Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Обобщающий урок по теме «Фонетика» в 5классе»
ТЕМА: Обобщающий урок по теме «Фонетика» в 5классе
Цели: - обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Фонетика»;
- отработка умения выполнять фонетический разбор, различать звук и букву, определять разницу в буквенном и звуковом составе слова;
- воспитание у учащихся любви к литературе.
ХОД УРОКА
Объявление темы урока.
Определение целей урока учащимися с помощью учителя.
Слово учителя:
- Ребята, наш урок пройдет вместе с героями сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева». Вы помните, что с Каем, одним из героев сказки случилась беда. Что же с ним приключилось?
И маленькая Герда бросилась ему на помощь и отправилась его искать… Ей очень нелегко, и поэтому мы ей поможем. А нам будут помогать правила из раздела «Фонетика». Итак, в путь…
А) В поисках Кая Герда попадает в цветник женщины, умеющей колдовать. Чтобы помочь Герде выбраться из цветника, мы должны расположить следующие слова в алфавитном порядке и вставить пропущенные орфограммы:
- Какие правила помогли нам вставить пропущенную орфограмму?
Б) Встреча с вороном. Он интересуется:
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие - глухие, твердые - мягкие).
В отрывке из текста нужно найти парные согласные звуки (по звонкости - глухости).
- Это роятся белые пчелки!- говорила старая бабушка.
- А у них тоже есть королева?- спрашивал мальчик. Он знал, что у настоящих пчел есть такая.
- Есть,- отвечала бабушка. - Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окна.
- Какой пары нет в отрывке?
- Есть ли в предложениях звуки, которые бывают только звонким, а глухой пары не имеют?
В) А вот чтобы уйти от разбойников, надо хорошо знать мягкие и твердые согласные. Запишем предложения.
Но вот они и на площадке лестницы. На шкафу горела маленькая лампа, а на полу сидела ручная ворона и озиралась, вертя головой.
Подчеркните все мягкие согласные. Ответьте на вопрос:
- Как обозначается мягкость согласных на письме?
(буквами е,ё,ю,я,и,ь).
Все дальше мы уходим с Гердой на север на поиски Кая, пришло время физкультминутки.
Ребята встают и изображают с помощью жестов вьюгу, метель, холод, скольжение по льду, увязание в снегу и т.д.
Г) Разбойникам вы уже сказали, что буквы е, ё, ю, я служат для обозначения мягкости согласных. А вот финка и лапландка спрашивают Герду о другой роли этих букв. Эти буквы могут обозначать два звука.
- В каких случаях это происходит?
Запишите слова и подчеркните буквы е, ё, ю, я в том случае, когда они обозначают два звука.
Маленькая, пляшет, редкость, мягкую, человек, держать, северное сияние, съел, яркий.
Д) В чертог Снежной королевы Герда пришла одна. Задание для одного человека у доски - сделать фонетический разбор слова сияние, а для класса - сделать фонетический разбор слова северное.
Вместе со сказочными героями мы прошли весь путь, помогая друг другу, и вместе справились со всеми трудностями.
Благодаря чему это произошло?
А теперь, как Кай, давайте напишем слово ВЕЧНОСТЬ и проверим, как вы написали.
Дорога к дому (домашнее задание).
Придумайте, что могло произойти с Каем и Гердой по дороге домой.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}