Тема урока:"Буквы О и Е после шипящих в наречиях".
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок решения проблемно-познавательных задач
Технологии: технология опережающего обучения, информационные
технологии, проблемное обучение
Цели урока:
- Познакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах наречий;
повторить орфограмму « О, Е, Ё после шипящих в разных частях речи.
- Формировать умения находить орфограмму «Е-Е после шипящих в суффиксах наречий и других частей речи»; грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-е после шипящих в словах разных частей речи; правильно интонировать слова с о-ё после шипящих.
- Воспитывать интерес к произведениям живописи, учиться ценить культурные ценности.
Ход урока:
I.Организационный момент (записываем число, классная работа)
II.Повторение предыдущего материала
Учитель: Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи мы говорили на прошлых уроках?
Ученики: о наречии.
Учитель: А какие ещё части речи вы знаете?
Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, причастие.
Учитель: Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи вам пригодится при выполнении первого задания нашего урока. Возьмите листок с заданием № 1.
Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.
тихий ш.пот
ровный ш.в
солнечным луч.м
темной туч.й
выпал снеж.к
плюш.вый медведь
освещ.нный светом
выкраш.нная скамейка
жж…т
хорош…
блестящ…
Вставьте буквы и графически обозначьте орфограмму (1 человек за доской).
Учитель: Прокомментируйте записанное за доской, вспомните, какие правила применялись для выполнения задания (графическое объяснение).
Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.
тихий шёпот
ровный шов
солнечным лучом
темной тучей
выпал снежок
плюшевый медведь
освещ.нный светом
выкраш.нная скамейк
жж…т
хорош…
блестящ…
После проверки учитель предлагает учащимся оценить свою работу.
Учитель: Хорошо, блестяще. Слова какой части речи? (наречие). Что называется наречием (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы…).Значит у неё нет и не может быть какой морфемы?(окончания). Чем будут являться гласные О-Е после шипящих? (суффиксами).
Сформулируйте правило О-Е после шипящих в суффиксах наречий. Откройте учебник с 111(113) и запишите тему урока (открываю тему, закрытую листом на доске).
Тема урока:
Буквы О и Е после шипящих в суффиксах наречий
Следовательно, цель нашего урока отработать навык написания букв О-Е после шипящих в суффиксах наречий и повторить употребление О-Е после шипящих в словах других частей речи.
Учитель: Читаем правило на стр. 111(113) (автор Баранов, Ладыженская).
Учитель: Составьте на чистом листке опору по параграфу в виде схемы фломастером (вывешиваю удачную на доску). Обратите внимание на исключение ещё.
III. Работа по № 241 (2 человека у доски по строчке с графическим объяснением). Прочитайте свои слова. Ещё раз читаем правило.
IV. Работа с текстом. Задание №2.
Учитель: Вставьте пропущенные буквы, пользуясь опорной таблицей, на «4», без неё – на «5».
Посмотрите на экран, как обозначены условия выбора орфограммы О-Е после шипящих в разных частях речи и частях слова. Графически выделите орфограммы у себя в тексте, подпишите сверху части речи.
Почти прош_л ещ_ один августовский день. Солнце играет последним луч_м, и кажется, что кто-то заж_г костёр из ж_лтых цветов.
В стареньком домике жизнь теч_т медленно и спокойно. Нет золоч_ных приборов и парч_вой скатерти. Ж_сткие стулья, ч_рные от времени, помнят ш_рохи платьев, увлеч_нные беседы, во время которых горяч_ горели щ_ки смущ_нных девч_нок от приглущ…нного голоса их отца.
Когда солнце уходит за горизонт, становится свеж_ и под отч_тливые звуки фортепиано слышится ш_пот листвы.
Учитель: Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу и грамматически, имеют начало и конец, можно озаглавить). Озаглавьте. Приготовьте выразительное чтение текста. Определите стиль текста (художественный). Докажите свою точку зрения. Назовите образные средства языка. Определите тип речи (описание).
На экране картина. Посмотрите на картину Константина Фёдоровича Юона «Августовский вечер. Последний луч». Он так озаглавил своё полотно. Сравните со своими заголовками к тексту. У кого очень близок заголовок к авторскому? В честь какого императора назван месяц август? (Месяц АВГУСТ назван в честь первого римского императора Октавиана Августа).
V. Подведение итогов.
Учитель: Что является условием написания букв 0-Е в наречиях?(Ударение) Для каких частей речи характерно это же условие выбора гласной? (существительных, прилагательных, причастий) В каких частях слова?( суффиксах и окончаниях).
VII. Игра.
Учитель: Мы с вами славно поработали, а теперь давайте поиграем. Всем известна игра “Крестики – нолики”. Возьмите игровые поля, там написаны слова с пропущенными буквами. Вставив пропущенные буквы, вы должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали все вставленные буквы одинаковые и зачеркнуть их.
(Дети получают разные варианты игровых полей)
Поиграем! “Крестики – нолики”
горяч…
пищ.й
ш…в
стриж…т
врач…м
освещ…на
посаж…нный
освещ…нный
девч…нка
Пищ.вой
Кирпич.м
Экипаж.м
Вооруж.нный
Напереч.т
Приближ.нный
Свинц.вый
Ш.рох
Береж.т
Ж.лтый
Чертеж.м
Реч.нка
Обиж.нный
Ещ.
Окруж.нный
Холщ.вый
Плюш.вый
Ш.пот
VII. Подведение итогов урока. Сегодня мы с вами продолжили изучение наречий. Но тема «О-Е после щипящих на конце наречий не стала для вас новой. Мы только вспомнили содержание блока «О-Е после шипящих», с которым впервые познакомились ещё в 5 классе. Мы показали, что умеем подбирать примеры, иллюстрирующие положения этого блока, поработали с текстом по картине Юона, продолжили работу по обнаружению и исправлению орфографических и орфоэпических ошибок. Кроме того, мы познакомились с этимологией слова «август».
Домашнее задание: Дома я вам предлагаю ещё раз освежить в памяти содержание блока «О-Е после шипящих». § 40 учебника на странице 111(113) упражнение 243. Не забудьте использовать опорную таблицу (показать)