kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка по теме "Фонетика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок русского языка в 5 классе

Тема: Фонетика.

Цель: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Фонетика».

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог. 

  1. Ребята, прочитайте тему урока. Запишите её в тетрадь. Обратите внимание, в данном случае слово Фонетика пишется с большой буквы, потому что в нашем путешествии – это географическое название. А вообще термин «фонетика» пишется с маленькой буквы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к электронной физминутке»

Пояснительная записка к электронной физминутке «На море»


Преподаватель –Масько Любовь Георгиевна

Предмет –физминутка может быть проведена на уроках математики, русского языка, природоведения, чтения, при работе на компьютере

Тема: "На море"

Цели: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке

Продолжительность выполнения – от 5 до 7 минут

Класс – 1-4

Образовательное учреждение – МОУ СОШ №14 город Мончегорск, Мурманская область

Авторский медиапродукт – презентация 12 слайдов (среда POWER POINT)

Тип урока:

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование: фонограмма из архива звуковых эффектов композитора Алексея Паркова, картинки из Интернета

Дата проведения:


Каждому учителю необходимо помнить, что головные боли, раздражительность, апатия и даже депрессия у детей могут быть вызваны обычной усталостью глаз. А от состояния глаз зависит работоспособность детей, умение воспринимать и запоминать информацию.

Данные авторские физминутки снимают усталость, повышают настроение, работоспособность.






Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме Фонетика »

Путилина Л.П учитель МОУ Завязенская СОШ Урок русского языка в 5 классе Тема: Фонетика.

Цель: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Фонетика».

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.


Слайд 1.


  1. Ребята, прочитайте тему урока. Запишите её в тетрадь. Обратите внимание, в данном случае слово Фонетика пишется с большой буквы, потому что в нашем путешествии – это географическое название. А вообще термин «фонетика» пишется с маленькой буквы.

Море всегда связано с отдыхом, удовольствием, а с другой стороны, море – приключения и открытия. Мне хотелось бы, чтобы вы на уроке совершили открытия и получили от этого удовольствие.

В путешествии по морю не обойтись без карты. Карта у нас есть, она поможет нам не сбиться с курса. Посмотрите, где мы должны побывать (выходим из бухты фонетики, посещаем остров гласных звуков, архипелаг согласных звуков, рифы фонетического разбора и конечный пункт нашего путешествия – порт знаний и умений).

Слайд 2.

Словарная работа (бухта, архипелаг, рифы).

- Без чего, кроме карты, нельзя обойтись в путешествии? (аптечка, компас, пища и т.д.), т.е. без багажа.

- Что будет нашим багажом? (знания)

- Зачем люди отправляются в путешествия? (познакомиться с разными странами, обычаями)

Но мы отправляемся в путешествие по виртуальному морю. Зачем мы едем, какую цель ставим перед собой? (повторить и обобщить знания по фонетике)

- Верно. Во-первых, взять багаж, во-вторых, совершить открытия, то есть цель нашего урока – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний о фонетике.

Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны получить о нем информацию. Перед вами лингвистический текст (Приложение 1). Ваша задача – прочитать текст, карандашом отметить на полях «+» информацию, которая вам уже известна, «?» отметить информацию, новую для вас.

  • Что для вас оказалось знакомым?

  • Что для вас оказалось новым?

  1. Информация о предстоящем тексте получена, теперь мы готовы отправиться в путь. Как говорят моряки: «Поднять якорь, полный вперед!»

Слайд 3 .


Перед нами остров гласных звуков. Что вы знаете о его обитателях? (Ответы).

Действительно, гласные звуки произносятся при помощи голоса, могут быть ударными и безударными. Слайд 4.

А сейчас по курсу – архипелаг согласных звуков. Слайд 5.

- Что вы знаете о жителях этих островов?

Согласные звуки живут на двух больших островах. Слайд 6.


На первом острове – глухие согласные. На втором острове – звонкие согласные. Но взгляните, на этих островах орудует пират. Что он ищет? (Золото).

Он нам поможет найти сокровище. Посмотрите, он его нашел! Это сонорные согласные. Но, чтобы добраться до сокровищ, нам предстоит посетить острова глухих и звонких согласных.

Перед нами остров глухих согласных звуков. Почему они называются глухими? (состоят из шума). Приведите примеры слов с использованием глухих согласных (например, [ п]орт). Спасибо.

Действительно, глухие согласные звуки обитают на этом острове. Слайд 7.


- А сейчас мы находимся у острова звонких согласных звуков. Что вы знаете о жителях этого острова? Почему они называются звонкими? (Состоят из шума и голоса). Приведите примеры слов с использованием звонких согласных звуков (например, [з] вук).

А сейчас обратите внимание, что звонкие согласные звуки разделены на две группы. Слайд 8,9.




- Это подгруппа согласных звонких звуков, отличающаяся особой звучностью (от латин. sonorus – звучный), не имеющая пары по глухости, называется сонорными согласными.

Давайте вместе правильно произнесем сонорные согласные звуки: [р] [л] [м] [н]

[р΄] [л΄] [м΄] [н΄] . Молодцы. А теперь приведите примеры слов с использованием сонорных согласных звуков (например, [м]о[р΄]е).

  1. Мы с вами побывали на двух островах согласных звуков, но существую острова, которые мы не посетили, там ме´ли, опасные для нашего корабля. Какие острова я имею в виду? (острова твердых и мягких согласных). Слайд 10.



  1. Послушайте, поднимается ветер, вздымаются огромные волны, приближается шторм. Чтобы выстоять, нам необходимо укрепить багаж, надеть спасательные жилеты и взять …ручки. Внимание! Орфографическая работа! Ваша задача – с красной строки через запятую записать слова и подчеркнуть ошибкоопасные места. Приступаем (Приложение 2).

Тетрадями поменяйтесь, выполните взаимопроверку, сверив с экраном. Слайд 11.

Норма оценки на доске:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более – «неудовлетворительно».

Проверим, как удалось справиться со стихией. Поднимите руки, у кого «5» и т.д. Молодцы, шторм выстояли и стихию победили.

ФИЗМИНУТКА

Внимание! Свистать всех наверх! По курсу – рифы! (Слайд 12)

Место опасное, к нему способны приблизиться только отчаянные смельчаки. Кто готов подойти к рифам фонетического разбора и выполнить на доске фонетический разбор слова «краб»? (Фонетический разбор выполняется самостоятельно на доске, план разбора – слайд 13).

  1. - А нам бросать корабль нельзя, нужно навести порядок после шторма. Возьмите листочки с №2. Заполните недостающие графы. (Приложение 3)

Выполните самопроверку, сверив с экраном. Слайд 14.

Проверка фонетического разбора, выполненная учеником на доске.

- Молодцы, привели багаж в порядок, разложили все по полочкам.

- А наше путешествие подходит к концу, мы приближаемся к Порту знаний и умений, бросаем якорь, бросаем последний взгляд на карту.


Фонетика изучает звуки речи, но все звуки речи сводятся в определенную систему. Кто готов у доски рассказать о системе звуков речи, используя таблицу, уже заполненную вами? Итак, все звуки речи делятся на… (Устный рассказ у доски).

  1. Молодец, подвела итог за всех. Но всё же вспомним начало урока, вспомним цель, которой мы хотели достичь. Достигли мы цели? Какое открытие совершили? А наше путешествие вам понравилось? Мне тоже понравилось путешествовать в такой приятной компании.

КЛИП «МОРЕ»

  1. Домашнее задание.

Расселить согласные звуки по квартирам (Приложение 4).

Выполнить фонетический разбор любого слова морской тематики.

Приложение 1.

Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст.

  1. Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха.

  2. Звуки речи изучаются в особом, отдельном разделе языкознания – фонетике.

  3. В образовании звуков принимают участие лёгкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая или носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга.

  4. Звуки речи служат для различения смысла слов: полка – полька, том – там, том – ком, жил – шил и т. д.


Приложение 2.





Приложение 3

Дидактический материал

Приложение 4.

Заселить согласные в квартиры



Приложение 4.

Заселить согласные в квартиры



Приложение 4.

Заселить согласные в квартиры



Приложение 4.

Заселить согласные в квартиры



Приложение 4.

Заселить согласные в квартиры



Приложение 4.

Заселить согласные в квартиры



Приложение 4.

Заселить согласные в квартиры



Приложение 4.

Заселить согласные в квартиры



Приложение 4.

Заселить согласные в квартиры




17



Просмотр содержимого презентации
«Тест ЗВУКИ И БУКВЫ»

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  «ЗВУКИ И БУКВЫ»

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЗВУКИ И БУКВЫ»

Вопрос №1  Что такое гласные звуки?   Это звуки, при произношении которых воздух встречает преграду: зубы, губы и язык.  А Это звуки, при произношении которых воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Б

Вопрос №1 Что такое гласные звуки?

Это звуки, при произношении которых

воздух встречает преграду: зубы, губы

и язык.

А

Это звуки, при произношении которых

воздух свободно выходит изо рта и не

встречает преград.

Б

Вопрос №2  Перечисли парные звонкие согласные  А Б, В, Г, Д, 3, Ж П, Ф, К, Т, С, Ш  Б

Вопрос №2 Перечисли парные звонкие согласные

А

Б, В, Г, Д, 3, Ж

П, Ф, К, Т, С, Ш

Б

Вопрос №3  Перечисли сонорные согласные  А Б, В, Г, Д, 3, Ж Б Л, М, Н, Р, Й

Вопрос №3 Перечисли сонорные согласные

А

Б, В, Г, Д, 3, Ж

Б

Л, М, Н, Р, Й

Вопрос №4  Сколько гласных звуков в русском языке?   В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, Э, И  А В русском языке 10 гласных звуков: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Б

Вопрос №4 Сколько гласных звуков в русском языке?

В русском языке 6 гласных звуков:

А, О, У, Ы, Э, И

А

В русском языке 10 гласных звуков:

А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е.

Б

Вопрос №5  Перечисли всегда мягкие согласные.  А Ж, Ш, Ц  Б Ч, Щ, Й

Вопрос №5 Перечисли всегда мягкие согласные.

А

Ж, Ш, Ц

Б

Ч, Щ, Й

Просмотр содержимого презентации
«Физминутка На море»

Физминутка «На море»

Физминутка

«На море»

Присмотритесь внимательно.  Что бы это значило?

Присмотритесь внимательно.

Что бы это значило?

Ребята, чтобы стать  моряком, надо иметь хорошее зрение! Берегите зрение!

Ребята, чтобы стать

моряком, надо иметь хорошее зрение!

Берегите зрение!

Просмотр содержимого презентации
«Фонетика »

Море - огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

Море - огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

остров  Гласных звуков бухта Фонетики Рифы  фонетического разбора Бухта , 1) глубокий морской залив, защищенный природой от господствующ. ветров и имеющий свободн. сообщение с морем Архипела'г , а, м. [греч. Archipelagos] (геогр.). Группа морских островов, расположенных поблизости друг от друга Риф - резкое надводное или подводное возвышение морского дна на мелководьях, препятствующее судоходству; морск. протяженный подводный камень, каменистый кряж, на глубине, опасной для плаванья судов Порт , м. [фр. port]. 1.Место с закрытым водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки и разгрузки судов, гавань архипелаг Согласных звуков порт Знаний и  Умений 2

остров

Гласных

звуков

бухта

Фонетики

Рифы

фонетического

разбора

Бухта , 1) глубокий морской залив, защищенный природой от господствующ. ветров и имеющий свободн. сообщение с морем

Архипела'г , а, м. [греч. Archipelagos] (геогр.). Группа морских островов, расположенных поблизости друг от друга

Риф - резкое надводное или подводное возвышение морского дна на мелководьях, препятствующее судоходству; морск. протяженный подводный камень, каменистый кряж, на глубине, опасной для плаванья судов

Порт , м. [фр. port]. 1.Место с закрытым водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки и разгрузки судов, гавань

архипелаг

Согласных звуков

порт Знаний и

Умений

2

остров  Гласных звуков бухта Фонетики Рифы  фонетического разбора архипелаг Согласных звуков порт Знаний и Умений

остров

Гласных

звуков

бухта

Фонетики

Рифы

фонетического

разбора

архипелаг

Согласных звуков

порт Знаний и

Умений

Остров Гласных звуков ударение [ ы ] [ у ] [ и ] [ э ] [ о ] [ а ] Ударные гласные Безударные гласные

Остров Гласных звуков

ударение

[ ы ]

[ у ]

[ и ]

[ э ]

[ о ]

[ а ]

Ударные гласные

Безударные гласные

остров Гласных звуков бухта Фонетики Рифы  фонетического разбора архипелаг Согласных звуков порт Знаний и Умений

остров

Гласных

звуков

бухта

Фонетики

Рифы

фонетического

разбора

архипелаг

Согласных звуков

порт Знаний и

Умений

Архипелаг Согласных звуков Сонорные согласные Звонкие согласные Глухие согласные

Архипелаг Согласных звуков

Сонорные согласные

Звонкие согласные

Глухие согласные

Глухие согласные  звуки: [ п ] [ т ] [ с ] [ ш ] [ к ]  [ ф ]  [ х ] [ ц ]  [ п  ] [ т  ] [ с  ] [ щ  ] [ к  ]  [ ф  ] [ х  ] [ ч  ]  Ш-Ш-ш

Глухие согласные звуки:

[ п ] [ т ] [ с ] [ ш ] [ к ] [ ф ] [ х ] [ ц ]

[ п] [ т] [ с] [ щ] [ к] [ ф] [ х] [ ч]

Ш-Ш-ш

Звонкие согласные звуки: [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ] [ б  ] [ в  ] [ г  ] [ д  ] [ з  ] [ р ] [ л ] [ м ] [ н ] [ р  ] [ л  ] [ м  ] [ н  ]

Звонкие согласные звуки:

[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ]

[ б  ] [ в  ] [ г  ] [ д  ] [ з  ]

[ р ] [ л ] [ м ] [ н ]

[ р  ] [ л  ] [ м  ] [ н  ]

Сонорные согласные  звуки:  [ р ] [ л ] [ м ] [ н ] [ р  ] [ л  ] [ м  ] [ н  ] Р-р-р СОНО'РНЫЙ, ая, ое [от латин. sonorus - звучный] (лингв.). О согласных звуках: такой, в к-ром голос преобладает над шумом, напр. р, л, м, н,

Сонорные согласные звуки:

[ р ] [ л ] [ м ] [ н ]

[ р  ] [ л  ] [ м  ] [ н  ]

Р-р-р

СОНО'РНЫЙ, ая, ое [от латин. sonorus - звучный] (лингв.). О согласных звуках: такой, в к-ром голос преобладает над шумом, напр. р, л, м, н,

Согласные звуки твердые мягкие [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ] [ ч ] [ щ ]  [ й ] [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ] [ ц ] [ ш ]

Согласные звуки

твердые

мягкие

[ б ] [ в ] [ г ] [ д ]

[ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ]

[ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ]

[ х ] [ ч ] [ щ ] [ й ]

[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ]

[ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ]

[ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ]

[ х ] [ ц ] [ ш ]

ПРО Б КА НИ З КИЙ ЗАГА Д КА РЫ Б КА ГЛА З КИ ЛО Ж КА ПРО С ЬБА ВАРЕ Ж КА ЛО Д КА ПОР Т

ПРО Б КА

НИ З КИЙ

ЗАГА Д КА

РЫ Б КА

ГЛА З КИ

ЛО Ж КА

ПРО С ЬБА

ВАРЕ Ж КА

ЛО Д КА

ПОР Т

остров Гласных звуков бухта Фонетики Рифы  фонетического разбора архипелаг Согласных звуков порт Знаний и Умений

остров

Гласных

звуков

бухта

Фонетики

Рифы

фонетического

разбора

архипелаг

Согласных звуков

порт Знаний и

Умений

Схема фонетического разбора Произнести слово. Разделить на слоги и определить ударный слог. Охарактеризовать каждый звук :  а) гласный – ударный или безударный ;  б) согласный – звонкий или глухой; мягкий или твердый. 3.Указать количество букв и звуков.

Схема фонетического разбора

  • Произнести слово. Разделить на слоги и определить ударный слог.
  • Охарактеризовать каждый звук :

а) гласный – ударный или безударный ;

б) согласный – звонкий или глухой; мягкий или твердый.

3.Указать количество букв и звуков.

остров Гласных звуков бухта Фонетики Рифы  фонетического разбора архипелаг Согласных звуков порт Знаний и Умений

остров

Гласных

звуков

бухта

Фонетики

Рифы

фонетического

разбора

архипелаг

Согласных звуков

порт Знаний и

Умений

Порт Знаний и Умений

Порт Знаний и Умений

остров Гласных звуков бухта Фонетики Рифы  фонетического разбора архипелаг Согласных звуков порт Знаний и Умений

остров

Гласных

звуков

бухта

Фонетики

Рифы

фонетического

разбора

архипелаг

Согласных звуков

порт Знаний и

Умений

Подведем итоги

Подведем итоги

  • Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
  • Звуки делятся на гласные и согласные.
  • Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
  • Согласные звуки делятся на глухие и звонкие; могут быть твердыми и мягкими.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок русского языка по теме "Фонетика"

Автор: Путилина Людмила Павловна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока-обобщения по русскому языку по теме "Фонетика"
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_obobshchieniia_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "393529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487515324"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Повторение и обобщение» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastnyi-oborot-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246074"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства