Просмотр содержимого документа
«Тема. Что надо уметь, чтобы писать грамотно?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижний Ломов
Конспект урока
по русскому языку в 4 классе
(УМК «Гармония»)
Тема. Что надо уметь, чтобы писать грамотно?
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
г.Нижний Ломов
Новикова О.В.
г.Нижний Ломов , 2016
Тема. Что надо уметь, чтобы писать грамотно?
Цель: закрепить орфографические умения, связать воедино вопросы орфографии и грамматики.
Познавательные: формировать умение решать орфографические задачи разными способами; упражняться в проверке изученных орфограмм; выполнять учебное задание в соответствии с целью, развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками, формулировать собственную позицию и мнение.
Регулятивные: обучать умению формулировать проблему, ставить цели, планировать свои действия.
Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Ход урока
1.Орг.начало.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
-Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
Бенедикт Спиноза
- Запишем число, классная работа.
Минутка чистописания.
-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.
- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!
В слове земля безударная гласная …
Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается
В слове ванна удвоенная …
Пунктуационный знак, похожий на действие деление.
Буква, похожая на окружность.
У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …
- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь ,в следующий раз получится лучше.
( е с н : о ь)
Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?
Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .Постановка проблемы.
Тренировка памяти . Задаем вопросы
- Поступая осенью в школу в первый класс, на мой вопрос «Чему вы хотите научиться в школе?», вы отвечали: «Писать письменные буквы и читать».
- Научились? (Да.)
- Чему мы хотим научиться на уроках русского языка сейчас? (Писать грамотно.)
- Кто сформулирует тему урока? («Что надо уметь, чтобы писать грамотно?»)
Какое по интонации это предложение?
- Как вы ответите на вопрос, обозначенный в теме урока? (Нужно уметь находить орфограммы в слове и решать орфографические задачи.)
- Находить в словах «главные опасности» письма – орфограммы мы учились еще в первом классе. Чтобы грамотно писать- орфограммы надо знать. Покажите это умение.
3. Поиск решения проблемы
На слайде
На сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь.
Какое задание вы можете предложить для работы с этим предложением?
- Прочитайте предложение. Спишите и обозначьте все орфограммы.
Проверка работы.
- Назовите виды орфограмм. (Безударный гласный, парный по звонкости-глухости в разных частях слова.)
- Определите количество орфограмм каждого вида.
- Предвидеть «опасности» письма умеем.
- Какую цель сегодня поставим перед собой? (Обобщить, какие знания и умения нужны для грамотного письма.)
Работаем над составлением памятки
Работа в парах
Си лач, рассказ, хоккей, снегирь, мяч, гараж.
Задание: определить орфограммы, решить орфографические задачи, ответить на вопрос: какие знания и умения применили?
Ответ ученика:
сильный – силач; орфограмма «безударный гласный в корне слова» (знание значения слова);
рассказ – рас – приставка, сказ – корень (строение слова);
хоккей – слово с непроверяемым написанием (умение пользоваться орфографическим словарем);
- Значит, что надо уметь, чтобы писать грамотно? на помощь придет упр. 605 стр.112
Вывод. Для грамотного письма необходимо: знать значение слова и его строение, уметь пользоваться орфографическим и этимологическим словарем, уметь определять части речи, знать и уметь применять правило.
Стр. 114 правило (3абзац) знакомство с понятием и со словарем
Работаем над составлением памятки
Слайд (карточка)
Сравните свои ответы с памяткой
Значение слова.
Строение слова.
Орфографический словарь.
Этимология.
Часть речи. (Определять признаки слова)
Правило. (Уметь применять)
Знакомство с новым словом - Этимология. Показ словаря
Физминутка
5. Первичное применение знаний.
ТПО стр 35, упр 603 (с комментированием)
6. Самостоятельная работа.
Работа по памятке по рядам
- У вас на карточках слова, обозначьте орфограммы, решите орфографические задачи и прикрепите карточки с одинаковым способом решения орфографической задачи в отдельный столбик (у каждого ученика по 1-2 карточки).
Какие умения ты применишь при записи слов: плащ, подоконник, печь, мышеловка, помидор,
-Где вам могут пригодиться эти знания?
Ребята посмотрите свои записи. Можно ли сказать , что мы полностью ответили на вопрос темы урока Почему ? Да, вы назвали несколько умений важных для грамотного письма, но их гораздо больше. О чем еще нам предстоит поговорить?
Дом. задание . Задания по выбору.
оценки
Рефлексия
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…
Давайте создадим чудо-цветок. Цветок настроения. Он будет именно таким, какое настроение у вас на уроке, оцените свою работу на уроке. На парте у каждого из вас лежит по одному лепестку. Раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему рабочему настроению. Кто справится, подойдёт ко мне. (учитель склеивает лепестки в цветок)
Цветок получился ярким, весёлым, радужным. Как его можно назвать
Подснежник тянется к теплу, свету, а я вам желаю , чтобы вы как подснежник тянулись к знаниям и грамоте.