ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА, СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Русский язык 5 класс
учитель Алексеева Ирина Михайловна
Комбинированный урок
Цели урока:
Обучающие:
Создать условия для проверки усвоения орфографического правила и умений самостоятельно решать орфографические задачи.
Способствовать формированию умений распознавать условия выбора гласной после шипящей: часть речи, значимая часть слова, ударение.
Формировать навыки самооценки и самоанализа
Развивающие
Развивать умения анализировать языковой материал, сопоставлять и группировать орфографические явления, делать самостоятельные выводы.
Создать на уроке условия для развития исследовательских способностей и критического мышления школьников
Воспитательные
Средствами материала урока оказывать влияние на формирование уважения к результатам труда одноклассников, адекватной самооценки.
Создать ситуацию выбора с целью формирования ответственности за своё решение
МЕТОДЫ
Объяснительно-иллюстративный-практическая работа на применение знаний орфографического правила,работа с компьютерной презентацией
Проблемный метод (проблемное изложение)-доказательства путем сравнения подобий в языковых явлениях, в правописании.
Частично-поисковый (эвристический) метод-выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (слова, схемы, иллюстрации) и т.д.
Оборудование:
-раздаточный материал
1. Поле для заполнения «Крестики-нолики»
2. Оценочный лист на каждого ученика:
3. Рефлексивная карточка
- мультипроектор
- презентация РР (1)
1. Оргмомент.
У каждого из вас есть документ, удостоверяющий, когда и где выродились, как вас зовут, кто ваши родители. Он называется «Свидетельство о рождении». Есть такой документ и у букв русского языка. Угадайте их по описанию.
Фоторобот
Непарный твердый, но парный звонкий согласный - ж;
Непарный твердый, парный глухой согласный - ш;
Непарные мягкие, непарные глухие согласные- ч, щ.
Непарный твёрдый, непарный глухой
(шипящие и ц)- СЛАЙД 2
2. Исследование языкового материала.
Почему разные гласные после шипящих в следующих словах? СЛАЙД 3.
В дремучем лесу
Сторожевой катер
Хорошему коллективу
В большом доме
Ежовые рукавицы
Дешёвые товары
Жёлтый листок
Вы можете воспользоваться подсказкой. ( разобрать слова по составу)
Учитель: Запишите в тетрадь слова с орфограммами после шипящих, выделите морфему.
В какой морфеме встречаются орфограммы правописания гласных после шипящих? Одинаково ли они пишутся?
Предполагаемый ответ: гласные в корне, суффиксе, окончании и пишутся по-разному.СЛАЙД 4
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА:СЛАЙД 5
Обобщение знаний о правописании гласных О, Е,Ё после шипящих и ц
в корне ,суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных
ПОСТАНОВКА целей урока учениками с помощью приёма домысливания
( продолжить предложения) :
1. Обобщим условия выбора
2. Закрепим правописание
6. Проверим
4. Проверка домашнего задания-составление алгоритма рассуждения при выборе гласной буквыСЛАЙД 6
«Диктант-молчанка». К картинкам на экране подобрать наименования, правильно записать слова с орфограммой «Буквы о, ё после шипящих в корне слов», графически обозначить орфограмму. (СЛАЙД 7)
ВЗАИМОПРОВЕРКА.Сейчас вы побудете в роли учителя. Обменяйтесь работами и проверьте по эталону. (СЛАЙД 8)
Максимальная отметка 10 баллов( за каждую ошибку –минус 1 балл). Выставьте количество баллов в оценочный лист.
5. ПРАВОПИСАНИЕ О-Е В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ
В нашем исследовании вы заметили, что и в суффиксах, и в окончаниях пишутся и Е и О. сформулируйте условия выбора гласной с суффиксах и окончаниях.
ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
СЛАЙД 12Возьмите карточку с таблицей. В квадраты вставьте О или Е.
Самопроверка.максимальная отметка – 10 баллов, за каждую ошибку-минус 1 балл. В центре выставляете свою отметку.заносим в оценочный лист.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5.1. Распределительное списывание. Работаем по вариантам: 1 вариант выписывает слова, в которых гласная пропущена в корне, 2 вариант – в окончании и суффиксе.
Самопроверка Максимальное количество баллов -10. Выставьте количество баллов в оценочный лист.
5.2. Закрепление полученных знаний.
ИГРА «По морям по волнам»
Самопроверка.0 максимальная отметка – 10 баллов, за каждую ошибку-минус 1 балл.заносим в оценочный лист.
7. Подведение итогов урока СЛАЙД 23.
После выполнения заданий учащиеся сдают учителю:оценочные листы.отметка за урок выставляется по результатам выполнения всех упражнений учителем.
8. Домашнее задание. Слайд 24
Подготовить карточки с пропущенными буквами после шипящих из 12 слов для товарища.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФИО учащегося_____________________________________
Оценочный лист на каждого ученика:
| Максимальное количество баллов | Фактическое количество баллов |
Упражнение | Критерии оценки |
Выполнение домашнего задания | Схема –алгоритм составлена верно | 10 ( за каждый недочёт -1 балл) | |
Устный опрос «В чём разница» | Объяснил правильно | 8 | |
3 . диктант-молчанка | Каждая ошибка – 1 балл | 10 | |
4. «Крестики-нолики» | Каждая ошибка – 1 балл | 10 | |
распределительное списывание | Выписаны все слова правильно Каждая ошибка – 1 балл | 10 | |
5. морское путешествие | Все кораблики указаны верно Каждая ошибка – 1 балл | 10 | |
СБ | | | |
поле для заполнения «Крестики-нолики»
Лист самооценки деятельности учащегося
| Степень знания |
Этап урока | Знаю и могу выполнить упражнение | Знаю и могу привести примеры | Знаю и могу объяснить одноклассникам | Степень удовлетворенности собственной работой | Осталось непонятным | Хочу спросить | Я должен выучить |
Начало урока | | | | | | | |
Конец урока | | | | | | | |
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ СВОЕЙ РАБОТОЙ
5 баллов - полностью доволен своей работой
4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу
3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков
2 балла – не доволен совершенно
1 балла – не могу оценить свою работу