Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных"
Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных"
Тема урока: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
Класс: 6
УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский «Русский язык».6 класс.-М.:Просвещение,-2010
Тип урока: урок освоения нового материала
Цели урока:
1.Предметная цель: научиться применять правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.
2.Метапредметная цель: способствовать овладению следующими УУД: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать); осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи.
3.Личностная цель: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма, стремления к грамотной речи как показателя общей культуры человека и его уважения к окружающим.
Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал, Словарь С.И.Ожегова
Виды деятельности обучающихся на уроке:
1.Участие в целеполагании учебной деятельности.
2.Формулирование и письменная фиксация темы и цели урока.
3.Аналитическая работа с языковым материалом.
4.Обобщение выводов в виде алгоритма ; комментированное чтение алгоритма.
5.Чтение учебника и выполнение упражнений по нему.
Индивидуальная//парная//групповая работа на местах.
Ход урока
1.Включение обучающихся в учебную деятельность.
-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
2.Работа с эпиграфом.
-Мы начнем наш урок с обсуждения эпиграфа. Это высказывание ученого –языковеда Льва Владимировича Щербы прочтет (…называется имя ученика).
(Ученик читает эпиграф, помещенный на слайде электронной презентации.)
Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся.
Л.В.Щерба
-Ребята, как вы понимаете смысл сказанного?
(Безграмотная речь есть посягательство на время собеседников; тем самым проявляется неуважение к ним; нарушаются этические нормы общения.)
-А что значит писать грамотно? (Писать грамотно – значит писать в соответствии с орфографическими правилами.)
-Какой раздел лингвистики отвечает за правописание слов? (Орфография.)
3.Проверка домашнего задания.
-Какое орфографическое правило понадобилось для выполнения домашнего задания? (Правило на правописание гласных в суффиксах –ек- и –ик- имен существительных.)
-Давайте назовем все слова с суффиксом –ик-.
-А как вы нашли правильный ответ? Какой была последовательность ваших рассуждений?
(Чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек и –ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, а если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.)
4.Организация деятельности обучающихся по изучению нового материала.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с орфографическими правилами, определяющими написание гласных о и е в суффиксах существительных.
А) Создание проблемной ситуации
- Послушайте отрывок из сказки Пушкина:
Пирож…к лишь разломила
Да кусоч…к прикусила.
- Подумайте, какая ошибкоопасность кроется в этих словах?
- В какой части слова пропущены буквы? (В суффиксе.)
-Какие согласные буквы стоят перед суффиксом? (Шипящие.)
Б) Определение темы обучающимися
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Какова тема нашего урока?
( О правописании гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.)
- Теперь давайте нашу тему уточним и запишем ее на доске и в тетрадях: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
В) Определение целей урока обучающимися
- Мы с вами определили тему урока, а теперь поставим цели, которых мы с вами должны достигнуть.
( Знать условия написания букв о и е после шипящих в суффиксе существительных. Грамотно писать слова на данную орфограмму.)
Г) Деятельность обучающихся по выявлению условий написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных
-Вернемся к записи на доске, нам надо разобраться в том, как правильно пишется каждое слово, и сформулировать правило.
- Давайте посмотрим, куда падает ударение в словах? На какую морфему?
( Ударение падает на суффикс.)
- А какая буква пишется под ударением?
( Под ударением в суффиксе пишется буква о)
- Какой можно сделать вывод об условиях написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных?
( В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква о, а в безударном положении е.)
- Что нужно выяснить прежде, чем применить правило?
(Нужно выяснить, куда падает ударение. Поэтому нужно уметь правильно ставить ударение.)
-Откройте учебники и прочитайте правило на странице 106.
- Когда мы встречали такое правило?
( Такое же правило мы встречали, когда изучали правописание окончаний существительных)
-А теперь в рабочих тетрадях составим алгоритм к данному правилу. Будем работать в парах.
Составление алгоритма в парах. После того, как дети записали составленные ими алгоритмы, образец выполненного задания появляется на интерактивной доске. Ученики контролируют правильность алгоритма.
1.Определить часть речи (существительное)
2.Определить, в какой части слова пропущена буква (в суффиксе)
3.Куда падает ударение?
4.Если на суффикс после шипящих падает ударение, пишу -о, а в остальных случаях-е.
- Прокомментируем составленный алгоритм.
5.Первичное закрепление новой темы. Работа с учебником.
А) Выполняется упр.253 на стр.106.Комментированное письмо.
Физкультминутка.
Проводит ученик.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте – левой, правой,( шаги на месте)
Раз, два, раз и два.
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз и два.
И под ноги не смотрите,
Раз, два, раз и два.
Руки в стороны держите, (руки в стороны)
Друг на друга посмотрите, (смотрят друг на друга)
Раз, два, раз и два.
Опустили руки вниз (опускают руки вниз)
И на место все садись.(садятся на места)
Б) Самооценивание
- Следующее задание будем выполнять самостоятельно. Найдите упражнение 255 и прочитайте задание к нему. Какую еще орфограмму необходимо вспомнить, чтобы правильно выполнить упражнение.
(Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.)
- Что нужно выяснить прежде, чем применить правило?
(Необходимо посмотреть, куда падает ударение.)
После выполнения упр.255 на экране появляется образец его выполнения.
Ученики выставляют себе оценки, сверяя свою работу с образцом.
Куда пастушок, туда и посошок. Личиком бел, да душою черен. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок. В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем. Долг платежом красен.
В) Игра «Не спутай кармашки»
Слова написаны на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут ее в соответствующий кармашек.
Еж…нок, книж…чка, рубаш…нка, крольч…нок, нож…нки, доч…нька, распаш…нка, крюч…к,овраж…к, ретуш…р, стаж…р.
Г) Расширение информационного поля изучаемой темы.
Словарная работа со словами ретушер и стажер.
Работа со словарем.
-Посмотрите по словарю Ожегова, что обозначают слова ретушер и стажер и как они пишутся.
Стажер- лицо, которое проходит стаж ( во 2 значении).
Стаж-2.Срок, в течение которого вновь поступившие работают для приобретения опыта в своей специальности, для оценки их способностей.
Ретушер – специалист по ретушевке.
Ретушь – подрисовка для исправления изображения на фотографических негативах и снимках.
-Данные слова являются словарными и их написание необходимо запомнить
-Составим с ними словосочетание. (Хороший стажер. Опытный ретушер.)
6.Выполнение упр.256 на стр.107
А) Прочитайте.
Б) Индивидуальное задание: записать в форме диалога текст упражнения. Индивидуальная работа на компьютере (один ученик).
В) Запишите слова с пропущенными буквами, распределяя их по группам (задание для класса). Взаимопроверка. На экране появляется образец его выполнения.
В приставке В корне В окончании
приобрел говорите разницы
собеседник формат В значении
пренебрежительно выяснил
Не замечает
Г) Найдите слова, у которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное и пренебрежительное значение: книжонку, книжечка.
В чем разница между этими словами?
Д) Проверяем ученика, выполнившего индивидуальное задание. Набранный текст проецируется на экран.
6.Работа в парах.
Карточка №1
1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Душа-
Белка-
Пирог-
Одежда-
Верблюд-
Ложка-
Лодка-
Шапка-
Червяк-
Карточка №2
1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с пренебрежительным значением суффикса.
Душа-
Белка-
Пирог-
Одежда-
Верблюд-
Ложка-
Лодка-
Шапка-
Червяк-
Защита выполненных работ.
7. Рефлексия.
- А теперь оценим знания и умения, освоенные сегодня. Пусть каждый из вас поделится размышлениями на тему «Мои достижения на уроке».
( Теперь я знаю, когда пишутся гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных, что их написание в словах определяется ударением: под ударением – пишем о, в безударном положении пишем е.
Теперь я умею: грамотно писать слова с гласными о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Знаю, как пишутся слова стажер и ретушер. Если есть необходимость, могу обратиться к словарю.)
8.Оценивание учителем учебной деятельности обучающихся на данном уроке.
Учитель, комментируя, выставляет оценки. Выставляются оценки в журнал и в дневник.
9.Домашнее задание.
Уровень трудности выбирает для себя ученик. Учитель раздает каждому ученику листок контроля. Задания выполняются в рабочих тетрадях.
Листок контроля
1.Вставить пропущенные буквы.
При выборе буквы рассуждайте так:
1.Это имя существительное.
2. Пропущена буква в суффиксе существительного
3. Под ударением пишу О, без ударения-Е
Пауч.к, зайч…нок, голубоч…к, барсуч.нок, медвеж…нок, бумаж…нка, клоч…к,
подароч…к, суч…к,крольч…нок,быч…к, руч…нка, луж…к, ореш.к, кукуш.нок,
галч.нок, человеч.к, сыноч.к.
2. Вставить пропущенные буквы, обозначить их выбор. Выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему.
Выписать словосочетания по схеме: прилаг.+ сущ.
В г…ро…ском зоопарк… мы видели маленьких ж…вотных: медвеж…нка, зайч…нка, верблюж…нка.
3. Распределить слова по орфограммам (№18, №34, №35).
Ларч…к, реч.нька, деревц…м, ключ.к, луч…м, кулач…к, товарищ…м, карандаш…к, горош…к, мыш…нок,, бараш…к, пастуш…к, плащ…м, врач…м.
4*.Творческая работа. Составить мини-сочинение на тему « В зоопарке», используя слова на изучаемую орфограмму.
Учебно –методическая литература:
Русский язык.6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.,М.:Просвещение,2010.
Рабочая программа по русскому языку. 6 класс/ Сост.Т.Н.Трунцева.-М.:ВАКО,2013.
Русский язык.6 класс: Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./ авт.-сост.С.С.колчанова.-Волгоград:Учитель,2009.
Словарь русского языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Предметная цель: научиться применять правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.
2.Метапредметная цель: способствовать овладению следующими УУД: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать); осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи.
3.Личностная цель: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма, стремления к грамотной речи как показателя общей культуры человека и его уважения к окружающим.
Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал, Словарь С.И.Ожегова
Виды деятельности обучающихся на уроке:
1.Участие в целеполагании учебной деятельности.
2.Формулирование и письменная фиксация темы и цели урока.
3.Аналитическая работа с языковым материалом.
4.Обобщение выводов в виде алгоритма ; комментированное чтение алгоритма.
5.Чтение учебника и выполнение упражнений по нему.
Индивидуальная//парная//групповая работа на местах.
Ход урока
1.Включение обучающихся в учебную деятельность.
-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
2.Работа с эпиграфом.
-Мы начнем наш урок с обсуждения эпиграфа. Это высказывание ученого –языковеда Льва Владимировича Щербы прочтет (…называется имя ученика).
(Ученик читает эпиграф, помещенный на слайде электронной презентации.)
Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся.
Л.В.Щерба
-Ребята, как вы понимаете смысл сказанного?
(Безграмотная речь есть посягательство на время собеседников; тем самым проявляется неуважение к ним; нарушаются этические нормы общения.)
-А что значит писать грамотно? (Писать грамотно – значит писать в соответствии с орфографическими правилами.)
-Какой раздел лингвистики отвечает за правописание слов? (Орфография.)
3.Проверка домашнего задания.
-Какое орфографическое правило понадобилось для выполнения домашнего задания? (Правило на правописание гласных в суффиксах –ек- и –ик- имен существительных.)
-Давайте назовем все слова с суффиксом –ик-.
-А как вы нашли правильный ответ? Какой была последовательность ваших рассуждений?
(Чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек и –ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, а если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.)
4.Организация деятельности обучающихся по изучению нового материала.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с орфографическими правилами, определяющими написание гласных о и е в суффиксах существительных.
А) Создание проблемной ситуации
- Послушайте отрывок из сказки Пушкина:
Пирож…к лишь разломила
Да кусоч…к прикусила.
- Подумайте, какая ошибкоопасность кроется в этих словах?
- В какой части слова пропущены буквы? (В суффиксе.)
-Какие согласные буквы стоят перед суффиксом? (Шипящие.)
Б) Определение темы обучающимися
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Какова тема нашего урока?
( О правописании гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.)
- Теперь давайте нашу тему уточним и запишем ее на доске и в тетрадях: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
В) Определение целей урока обучающимися
- Мы с вами определили тему урока, а теперь поставим цели, которых мы с вами должны достигнуть.
( Знать условия написания букв о и е после шипящих в суффиксе существительных. Грамотно писать слова на данную орфограмму.)
Г) Деятельность обучающихся по выявлению условий написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных
-Вернемся к записи на доске, нам надо разобраться в том, как правильно пишется каждое слово, и сформулировать правило.
- Давайте посмотрим, куда падает ударение в словах? На какую морфему?
( Ударение падает на суффикс.)
- А какая буква пишется под ударением?
( Под ударением в суффиксе пишется буква о)
- Какой можно сделать вывод об условиях написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных?
( В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква о, а в безударном положении е.)
- Что нужно выяснить прежде, чем применить правило?
(Нужно выяснить, куда падает ударение. Поэтому нужно уметь правильно ставить ударение.)
-Откройте учебники и прочитайте правило на странице 106.
- Когда мы встречали такое правило?
( Такое же правило мы встречали, когда изучали правописание окончаний существительных)
-А теперь в рабочих тетрадях составим алгоритм к данному правилу. Будем работать в парах.
Составление алгоритма в парах. После того, как дети записали составленные ими алгоритмы, образец выполненного задания появляется на интерактивной доске. Ученики контролируют правильность алгоритма.
1.Определить часть речи (существительное)
2.Определить, в какой части слова пропущена буква (в суффиксе)
3.Куда падает ударение?
4.Если на суффикс после шипящих падает ударение, пишу -о, а в остальных случаях-е.
- Прокомментируем составленный алгоритм.
5.Первичное закрепление новой темы. Работа с учебником.
А) Выполняется упр.253 на стр.106.Комментированное письмо.
Физкультминутка.
Проводит ученик.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте – левой, правой,( шаги на месте)
Раз, два, раз и два.
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз и два.
И под ноги не смотрите,
Раз, два, раз и два.
Руки в стороны держите, (руки в стороны)
Друг на друга посмотрите, (смотрят друг на друга)
Раз, два, раз и два.
Опустили руки вниз (опускают руки вниз)
И на место все садись.(садятся на места)
Б) Самооценивание
- Следующее задание будем выполнять самостоятельно. Найдите упражнение 255 и прочитайте задание к нему. Какую еще орфограмму необходимо вспомнить, чтобы правильно выполнить упражнение.
(Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.)
- Что нужно выяснить прежде, чем применить правило?
(Необходимо посмотреть, куда падает ударение.)
После выполнения упр.255 на экране появляется образец его выполнения.
Ученики выставляют себе оценки, сверяя свою работу с образцом.
Куда пастушок, туда и посошок. Личиком бел, да душою черен. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок. В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем. Долг платежом красен.
В) Игра «Не спутай кармашки»
Слова написаны на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут ее в соответствующий кармашек.
Г) Расширение информационного поля изучаемой темы.
Словарная работа со словами ретушер и стажер.
Работа со словарем.
-Посмотрите по словарю Ожегова, что обозначают слова ретушер и стажер и как они пишутся.
Стажер- лицо, которое проходит стаж ( во 2 значении).
Стаж-2.Срок, в течение которого вновь поступившие работают для приобретения опыта в своей специальности, для оценки их способностей.
Ретушер – специалист по ретушевке.
Ретушь – подрисовка для исправления изображения на фотографических негативах и снимках.
-Данные слова являются словарными и их написание необходимо запомнить
-Составим с ними словосочетание. (Хороший стажер. Опытный ретушер.)
6.Выполнение упр.256 на стр.107
А) Прочитайте.
Б) Индивидуальное задание: записать в форме диалога текст упражнения. Индивидуальная работа на компьютере (один ученик).
В) Запишите слова с пропущенными буквами, распределяя их по группам (задание для класса). Взаимопроверка. На экране появляется образец его выполнения.
В приставке
В корне
В окончании
приобрел
говорите
разницы
собеседник
формат
В значении
пренебрежительно
выяснил
Не замечает
Г) Найдите слова, у которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное и пренебрежительное значение: книжонку, книжечка.
В чем разница между этими словами?
Д) Проверяем ученика, выполнившего индивидуальное задание. Набранный текст проецируется на экран.
6.Работа в парах.
Карточка №1
1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Душа-
Белка-
Пирог-
Одежда-
Верблюд-
Ложка-
Лодка-
Шапка-
Червяк-
Карточка №2
1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с пренебрежительным значением суффикса.
Душа-
Белка-
Пирог-
Одежда-
Верблюд-
Ложка-
Лодка-
Шапка-
Червяк-
Защита выполненных работ.
7. Рефлексия.
- А теперь оценим знания и умения, освоенные сегодня. Пусть каждый из вас поделится размышлениями на тему «Мои достижения на уроке».
( Теперь я знаю, когда пишутся гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных, что их написание в словах определяется ударением: под ударением – пишем о, в безударном положении пишем е.
Теперь я умею: грамотно писать слова с гласными о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Знаю, как пишутся слова стажер и ретушер. Если есть необходимость, могу обратиться к словарю.)
8.Оценивание учителем учебной деятельности обучающихся на данном уроке.
Учитель, комментируя, выставляет оценки. Выставляются оценки в журнал и в дневник.
9.Домашнее задание.
Уровень трудности выбирает для себя ученик. Учитель раздает каждому ученику листок контроля. Задания выполняются в рабочих тетрадях.