Путилина Л.П
учитель МОУ Завязенская СОШ Урок русского языка в 5 классе Тема: Фонетика.
Цель: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Фонетика».
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий
И полон тревог.
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.
Слайд 1.
Ребята, прочитайте тему урока. Запишите её в тетрадь. Обратите внимание, в данном случае слово Фонетика пишется с большой буквы, потому что в нашем путешествии – это географическое название. А вообще термин «фонетика» пишется с маленькой буквы.
Море всегда связано с отдыхом, удовольствием, а с другой стороны, море – приключения и открытия. Мне хотелось бы, чтобы вы на уроке совершили открытия и получили от этого удовольствие.
В путешествии по морю не обойтись без карты. Карта у нас есть, она поможет нам не сбиться с курса. Посмотрите, где мы должны побывать (выходим из бухты фонетики, посещаем остров гласных звуков, архипелаг согласных звуков, рифы фонетического разбора и конечный пункт нашего путешествия – порт знаний и умений).
Слайд 2.
Словарная работа (бухта, архипелаг, рифы).
- Без чего, кроме карты, нельзя обойтись в путешествии? (аптечка, компас, пища и т.д.), т.е. без багажа.
- Что будет нашим багажом? (знания)
- Зачем люди отправляются в путешествия? (познакомиться с разными странами, обычаями)
Но мы отправляемся в путешествие по виртуальному морю. Зачем мы едем, какую цель ставим перед собой? (повторить и обобщить знания по фонетике)
- Верно. Во-первых, взять багаж, во-вторых, совершить открытия, то есть цель нашего урока – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний о фонетике.
Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны получить о нем информацию. Перед вами лингвистический текст (Приложение 1). Ваша задача – прочитать текст, карандашом отметить на полях «+» информацию, которая вам уже известна, «?» отметить информацию, новую для вас.
Информация о предстоящем тексте получена, теперь мы готовы отправиться в путь. Как говорят моряки: «Поднять якорь, полный вперед!»
Слайд 3 .
Перед нами остров гласных звуков. Что вы знаете о его обитателях? (Ответы).
Действительно, гласные звуки произносятся при помощи голоса, могут быть ударными и безударными. Слайд 4.
А сейчас по курсу – архипелаг согласных звуков. Слайд 5.
- Что вы знаете о жителях этих островов?
Согласные звуки живут на двух больших островах. Слайд 6.
На первом острове – глухие согласные. На втором острове – звонкие согласные. Но взгляните, на этих островах орудует пират. Что он ищет? (Золото).
Он нам поможет найти сокровище. Посмотрите, он его нашел! Это сонорные согласные. Но, чтобы добраться до сокровищ, нам предстоит посетить острова глухих и звонких согласных.
Перед нами остров глухих согласных звуков. Почему они называются глухими? (состоят из шума). Приведите примеры слов с использованием глухих согласных (например, [ п]орт). Спасибо.
Действительно, глухие согласные звуки обитают на этом острове. Слайд 7.
- А сейчас мы находимся у острова звонких согласных звуков. Что вы знаете о жителях этого острова? Почему они называются звонкими? (Состоят из шума и голоса). Приведите примеры слов с использованием звонких согласных звуков (например, [з] вук).
А сейчас обратите внимание, что звонкие согласные звуки разделены на две группы. Слайд 8,9.
- Это подгруппа согласных звонких звуков, отличающаяся особой звучностью (от латин. sonorus – звучный), не имеющая пары по глухости, называется сонорными согласными.
Давайте вместе правильно произнесем сонорные согласные звуки: [р] [л] [м] [н]
[р΄] [л΄] [м΄] [н΄] . Молодцы. А теперь приведите примеры слов с использованием сонорных согласных звуков (например, [м]о[р΄]е).
Мы с вами побывали на двух островах согласных звуков, но существую острова, которые мы не посетили, там ме´ли, опасные для нашего корабля. Какие острова я имею в виду? (острова твердых и мягких согласных). Слайд 10.
Послушайте, поднимается ветер, вздымаются огромные волны, приближается шторм. Чтобы выстоять, нам необходимо укрепить багаж, надеть спасательные жилеты и взять …ручки. Внимание! Орфографическая работа! Ваша задача – с красной строки через запятую записать слова и подчеркнуть ошибкоопасные места. Приступаем (Приложение 2).
Тетрадями поменяйтесь, выполните взаимопроверку, сверив с экраном. Слайд 11.
Норма оценки на доске:
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
5 и более – «неудовлетворительно».
Проверим, как удалось справиться со стихией. Поднимите руки, у кого «5» и т.д. Молодцы, шторм выстояли и стихию победили.
ФИЗМИНУТКА
Внимание! Свистать всех наверх! По курсу – рифы! (Слайд 12)
Место опасное, к нему способны приблизиться только отчаянные смельчаки. Кто готов подойти к рифам фонетического разбора и выполнить на доске фонетический разбор слова «краб»? (Фонетический разбор выполняется самостоятельно на доске, план разбора – слайд 13).
- А нам бросать корабль нельзя, нужно навести порядок после шторма. Возьмите листочки с №2. Заполните недостающие графы. (Приложение 3)
Выполните самопроверку, сверив с экраном. Слайд 14.
Проверка фонетического разбора, выполненная учеником на доске.
- Молодцы, привели багаж в порядок, разложили все по полочкам.
- А наше путешествие подходит к концу, мы приближаемся к Порту знаний и умений, бросаем якорь, бросаем последний взгляд на карту.
Фонетика изучает звуки речи, но все звуки речи сводятся в определенную систему. Кто готов у доски рассказать о системе звуков речи, используя таблицу, уже заполненную вами? Итак, все звуки речи делятся на… (Устный рассказ у доски).
Молодец, подвела итог за всех. Но всё же вспомним начало урока, вспомним цель, которой мы хотели достичь. Достигли мы цели? Какое открытие совершили? А наше путешествие вам понравилось? Мне тоже понравилось путешествовать в такой приятной компании.
КЛИП «МОРЕ»
Домашнее задание.
Расселить согласные звуки по квартирам (Приложение 4).
Выполнить фонетический разбор любого слова морской тематики.
Приложение 1.
Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст.
Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха.
Звуки речи изучаются в особом, отдельном разделе языкознания – фонетике.
В образовании звуков принимают участие лёгкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая или носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга.
Звуки речи служат для различения смысла слов: полка – полька, том – там, том – ком, жил – шил и т. д.
Приложение 2.
Приложение 3
Дидактический материал
Приложение 4.
Заселить согласные в квартиры
Приложение 4.
Заселить согласные в квартиры
Приложение 4.
Заселить согласные в квартиры
Приложение 4.
Заселить согласные в квартиры
Приложение 4.
Заселить согласные в квартиры
Приложение 4.
Заселить согласные в квартиры
Приложение 4.
Заселить согласные в квартиры
Приложение 4.
Заселить согласные в квартиры
Приложение 4.
Заселить согласные в квартиры
17