Просмотр содержимого документа
«Тема: Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных»
Тема: Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных
Цели:
Образовательная: правописание гласных о, е после шипящих в суффиксах существительных;
Развивающая: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
Воспитывающая: воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Актуализация внимания учащихся.
Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
2. Повторение правила «О-Ё после шипящих в корне слова».
а) Когда после шипящих в корне слова пишется Ё, а когда О? Привести примеры.
Вспомним рифмограмму: «Проблема в корне? Не зевай, Ё на Е скорей меняй!»
б) Устное объяснение примеров.
Чёлка шоссе
Щёки жонглер
Расчёска жокей
Трущоба боржоми
Шорты шорох
в) Выполнение лексического задания.
По толкованию лексических значений узнайте слово, запишите его и объясните правописание гласной в корне после шипящих.
1.Наездник на скачке - (жокей)
2.Цирковой актер, ловко подбрасывающий
в воздухе предметы - (жонглер)
3.Опущенная на лоб и подстриженная
прядь волос - (чёлка)
4.Пестрая клетчатая ткань - (шотландка)
5.Плод дуба - (жёлудь)
6.Небольшая корзина - (кошёлка)
7.Тихая речь - (шёпот)
8.Тонкая веревка - (бечёвка)
9.Длинное углубление, выдолбленное
в бревне - (чёлн)
II. Объяснение нового материала
1. Игра “Четвертый лишний”
Давайте поиграем в “Четвертый лишний”. Прочитать ряд слов.
Жуч…к, ореш…к, свеч…й, реч…нька.
- Найдите лишнее слово и объясните.
- Посмотрите, в какой части слова пропущены буквы.
Вы правы, что в слове свечой буква пропущена в окончании (зачеркнуть лишнее слово).
Итак, в трех словах (прочитать эти слова) есть орфограмма, которую мы будем сегодня изучать.
- Давайте назовем ее основные приметы и одновременно сформулируем тему нашего урока.
– Это гласная или согласная буква? ( Гласная… Одновременно подчеркиваем одной чертой пробел и записывает первое слово темы на доске.)
- После каких согласных находится буква-орфограмма?
(После шипящих. Делаем запись на доске через пробел.)
- В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе…)
- В словах какой части речи? ( В существительных…)
На месте пропуска в теме поставить знак вопроса.
- Как вы думаете, какие гласные пропущены в этих словах? (Предположения ребят)
Тема: “Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных”
2. Работа с учебником
- Давайте проверим правильность наших предположений по учебнику
(Авторы: М.Р.Кондубаева, М.Д.Джусупов, Г.А.Кажигалиева, С.Т.Тусеева, У.М.Бекишева Алматы «Атамұра» 2006г.).
Открываем учебник и читаем правило на странице 112.
- Так какие же гласные пропущены в этих словах?
- Давайте впишем их в тему урока. А теперь прочитаем тему урока целиком.
- Мы познакомились с новым правилом. А теперь перечитайте правило и найдите ответ на главный вопрос: от чего зависит выбор гласной после шипящих в суффиксах существительных?
III. Закрепление нового материала.
1. А сейчас давайте потренируемся.
Работаем по цепочке со словами, записанными на доске. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, объяснить выбор и обозначить орфограмму графически.
Пауч…к, зайч…нок, голубоч…к.
Определите значение суффиксов в этих словах? (Уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс –онок- помогает назвать детенышей животных.)
2. Вставить пропущенные буквы. Записать слова в таблицу