kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад:Пути формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути  формирования функциональной грамотности учащихся

по русскому языку.

Большинству детей в старших  классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

О том,  что состояние грамотности учащихся находится не на должном уровне, знают все. Причин здесь несколько: школьники мало читают; слабо развиты у них мышление, внимание, память;  не знают правила, а если и знают, то не всегда могут применять их на практике,  и часов на предмет отводится все меньше и меньше.

Можно ли в сложившейся ситуации решить проблему формирования орфографической грамотности учащихся? Да, если выработать определенную систему и использовать новые подходы.

На уроках русского языка я ставлю следующие задачи:

  • формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету;
  • формирование умений грамотного письма, грамотной речи;
  • учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;
  • отработка основных орфографических правил;
  • в процессе обучения ребёнка обучать применять орфографические правила на практике;
  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие вербальных и невербальных функций, участвующих тексте в процессе письма;
  • развитие различных видов памяти;
  • обогащение словарного запаса учащихся.

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Хочется поделиться некоторыми наработками в формировании орфографической грамотности учащихся.

С целью решения данной проблемы определяем для себя задачу: формирование  орфографической грамотности учащихся через развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса к предмету.

Работу начинаем с формирования у ребят потребности в  знании правил. Правила учим на уроке. Для того, чтобы они быстро и легко запоминались, выбираем самую краткую формулировку правила, используем схемы, правила-стихи, короткие сочетания слов. Приведем примеры правил:

-В глаголах после шипящих мягкий знак пишется ВСЕГДА

-Приставки «З» в русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ

-Жи-ши- ци пиши через И.

Исключения: Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц».

Так, изучая написание –тся, -ться в глаголах, можно использовать такое стихотворение правило:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глагол его мы вносим.

Приведу  стихотворный алгоритм написания слов  с корнями –бер, -бир, мер, мир, пер, пир, тер, тир.

Если есть за корнем А

В корне будет И всегда

Вот пример запоминай:

Ноги вытер?-Вытирай

А теперь сравним 2 алгоритма-стихотворный и обычный:

Чтобы нам не ошибаться,

Когда –кас- должен писаться,

А когда напишем –кос-

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффиекс –а-?

-Кас- напишем мы всегда:

-Кос-напишем мы тогда,

Когда нет за корнем-а-.

Чтобы узнать, когда в корнях кос/кас, пишется-о, или-а,смотри:

1.Следует ли за корнем суффикс-а-?

2. Если да, то пиши в корне –А.

3. если нет, то пиши в корне –О.

Убедилась, что использование таких рифмованных алгоритмов в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка.

Но знание правила  и умение применять его на практике  не одно и то же. Поэтому даем не только правило, но и алгоритм по его применению. Алгоритм учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации написаний. Работу ведем по принципу «Сначала объясни, а потом напиши», в результате которой у учащихся происходит переход теоретических знаний в умения пользоваться этими знаниями. Алгоритм отрабатываем при выполнении различных упражнений. Сначала это упражнения по образцу, а затем тренировочные упражнения, которые используем как по применению одного правила, так и комплексному применению правил. На этапе отработки умения опознавать орфограмму обязательно приучаем учеников называть и выделять ее. Особое внимание уделяем на своих уроках работе со словарными словами. Проводим ее в такой последовательности:

-Запиши слово, выдели орфограмму.

-Объясни лексическое значение слова.

-Составь словосочетание или предложение с данным словом.

Словарную работу проводим на каждом уроке. Большое внимание уделяем  также работе над ошибками. Анализ проводим по двум позициям: количество ошибок в работе и классификация ошибок по орфограммам. Затем намечаем пути устранения ошибок, приобщаем учеников  к самостоятельной  работе над ошибками. Данная работа является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у ребят ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно.

Способствуют  формированию орфографической грамотности  учеников различные задания. Их располагаем по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на  что обращается внимание. Вот некоторые из них:

- списывание с орфографическим проговариванием;

- простые списывания и осложненные заданиями;

- комментированное письмо с указанием орфограмм;

- письмо с проговариванием;

- зрительный, предупредительный, выборочный диктанты с обязательным графическим выделением орфограмм, анализом и разбором слов по составу;

- письмо по памяти;

- творческие задания такого типа: замени словосочетание одним словом; найди «лишнее слово»; вставь слово; найди ошибку; найди «опасное место»; дополни своими словами и т.д.

Отдельно хотелось бы остановиться на письме по памяти. Этот вид работы очень хорошо развивает память, мышление, речь, внимание. Оно ценно тем, что требует от учащихся серьезной и тщательной подготовки. Для развития речевого слуха и тренировки различных видов памяти подбираем для письма наизусть легко запоминающиеся стихи, пословицы, алгоритмы.

У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме:

1. Игра “Кто больше напишет слов”.

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.

Например:

Верный - преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.

2. Игра “Наоборотки”

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы

3. Диктант-игра “Запоминайка”. Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием Не.

Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.

Чуткий – нечуткий

Внимательный – невнимательный.

4. Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь”

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов:

а) с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать - обижать)

2) С Е можно делать с обувью, одеждой, а с И можно восстановить дружбу (примерять – примирять)

3. С О всегда будешь чистым и опрятным, а с А нежным и добрым.

(поласкать – полоскать).

4. С Е нужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть (поседел- посидел)

5. Игра “Как назвать одним словом?”

А) Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)

6. Расшифруйте слова. Замените одним словом

2,6,18,7,9,1 (береза)

12,13,7,15 (клен)

16,19,10,15,1 (осина)

33,19,6,15,30 (ясень)

Б) расшифруйте слова:

18,16,9,1 (роза)

1,19,20,18,1 (астра)

20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)

4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы.

7. Запишите слова с безударной гласной Я:

Монета в пять копеек (пятак) (пять)

Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)

Школьная отметка (пятерка)

Детская игра (пятнашки), (пятна)

Какое слово здесь лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово рябина, безударную гласную в этом слове нужно запомнить).

Задание

Подбери все проверочные слова к слову

М…лчаливый-………

молча, молчать, примолк, молчун

Укажи буквы, которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я)

П…ссажир, г…ризонт, б…седа, в…кзал, вч…ра

Все эти упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового, индивидуального способов организации обучения и, что важно, активизируют деятельность учеников на уроке, ведь ребята должны наблюдать, анализировать, аргументировать, уметь выделять общие признаки для ряда предметов, объединять в группы по одному или нескольким признакам,  объяснять ход действий.

Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, используя различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Работа над ошибками даёт свои положительные результаты.

Многократные упражнения и систематическое повторение материала дают неплохие результаты. Но даже после многократных упражнений, твердо зная правила, владея алгоритмом их применения, ученики допускают ошибки. Причины кроются в бедном словарном запасе школьников, вследствие чего они не всегда могут подобрать  нужное слово или форму слова. Учащиеся потеряли интерес к чтению, а ведь чтение развивает интеллект, обогащает словарный запас. Поэтому работу по грамматике и орфографии необходимо вести одновременно и с работой по развитию потребности читать, читать не по принуждению, а для удовольствия. Перед уходом на каникулы обязательно даем ребятам список литературы  «Рекомендую прочитать» для дополнительного чтения, а по возращению на занятия, на уроках литературы, проводим конкурс «Книжный  полиглот» и выявляем самого внимательного читателя. Обязательно пишем сочинения по прочитанному на каникулах. Развитию орфографической грамотности, привитию любви к чтению способствует ведение учениками читательских дневников. Конечно, читают не все,  но все же получаются неплохие результаты. И это тоже один из подходов к решению проблемы повышения грамотности учеников.

Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа способствует формированию у школьников прочных навыков грамотного письма и дает положительные результаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад:Пути формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку.»

Пути формирования функциональной грамотности учащихся

по русскому языку.


Большинству детей в старших классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

О том,  что состояние грамотности учащихся находится не на должном уровне, знают все. Причин здесь несколько: школьники мало читают; слабо развиты у них мышление, внимание, память;  не знают правила, а если и знают, то не всегда могут применять их на практике,  и часов на предмет отводится все меньше и меньше.

Можно ли в сложившейся ситуации решить проблему формирования орфографической грамотности учащихся? Да, если выработать определенную систему и использовать новые подходы.

На уроках русского языка я ставлю следующие задачи:

  • формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету;

  • формирование умений грамотного письма, грамотной речи;

  • учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;

  • отработка основных орфографических правил;

  • в процессе обучения ребёнка обучать применять орфографические правила на практике;

  • развитие устной и письменной речи;

  • развитие вербальных и невербальных функций, участвующих тексте в процессе письма;

  • развитие различных видов памяти;

  • обогащение словарного запаса учащихся.


Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.


Хочется поделиться некоторыми наработками в формировании орфографической грамотности учащихся.

С целью решения данной проблемы определяем для себя задачу: формирование  орфографической грамотности учащихся через развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса к предмету.

Работу начинаем с формирования у ребят потребности в  знании правил. Правила учим на уроке. Для того, чтобы они быстро и легко запоминались, выбираем самую краткую формулировку правила, используем схемы, правила-стихи, короткие сочетания слов. Приведем примеры правил:

-В глаголах после шипящих мягкий знак пишется ВСЕГДА

-Приставки «З» в русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ

-Жи-ши- ци пиши через И.

Исключения: Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц».

Так, изучая написание –тся, -ться в глаголах, можно использовать такое стихотворение правило:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глагол его мы вносим.

Приведу стихотворный алгоритм написания слов с корнями –бер, -бир, мер, мир, пер, пир, тер, тир.

Если есть за корнем А

В корне будет И всегда

Вот пример запоминай:

Ноги вытер?-Вытирай

А теперь сравним 2 алгоритма-стихотворный и обычный:

Чтобы нам не ошибаться,

Когда –кас- должен писаться,

А когда напишем –кос-

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффиекс –а-?

-Кас- напишем мы всегда:

-Кос-напишем мы тогда,

Когда нет за корнем-а-.

Чтобы узнать, когда в корнях кос/кас, пишется-о, или-а,смотри:

1.Следует ли за корнем суффикс-а-?

2. Если да, то пиши в корне –А.

3. если нет, то пиши в корне –О.

Убедилась, что использование таких рифмованных алгоритмов в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка.


Но знание правила  и умение применять его на практике  не одно и то же. Поэтому даем не только правило, но и алгоритм по его применению. Алгоритм учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации написаний. Работу ведем по принципу «Сначала объясни, а потом напиши», в результате которой у учащихся происходит переход теоретических знаний в умения пользоваться этими знаниями. Алгоритм отрабатываем при выполнении различных упражнений. Сначала это упражнения по образцу, а затем тренировочные упражнения, которые используем как по применению одного правила, так и комплексному применению правил. На этапе отработки умения опознавать орфограмму обязательно приучаем учеников называть и выделять ее. Особое внимание уделяем на своих уроках работе со словарными словами. Проводим ее в такой последовательности:

-Запиши слово, выдели орфограмму.

-Объясни лексическое значение слова.

-Составь словосочетание или предложение с данным словом.

Словарную работу проводим на каждом уроке. Большое внимание уделяем  также работе над ошибками. Анализ проводим по двум позициям: количество ошибок в работе и классификация ошибок по орфограммам. Затем намечаем пути устранения ошибок, приобщаем учеников  к самостоятельной  работе над ошибками. Данная работа является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у ребят ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно.

Способствуют  формированию орфографической грамотности  учеников различные задания. Их располагаем по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на  что обращается внимание. Вот некоторые из них:

- списывание с орфографическим проговариванием;

- простые списывания и осложненные заданиями;

- комментированное письмо с указанием орфограмм;

- письмо с проговариванием;

- зрительный, предупредительный, выборочный диктанты с обязательным графическим выделением орфограмм, анализом и разбором слов по составу;

- письмо по памяти;

- творческие задания такого типа: замени словосочетание одним словом; найди «лишнее слово»; вставь слово; найди ошибку; найди «опасное место»; дополни своими словами и т.д.

Отдельно хотелось бы остановиться на письме по памяти. Этот вид работы очень хорошо развивает память, мышление, речь, внимание. Оно ценно тем, что требует от учащихся серьезной и тщательной подготовки. Для развития речевого слуха и тренировки различных видов памяти подбираем для письма наизусть легко запоминающиеся стихи, пословицы, алгоритмы.

У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме:

1. Игра “Кто больше напишет слов”.

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.

Например:

Верный - преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.

2. Игра “Наоборотки”

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы

3. Диктант-игра “Запоминайка”. Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием Не.

Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.

Чуткий – нечуткий

Внимательный – невнимательный.

4. Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь”

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов:

а) с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать - обижать)

2) С Е можно делать с обувью, одеждой, а с И можно восстановить дружбу (примерять – примирять)

3. С О всегда будешь чистым и опрятным, а с А нежным и добрым.

(поласкать – полоскать).

4. С Е нужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть (поседел- посидел)

5. Игра “Как назвать одним словом?”

А) Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)

6. Расшифруйте слова. Замените одним словом

2,6,18,7,9,1 (береза)

12,13,7,15 (клен)

16,19,10,15,1 (осина)

33,19,6,15,30 (ясень)

Б) расшифруйте слова:

18,16,9,1 (роза)

1,19,20,18,1 (астра)

20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)

4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы.

7. Запишите слова с безударной гласной Я:

Монета в пять копеек (пятак) (пять)

Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)

Школьная отметка (пятерка)

Детская игра (пятнашки), (пятна)

Какое слово здесь лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово рябина, безударную гласную в этом слове нужно запомнить).

Задание

Подбери все проверочные слова к слову

М…лчаливый-………

молча, молчать, примолк, молчун

Укажи буквы, которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я)

П…ссажир, г…ризонт, б…седа, в…кзал, вч…ра


Все эти упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового, индивидуального способов организации обучения и, что важно, активизируют деятельность учеников на уроке, ведь ребята должны наблюдать, анализировать, аргументировать, уметь выделять общие признаки для ряда предметов, объединять в группы по одному или нескольким признакам,  объяснять ход действий.

Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, используя различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Работа над ошибками даёт свои положительные результаты.

Многократные упражнения и систематическое повторение материала дают неплохие результаты. Но даже после многократных упражнений, твердо зная правила, владея алгоритмом их применения, ученики допускают ошибки. Причины кроются в бедном словарном запасе школьников, вследствие чего они не всегда могут подобрать  нужное слово или форму слова. Учащиеся потеряли интерес к чтению, а ведь чтение развивает интеллект, обогащает словарный запас. Поэтому работу по грамматике и орфографии необходимо вести одновременно и с работой по развитию потребности читать, читать не по принуждению, а для удовольствия. Перед уходом на каникулы обязательно даем ребятам список литературы  «Рекомендую прочитать» для дополнительного чтения, а по возращению на занятия, на уроках литературы, проводим конкурс «Книжный  полиглот» и выявляем самого внимательного читателя. Обязательно пишем сочинения по прочитанному на каникулах. Развитию орфографической грамотности, привитию любви к чтению способствует ведение учениками читательских дневников. Конечно, читают не все,  но все же получаются неплохие результаты. И это тоже один из подходов к решению проблемы повышения грамотности учеников.

Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа способствует формированию у школьников прочных навыков грамотного письма и дает положительные результаты.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад:Пути формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку.

Автор: Мусина Бибигуль Кусаиновна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства