I. Фронтальный опрос: 1) Как узнать склонение существительного? - По какой форме существительного определяем склонение? - По какой морфеме? - Сколько склонений в русском языке? - Как распределяются по ним существительные? 2) Как определить падеж существительного? 3) Зачем важно знать склонение и падеж существительного? (Чтобы правильно написать его окончание). II. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов: Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, нет совест…, обязан своей совест…, вспомнить о совест…, поставить на балкон… - Прочитайте слова. - Почему в них можно допустить ошибки? Слышится [ И ], а должно писаться Е или И. Как же не допустить ошибок? III. Эксперимент: Просклоняйте 1-й ряд слова весна, почка; 2-й ряд – дождь, диван; 3-й – капель, рожь. Выделите в них окончания. Свои выводы запишите в таблицу №1 карты урока. - Сравните оба слова: чем они похожи и чем различаются? Какие окончания у вас получились? - Рассмотрите опорную таблицу и расскажите о написании Е - И в окончаниях существительных. Вернёмся к заданию II. Поработаем в парах. Кто быстрее вставит букву, поднимет руку. Пара …. напишет на доске только окончания. Остальные проверят друг друга.
IV. Задание повышенной трудности: Вставьте окончания в однокоренных словах: Ветвь - ветка, тетрадь – тетрадка, площадь – площадка, кровать – кроватка. Перед выполнением задания поставьте знаки на поля. Кто поставил -!? Кто - ?? Проводим самопроверку. У кого совпали знаки? Кому ещё нужно время, чтобы запомнить правило? Найди ошибку: Что может быть проще и прелестнее ландыша? Гирлянда беленьких колокольчиков на тонком стебле сияет в зелене длинных листьев. Отцветает ландыш на рубеже весны и лета, и на месте каждого опавшего цветка, словно из самого сердца, выливается по ярко-красной капле ягодки. (По Н. Золотницкому) |