kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-практикум "Правописание гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании существительных и прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока-обобщения знаний в 5 классе по теме "Правописание гласных после шипящих" , В разработке представлена интерактивная игра "Крестики-нолики"  для закрепления навыков правписания о-е в суффиксах и окончаниях , диктант -молчанка на правописание о-ё в корне слова, обощающий электронный тест "По морям, по волнам". Используется самооценка деятельности учащихмя с помощью оценочной карточки, в которой представлены пооперационные действия. В конце урока используется рефлексивная карточка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум »


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА, СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Русский язык 5 класс

учитель Алексеева Ирина Михайловна

Комбинированный урок

Цели урока:

Обучающие:

Создать условия для проверки усвоения орфографического правила и умений самостоятельно решать орфографические задачи.

Способствовать формированию умений распознавать условия выбора гласной после шипящей: часть речи, значимая часть слова, ударение.

Формировать навыки самооценки и самоанализа

Развивающие

Развивать умения анализировать языковой материал, сопоставлять и группировать орфографические явления, делать самостоятельные выводы.

Создать на уроке условия для развития исследовательских способностей и критического мышления школьников

Воспитательные

Средствами материала урока оказывать влияние на формирование уважения к результатам труда одноклассников, адекватной самооценки.

Создать ситуацию выбора с целью формирования ответственности за своё решение


МЕТОДЫ

Объяснительно-иллюстративный-практическая работа на применение знаний орфографического правила,работа с компьютерной презентацией

Проблемный метод (проблемное изложение)-доказательства путем сравнения подобий в языковых явлениях, в правописании.

Частично-поисковый (эвристический) метод-выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (слова, схемы, иллюстрации) и т.д.

Оборудование:

-раздаточный материал

1. Поле для заполнения «Крестики-нолики»







отметка








2. Оценочный лист на каждого ученика:

3. Рефлексивная карточка

- мультипроектор

- презентация РР (1)


1. Оргмомент.

У каждого из вас есть документ, удостоверяющий, когда и где выродились, как вас зовут, кто ваши родители. Он называется «Свидетельство о рождении». Есть такой документ и у букв русского языка. Угадайте их по описанию.

Фоторобот

  • Непарный твердый, но парный звонкий согласный - ж;

  • Непарный твердый, парный глухой согласный - ш;

  • Непарные мягкие, непарные глухие согласные- ч, щ.

  • Непарный твёрдый, непарный глухой

(шипящие и ц)- СЛАЙД 2

2. Исследование языкового материала.

Почему разные гласные после шипящих в следующих словах? СЛАЙД 3.

  • В дремучем лесу

  • Сторожевой катер

  • Хорошему коллективу

  • В большом доме

  • Ежовые рукавицы

  • Дешёвые товары

  • Жёлтый листок

Вы можете воспользоваться подсказкой. ( разобрать слова по составу)

Учитель: Запишите в тетрадь слова с орфограммами после шипящих, выделите морфему.

В какой морфеме встречаются орфограммы правописания гласных после шипящих? Одинаково ли они пишутся?

Предполагаемый ответ: гласные в корне, суффиксе, окончании и пишутся по-разному.СЛАЙД 4

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА:СЛАЙД 5

Обобщение знаний о правописании гласных О, Е,Ё после шипящих и ц

в корне ,суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных


ПОСТАНОВКА целей урока учениками с помощью приёма домысливания

( продолжить предложения) :

1. Обобщим условия выбора

2. Закрепим правописание

6. Проверим


4. Проверка домашнего задания-составление алгоритма рассуждения при выборе гласной буквыСЛАЙД 6


«Диктант-молчанка». К картинкам на экране подобрать наименования, правильно записать слова с орфограммой «Буквы о, ё после шипящих в корне слов», графически обозначить орфограмму. (СЛАЙД 7)

ВЗАИМОПРОВЕРКА.Сейчас вы побудете в роли учителя. Обменяйтесь работами и проверьте по эталону. (СЛАЙД 8)

Максимальная отметка 10 баллов( за каждую ошибку –минус 1 балл). Выставьте количество баллов в оценочный лист.

5. ПРАВОПИСАНИЕ О-Е В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ

В нашем исследовании вы заметили, что и в суффиксах, и в окончаниях пишутся и Е и О. сформулируйте условия выбора гласной с суффиксах и окончаниях.

ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

СЛАЙД 12Возьмите карточку с таблицей. В квадраты вставьте О или Е.

Самопроверка.максимальная отметка – 10 баллов, за каждую ошибку-минус 1 балл. В центре выставляете свою отметку.заносим в оценочный лист.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.1. Распределительное списывание. Работаем по вариантам: 1 вариант выписывает слова, в которых гласная пропущена в корне, 2 вариант – в окончании и суффиксе.

Самопроверка Максимальное количество баллов -10. Выставьте количество баллов в оценочный лист.

5.2. Закрепление полученных знаний.

ИГРА «По морям по волнам»

Самопроверка.0 максимальная отметка – 10 баллов, за каждую ошибку-минус 1 балл.заносим в оценочный лист.

7. Подведение итогов урока СЛАЙД 23.

После выполнения заданий учащиеся сдают учителю:оценочные листы.отметка за урок выставляется по результатам выполнения всех упражнений учителем.

8. Домашнее задание. Слайд 24

Подготовить карточки с пропущенными буквами после шипящих из 12 слов для товарища.


ПРИЛОЖЕНИЕ


ФИО учащегося_____________________________________

Оценочный лист на каждого ученика:


Максимальное количество баллов

Фактическое количество баллов

Упражнение

Критерии оценки

  1. Выполнение домашнего задания

Схема –алгоритм составлена верно

10 ( за каждый недочёт -1 балл)


  1. Устный опрос «В чём разница»

Объяснил правильно

8


3 . диктант-молчанка

Каждая ошибка – 1 балл


10


4. «Крестики-нолики»


Каждая ошибка – 1 балл

10


  1. распределительное

списывание


Выписаны все слова правильно

Каждая ошибка – 1 балл

10


5. морское путешествие

Все кораблики указаны верно

Каждая ошибка – 1 балл

10


СБ





поле для заполнения «Крестики-нолики»







отметка








Лист самооценки деятельности учащегося


Степень знания

Этап урока

Знаю и могу выполнить упражнение

Знаю и могу привести примеры

Знаю и могу объяснить одноклассникам

Степень удовлетворенности собственной работой

Осталось непонятным

Хочу спросить

Я должен выучить

Начало урока








Конец урока









ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ СВОЕЙ РАБОТОЙ

5 баллов - полностью доволен своей работой

4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно

1 балла – не могу оценить свою работу




Просмотр содержимого презентации
«правописание гласных после шипящих»

Правописание о-ё, е после шипящих и ц Урок русского языка в 5 классе        Алексеева Ирина Михайловна , учитель первой категории

Правописание о-ё, е после

шипящих и ц

Урок русского языка в 5 классе

Алексеева Ирина Михайловна

, учитель первой категории

Непарный твердый, но парный звонкий согласный        Непарные мягкие, непарные глухие согласные Непарный твердый, но парный глухой согласный  Непарный твёрдый, непарный глухой

Непарный твердый, но парный звонкий согласный

Непарные мягкие, непарные глухие согласные

Непарный твердый, но парный глухой согласный

Непарный твёрдый, непарный глухой

В дремуч е м лесу Сторож е вой катер Хорош е му коллективу В больш о м доме Еж о вые рукавицы Деш ё вые товары Ж ё лтый листок
  • В дремуч е м лесу
  • Сторож е вой катер
  • Хорош е му коллективу
  • В больш о м доме
  • Еж о вые рукавицы
  • Деш ё вые товары
  • Ж ё лтый листок

РАЗБЕРИ СЛОВО ПО СОСТАВУ

Корень   Суффикс   Окончание Тема урока ?

Корень

Суффикс

Окончание

Тема урока ?

продолжить предложения : 1. Обобщим условия выбора ………. 2. Закрепим правописание……… 6. Проверим………..    Степень знания Этап урока Начало урока Знаю и могу выполнить упражнение Конец урока   Знаю и могу привести примеры Знаю и могу объяснить одноклассникам     Степень удовлетворенности собственной работой         Осталось непонятным     Хочу спросить     Я должен выучить      

продолжить предложения :

  • 1. Обобщим условия выбора ……….
  • 2. Закрепим правописание………
  • 6. Проверим………..

 

Степень знания

Этап урока

Начало урока

Знаю и могу выполнить упражнение

Конец урока

 

Знаю и могу привести примеры

Знаю и могу объяснить одноклассникам

 

 

Степень удовлетворенности собственной работой

 

 

 

 

Осталось непонятным

 

 

Хочу спросить

 

 

Я должен выучить

 

 

 

Гласная в корне слова? ДА НЕТ ИЩЕМ ЧЕРЕДОВАНИЕ Е//Ё СТАВИМ УДАРЕНИЕ ДА НЕТ ДА НЕТ Ё Е О

Гласная в корне слова?

ДА

НЕТ

ИЩЕМ ЧЕРЕДОВАНИЕ Е//Ё

СТАВИМ УДАРЕНИЕ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

Ё

Е

О

О-Ё ПОСЛЕ ЩИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА

О-Ё ПОСЛЕ ЩИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА

ДИКТАНТ - МОЛЧАНКА

ДИКТАНТ - МОЛЧАНКА

ПРОВЕРИМ ДИКТАНТ Чёлка, причёска Шорты Щётка Расчёска Жёлуди Пчёлы Капюшон Решётка

ПРОВЕРИМ ДИКТАНТ

  • Чёлка, причёска
  • Шорты
  • Щётка
  • Расчёска
  • Жёлуди
  • Пчёлы
  • Капюшон
  • Решётка

Буквы О, Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных.

Буквы О, Е

после шипящих и ц

в суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных.

Как пользоваться презентацией

  • После запуска вы перешли на второй слайд.
  • Здесь расположено игровое поле, оно закрыто «ширмой».
  • Щёлкните по клеточке и ширма исчезнет.
  • Щёлкните по свободной клеточке ещё раз и по гиперссылке вы перейдёте к слайду с заданием.
  • Решите задание и, щёлкнув по управляющей кнопке «домой», вы вернётесь к игровому полю.
  • Если вы выполнили задание правильно, то рисуете на своей, открытой, клеточке крестик или нолик и т.д.
  • Игра длится до тех пор, пока не будут выполнены все задания (9 шт.)
  • В отличие от обычной игры здесь выигрывает тот, кто поставит больше крестиков или ноликов, т.е. наберёт больше баллов за каждый правильный ответ.

Как нарисовать значок: крестик или нолик?

  • После того как вы решили задание и вернулись к игровому полю, вы должны поставить свой значок.
  • Нажмите правую кнопку мышки. У вас появится иконка, выберите вкладку «указатель», щёлкните по ней, откроются вкладки: указатель, ручка, фломастер (можно также менять цвет надписи в палитре).
  • Выберите фломастер. Теперь в презентации вы можете создать запись или рисунок. Поставьте свой значок в игровом поле.
  • Чтобы вернуть курсор «стрелка» , повторите операцию и выберите вкладку «указатель» - у вас появится «стрелка» и вы можете продолжить игру. И т.д.

Примечание.

Надписи можно делать и они сохраняются при переходе со слайда на слайд, если стоит Office не ниже 2003.

Перед выходом из программы не сохраняйте записи.

Выберите правильный ответ:  холщ…вый Ё О Проверьте себя: холщ о вый (под ударением в суффиксе прилагательных после шипящей пишется -ов- ) Чтобы ответить на вопрос, щёлкните курсором по одной из букв. По окончании щёлкните значок «дом» и вы вернётесь к игровому полю.

Выберите правильный

ответ:

холщ…вый

Ё

О

Проверьте себя:

холщ о вый

(под ударением в суффиксе

прилагательных

после шипящей пишется -ов- )

Чтобы ответить на вопрос, щёлкните курсором по одной из букв.

По окончании щёлкните значок «дом» и вы вернётесь к игровому полю.

Выберите правильный ответ:  ключ…вой О Е Проверьте себя: Ключ е вой ( без ударения после шипящей в суффиксе прилагательного пишется -ев- )

Выберите правильный

ответ:

ключ…вой

О

Е

Проверьте себя:

Ключ е вой ( без ударения после

шипящей в суффиксе

прилагательного пишется -ев- )

Выберите правильный ответ:  кумач…вый Ё О Проверьте себя: кумач о вый (под ударением в суффиксе прилагательных после шипящей пишется -ов- )

Выберите правильный

ответ:

кумач…вый

Ё

О

Проверьте себя:

кумач о вый

(под ударением в суффиксе

прилагательных

после шипящей пишется -ов- )

Выберите правильный ответ:  САРАНЧ…Й О Е Ё Проверьте себя: САРАНЧ О Й (под ударением в окончании после шипящей пишется -о- )

Выберите правильный

ответ:

САРАНЧ…Й

О

Е

Ё

Проверьте себя:

САРАНЧ О Й

(под ударением в окончании

после шипящей пишется -о- )

Выберите правильный ответ:  камыш..вый Ё О Е Проверьте себя: камыш о вый (под ударением в суффиксе прилагательных после шипящей пишется -ов- )

Выберите правильный

ответ:

камыш..вый

Ё

О

Е

Проверьте себя:

камыш о вый

(под ударением в суффиксе

прилагательных

после шипящей пишется -ов- )

Выберите правильный ответ:  груш…вый О Е Ё Проверьте себя: груш е вый (без ударения в суффиксе прилагательных после шипящей пишется -ев- )

Выберите правильный

ответ:

груш…вый

О

Е

Ё

Проверьте себя:

груш е вый

(без ударения в суффиксе

прилагательных

после шипящей пишется -ев- )

Выберите правильный ответ: ландыш…вый Ё Е О И Проверьте себя: ландыш е вый (без ударения в суффиксе прилагательных после шипящей пишется -ев- )

Выберите правильный

ответ:

ландыш…вый

Ё

Е

О

И

Проверьте себя:

ландыш е вый

(без ударения в суффиксе

прилагательных

после шипящей пишется -ев- )

Выберите правильный ответ:  вещ…вой И Е О Проверьте себя: вещ е вый (без ударения в суффиксе прилагательных после шипящей пишется -ев- )

Выберите правильный

ответ:

вещ…вой

И

Е

О

Проверьте себя:

вещ е вый

(без ударения в суффиксе

прилагательных

после шипящей пишется -ев- )

Выберите правильный ответ:  Могуч…го О Ё Е Проверьте себя: В окончании прилагательных  без ударение пишется е

Выберите правильный

ответ:

Могуч…го

О

Ё

Е

Проверьте себя:

В окончании прилагательных

без ударение пишется е

тихий ш..рох, пш..нная каша, ключ..вая вода, из чуж..го края, в свеж..м воздухе, деш..вая бумага, светляч…к, камыш..вые заросли, весёлая девч….нка
  • тихий ш..рох, пш..нная каша, ключ..вая вода, из чуж..го края, в свеж..м воздухе, деш..вая бумага, светляч…к, камыш..вые заросли, весёлая девч….нка
Ключевая вода, из чужого края, в свежем воздухе, камышовые заросли, светлячок, девчонка корень Тихий шорох, пшённая каша, дешёвая бумага

Ключевая вода,

из чужого края,

в свежем воздухе,

камышовые заросли, светлячок, девчонка

корень

Тихий шорох, пшённая каша, дешёвая бумага

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ИГРА

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ИГРА

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ УРОКА

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ УРОКА

  • 1.Какой «сигнал» подсказывает нам ,что в слове орфограмма?
  • (шипящий звук)
  • 2.От чего зависит выбор орфограммы?
  • (от части слова, от ударения)
  • 3.Что мы должны знать и уметь ,чтобы пользоваться правилом?
  • (части речи ,части слова, уметь подбирать родственные слова)
ПОДГОТОВИТЬСЯ К СЛОВАРНОМУ ДИКТАНТУ Упр.81

ПОДГОТОВИТЬСЯ К СЛОВАРНОМУ ДИКТАНТУ

Упр.81

Просмотр содержимого презентации
«По морям по волнам»

Привет,  дружище!  Готов к путешествию с лингвистическими колобками?  Я приглашаю тебя в путь по морям, по волнам. Главное – сесть в нужный кораблик, чтобы не утонуть! Семь футов под килем! ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ!

Привет,

дружище!

Готов к путешествию с лингвистическими колобками?

Я приглашаю тебя в путь по морям, по волнам. Главное – сесть в нужный кораблик, чтобы не

утонуть!

Семь футов под килем!

ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ!

На каком кораблике слова с О ? 1 Ш…л, Ш…лк 2 Деш…вый Кош..лка 3 Ш…рох Ш…колад

На каком кораблике слова с О ?

1

Ш…л,

Ш…лк

2

Деш…вый

Кош..лка

3

Ш…рох

Ш…колад

На каком кораблике слова с Ё ? Ш…рстка, Крыж…вник 1 3 Ландыш…вый Белч…нок 2 Ж…лудь Ч..рный

На каком кораблике слова с Ё ?

Ш…рстка,

Крыж…вник

1

3

Ландыш…вый

Белч…нок

2

Ж…лудь

Ч..рный

На каком кораблике слова с Е ? 2 Зеркальц… Кольц…вой 1 3 Глянц…вый Письмец… Обж…ра Пунц…вый

На каком кораблике слова с Е ?

2

Зеркальц…

Кольц…вой

1

3

Глянц…вый

Письмец…

Обж…ра

Пунц…вый

На каком кораблике слова с орфограммой в корне? 1 Печ…нка Реш…тка 2 Круж….вной Капюш…н 3 Саранч…й Ключ…м

На каком кораблике слова с орфограммой в корне?

1

Печ…нка

Реш…тка

2

Круж….вной

Капюш…н

3

Саранч…й

Ключ…м

На каком кораблике правописание слов зависит от ударения? 1 Прич…ска Платьиц… 2 Ожог руку Ж…нглёр 3 Полотнищ…м Плюш…вым

На каком кораблике правописание слов зависит от ударения?

1

Прич…ска

Платьиц…

2

Ожог руку

Ж…нглёр

3

Полотнищ…м

Плюш…вым

Н а каком кораблике провописание слов зависит от чередования ? Пч..лка Ж…лтый 3 Девч…нка 2 Ш…фёр Шапч…нка Береж…к 1

Н а каком кораблике провописание слов зависит от чередования ?

Пч..лка

Ж…лтый

3

Девч…нка

2

Ш…фёр

Шапч…нка

Береж…к

1

Помни: подготовка флотилии начинается с теории! Повтори её и отправляйся в путешествие снова! ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ!

Помни: подготовка флотилии начинается с теории!

Повтори её и отправляйся в путешествие снова!

ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ!

Подведём итоги урока 1.Какой «сигнал» подсказывает нам ,что в слове орфограмма? (шипящий звук) 2.От чего зависит выбор орфограммы? (от части слова, от ударения) 3.Что мы должны знать и уметь ,чтобы пользоваться правилом? (части речи ,части слова, уметь подбирать родственные слова)

Подведём итоги урока

  • 1.Какой «сигнал» подсказывает нам ,что в слове орфограмма?

(шипящий звук)

  • 2.От чего зависит выбор орфограммы?

(от части слова, от ударения)

  • 3.Что мы должны знать и уметь ,чтобы пользоваться правилом?

(части речи ,части слова, уметь подбирать родственные слова)

Домашнее задание    Подготовиться к словарному диктанту УПР.81

Домашнее задание

Подготовиться к словарному диктанту

УПР.81

РЕФЛЕКСИЯ   Степень знания Этап урока Знаю и могу выполнить упражнение Начало урока Знаю и могу привести примеры Конец урока   Знаю и могу объяснить одноклассникам     Степень удовлетворенности собственной работой     Осталось непонятным     Хочу спросить     Я должен выучить           СПАСИБО ЗА УРОК!

РЕФЛЕКСИЯ

 

Степень знания

Этап урока

Знаю и могу выполнить упражнение

Начало урока

Знаю и могу привести примеры

Конец урока

 

Знаю и могу объяснить одноклассникам

 

 

Степень удовлетворенности собственной работой

 

 

Осталось непонятным

 

 

Хочу спросить

 

 

Я должен выучить

 

 

 

 

 

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Алексеева Ирина Михайловна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства