа по теме урока.
1. Синтаксическая пятиминутка.
Когда высветится месяц, на снежной белизне широкого поля отражается мерцание звезд.
Задание: Из предложения выписывают существительные, ставя их в дат. и пр. пад. единственного числа;
- выделяют и объясняют написание окончаний.
Разобрать по составу слово белизна.
- Привести примеры двух-трех существительных с подобным суффиксом
-Составить схему предложения.
2.Готовимся к ЕГЭ
Орфоэпические нормы: упр.513, 509
3.Краткое изложение по прочитанному тексту:
Хорошо в феврале в Подмосковье! Кругом иней и снег. В меру подбадривает морозец, без знойной колкости.
Что может быть лучше лыжной прогулки по просеке в это время. Хорошо и на санях прокатиться по лесной дороге.
Холодное пламя тихой зорьки рдеет на пышной шири сугробов. На склоне оврага дремлет остров хвойного леса. Глаз ласкает зеленый бархат хвои. Вон на лапнике елки прыгает с ветки на ветку маленькая птичка.
(По Д.Зуеву.)
Задание:
— Найдите в тексте метафоры.
-Запишите, объясните графически написание е — и в окончаниях :существительных. Озаглавьте текст.
4. Работа по учебнику:
- чтение правила на стр. 203;
-заучивание правила.
5.Закрепление навыка выбора гласных в окончаниях слов:
-упр. 536;538; 539.
6. Объяснительный диктант.
Помогать подруге, потолок в помещении, радоваться удаче, идти по тропинке, обрадоваться новости, ветка сирени, вершина елки, на опушке леса, участвовать в демонстрации, написать Лидии, ошибки в изложении, песня о счастье, рассказ о путешествии, книга о портфеле, ехать по магистрали, вытащить из проруби, говорить об успеваемости.
Мечтать о профессии, трястись в телеге, быть на лекции, слышал в планетарии, изменение в расписании, отдыхать в деревне, рос у дороги написать в альбоме, был на площади, вырос на тополе, наблюдения на местности.
7. Проверочная работа с использованием перфокарт.
е — и в падежных окончаниях существительных
1. говорили о станции линии дороге
2. шли к избушке деревне чаще
3. учебники по истории литературе биологии
4. побывали в зоопарке музее планетарии
5. бежали по аллее тропинке насыпи
6. росли на березе тополе сирени
7. рассказать о книге повести случае
8. призывать к осторожности выдержке смелости
9. побывать в Карелии Сибири Киеве
8. Рефлексия.
9.Домашнее задание: стр. 203 правило, упр. 540 письменно, 544 устно