kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок закрепления пройденного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных»

Тема: Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных

Цели:

  • Образовательная: правописание гласных о, е после шипящих в суффиксах существительных;

  • Развивающая: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • Воспитывающая: воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Актуализация внимания учащихся.

Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках. 

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

2. Повторение правила «О-Ё после шипящих в корне слова».

а) Когда после шипящих в корне слова пишется Ё, а когда О?  Привести примеры.

 Вспомним рифмограмму: «Проблема в корне? Не зевай, Ё на Е скорей меняй!»

 б) Устное объяснение примеров.

                              Чёлка                      шоссе

                              Щёки                      жонглер

                              Расчёска                 жокей

                              Трущоба                 боржоми

                              Шорты                    шорох 

  в) Выполнение лексического  задания.

 По толкованию лексических значений узнайте слово, запишите его и объясните правописание гласной в корне после шипящих.

1.     Наездник на скачке -                                           (жокей)

2.     Цирковой актер, ловко подбрасывающий

     в воздухе предметы -                                         (жонглер)

3.     Опущенная на лоб и подстриженная

прядь волос   -                                                       (чёлка)

4.     Пестрая клетчатая ткань -                             (шотландка)

5.     Плод дуба -                                                          (жёлудь)

6.     Небольшая корзина -                                          (кошёлка)

7.     Тихая речь -                                                         (шёпот)

8.     Тонкая веревка -                                                  (бечёвка)

9.     Длинное углубление, выдолбленное

в бревне -                                                             (чёлн)

 II. Объяснение нового материала

1. Игра “Четвертый лишний”

Давайте поиграем в “Четвертый лишний”. Прочитать ряд слов.

Жуч…к, ореш…к, свеч…й, реч…нька.

- Найдите лишнее слово и объясните.

- Посмотрите, в какой части слова пропущены буквы.

Вы правы, что в слове свечой буква пропущена в окончании (зачеркнуть лишнее слово).

Итак, в трех словах (прочитать эти слова) есть орфограмма, которую мы будем сегодня изучать.

- Давайте назовем ее основные приметы и одновременно сформулируем тему нашего урока.

Это гласная или согласная буква? ( Гласная… Одновременно подчеркиваем одной чертой пробел и записывает первое слово темы на доске.)

- После каких согласных находится буква-орфограмма?

(После шипящих. Делаем запись на доске через пробел.)

- В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе…)

- В словах какой части речи? ( В существительных…)

На месте пропуска в теме поставить знак вопроса.

- Как вы думаете, какие гласные пропущены в этих словах? (Предположения ребят)

Тема: “Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных”

2. Работа с учебником

- Давайте проверим правильность наших предположений по учебнику

(Авторы: М.Р.Кондубаева, М.Д.Джусупов, Г.А.Кажигалиева, С.Т.Тусеева, У.М.Бекишева Алматы «Атамұра» 2006г.).

Открываем учебник и читаем правило на странице 112.

- Так какие же гласные пропущены в этих словах?

- Давайте впишем их в тему урока. А теперь прочитаем тему урока целиком.

- Мы познакомились с новым правилом. А теперь перечитайте правило и найдите ответ на главный вопрос: от чего зависит выбор гласной после шипящих в суффиксах существительных?

III. Закрепление нового материала.

1. А сейчас давайте потренируемся.

Работаем по цепочке со словами, записанными на доске. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, объяснить выбор и обозначить орфограмму графически.

Пауч…к, зайч…нок, голубоч…к.

Определите значение суффиксов в этих словах? (Уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс –онок- помогает назвать детенышей животных.)

2. Вставить пропущенные буквы. Записать слова в таблицу

Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, деревц..м, певц..м, веноч..к, луч..м, башмач..к, зеркальц..м, меч..м, бельч..нок, чаш..й, песоч..к, внуч..к.



суффикс

окончание

о

е

о

е

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие моменты урока вам особенно запомнились?

Вы сегодня хорошо потрудились, показали свое мастерство



V. Домашнее задание.

1.§ 43, упражнение № 313.



.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных

Автор: Антонова Светлана Ивановна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока: «Гласные после шипящих и ц»"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaglasnyieposlieshipiashchikhits"
    ["file_id"] => string(6) "319652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460907236"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Правописание гласных после шипящих в различных частях слова "
    ["seo_title"] => string(74) "pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414288548"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Урок-практикум "Правописание гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании существительных и прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(133) "urok-praktikum-pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-v-kornie-suffiksie-i-okonchanii-sushchiestvitiel-nykh-i-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "115001"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411768107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Буквы О и Е после шипящих в наречиях "
    ["seo_title"] => string(48) "bukvy-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242155"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445409567"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства