Цель: закрепление знаний о дополнении как второстепенном члене, выяснить определение понятия, способы выражения дополнения; формировать умение находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.
Задачи:
обучающая: сформировать понятие о дополнении как второстепенном члене; определить способы выражения дополнения; закрепить навык разбора предложения.
развивающая: тренировать память, внимание обучающихся; развивать умение проводить аналогии, сравнения. совершенствовать навыки выразительного чтения.
воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема : Второстепенные члены предложения.»
Тема :Второстепенные члены предложения.
Цель: закрепление знаний о дополнении как второстепенном члене, выяснить определение понятия, способы выражения дополнения; формировать умение находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.
Задачи:
обучающая: сформировать понятие о дополнении как второстепенном члене; определить способы выражения дополнения; закрепить навык разбора предложения.
развивающая: тренировать память, внимание обучающихся; развивать умение проводить аналогии, сравнения. совершенствовать навыки выразительного чтения.
воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Слайд№ 1 Эпиграф к уроку:
Суровою зимой я более доволен…
( А.С. Пушкин).
Ход урока:
-Здравствуйте ,садитесь, приготовились к уроку русского языка. Наш необычный наш урок я хочу начать с загадки.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
-Конечно же, зимой.
Слайд № 2
Открыли тетради ,записали число ,классная работа.
Итак, тема нашего урока и все практические упражнения сегодня будут связаны с этим сказочным временем года, которое очень любил А.С. Пушкин, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Зиму изображали не только художники, но и русские поэты
Слайд № 3
Я сейчас прочитаю стихотворение Галины Козловой «Зима».А вы внимательно послушайте.(Текст есть у каждого учащегося).
З..ма
Ты ночью тихо опустила
На землю белые снега
И наготу берёз укрыла,
Набросив щедро жемчуга.
А утром солнцем ослепила
И подвенечной белизной,
Тревогу в сердце усыпила.
Как я люблю тебя такой!
Я ожидаю с нетерпеньем
(Зачем? Не ведаю сама)
Твоих морозов и метелей,
Моя любимая зима,
Ночей,снегами озарённых,
Неспешных, грустных вечеров,
И, в зимних сумерках рождённых,
Жду незатейливых стихов
-Понравилось вам стихотворение?
-Какую картину вы увидели?
(снежная зима, на березах лежит снег как жемчуг, солнце утром светит)
-Любит ли поэт зиму? Докажите,строчками из стихотворения(Моя любимая зима)
-А любите ли вы зиму? А чем вам нравится зима?
- Я думаю, что в классе нет ребят, которые хотя бы раз в жизни не читали стихотворения о зиме.
-Чем привлекает вас это время года?
- Зимой мы ходим на лыжах, играем в снежки, лепим снеговика.
Задание 1 .Орфографическая разминка
У вас на партах лежат листы ответа с текстом стихотворения. Вставьте пропущенные буквы в слова.
Слайд № 4
Проверьте и оцените работу напарника в листе учета
- Обращаясь к зимней теме, художники, старались найти подходящие оттенки цветов, чтобы картина была более выразительной, а писатели и поэты – нужные слова, чтобы передать читателям свои чувства.
Слайд №5
Задание №2. - Давайте и мы сейчас попытаемся составить к картине нужные предложения. К словам левого столбика подберите слова из правого столбика.
Прочитайте. (На экране высвечиваются предложения).
1.Зима
2.струится
2.Дым
1.торжествует
3.Лошадка
5.покрылась
4.Деревья
3.спешит
5.Земля
4.оделись
- Из каких членов состоят получившиеся предложения?
- Из главных.
- Как называются такие предложения?
- Нераспространённые.
- Чтобы их распространить, что для этого надо сделать?
- Вставить второстепенные члены предложения.
Слайд № 6
Вставляют второстепенные члены предложения. На листочках и на доске подчеркните второстепенные члены предложения.
Снежнаязима торжествует. Серый дым струится из трубы.По полю спешит лошадка.Деревья оделись в зимний наряд. Земля покрылась снегом.
- Что мы знаем о второстепенных членах предложения?
- Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены и помогают более полно отражать окружающую действительность.
-Назовите их. Определение ,обстоятельство и дополнение
Слайд № 7
- Ярким примером употребления второстепенных членов предложения в поэтической речи является стихотворение сибиряка Владимира Василенко «Зима». Послушайте, как будут звучать эти же самые предложения, но уже распространённые второстепенными членами.
Зима
Покрылась земля ослепительным снегом,
Сугробы купаются в ярких лучах.
Такая краса не встречается летом,
Лишь только. Быть может,в высоких горах.
Зима торжествует – её время года,
Закружит она удивительный бал.
Очистилась снегом родная природа,
На озере лёд, как узорный хрусталь!
Избушки стоят, перекрытые снегом,
Струится в деревнях над крышами дым.
Лошадка спешит, разогретая бегом.
Мороз – он суровой зимы господин!
Деревья в блестящие платья оделись
И в нежные, снежные платья зимы.
В них будет теплее. Они в них согрелись,
Им надо дожить до далёкой весны
Слайд №8
3.Задани е 3
- А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…
Игра «Кто быстрее?»
- На экране изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого необходимо выполнить такое задание:к каждому слову подберите зависимое в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.
Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем. Испугаться ( Р.) Ехать на ( П.)
Испугаться (Р) грозы
Накормить ( Т.) кашей
Ездить ( Т.) тролейбусом
Надоедать ( Д.) маме
Ласкать ( В.) котенка
Охота на ( В.) волков
Преодолеть ( В.) препятствия
Опасаться ( Р.) врага
Далеко от ( Р.) дома
Оцените работу на карточке.
Слайд № 9
- Итак, тема сегодняшнего урока «Второстепенные члены предложения.Дополнение», записали тему в тетради, а какова же задача урока?
Мы расширим знания о дополнении как о второстепенном члене предложения, ответим на вопросы:
1. Что обозначает дополнение?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Какие слова предложения поясняет?
4. Какими частями речи может быть?
5.Синтаксическая роль
Слайд №10
Перед нами схема предложения
Брат пишет(глагол-сказуемое)
Сущ . мест. сущ. сущ. сущ.
(что?)Письмо (Кому ?) мне (Чем?)ручкой (О чем ?) об отдыхе (На чем) на бумаге
Р.п. кого? чего? Д.п. кому? Чему?В.п. кого? что? Т.п. кем? Чем? П.п. о ком? О чём?
Найдите второстепенные члены предложения.- Письмо, мне, ручкой, об отдыхе, на бумаге.
- На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член?
- (Что?) письмо, (кому?) мне, (чем?) ручкой, (о чём?) об отдыхе, (на чём?) на бумаге
На вопросы косвенных падежей.
- Какими частями речи эти слова выражены?
- Существительными, местоимением.
Что обозначают?
- Предмет.
Какое слово предложения поясняют?
- Глагол – сказуемое.
Это и есть дополнение. Оно подчёркивается пунктирной линией
Слайд 12
Итак, что называется дополнением?
Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного).
Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому и чаще всего выражается существительным или местоимением в косвенном падеже.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.151 правило, выделенное курсивом, дома надо будет выучить.
II вариант Махнула гостья крылом(Т,п,) и посыпались на землю снежинк(В.п,)и. Ребята лепят снеговика(Р,п,), играют в снежки(В,п,), катаются на санках и лыжах.(П,п)
Слайд 14 ответ проверьте и оцените
1 вариант 2 вариант
Деревья В.п Крылом Т.п.
Серебром Т.п на землю В.п.
Сугробами Т.п. Снеговика Р.п.
Леса В.п В снежки В.п.
Реки В.п На санках П.п
Льдом Т.п Лыжах П.п
Слайд №15
А теперь мы познакомимся со способами выражения дополнений в предложении
Цель:познакомить учащихся со способами выражения дополнений в предложении.
Задание 5 Подчеркните дополнения; укажите, чем они выражены.
1. Никто не встретил меня ( местоим.).2. Я вспомнил свой поединок (сущ.).3. Через несколько дней меня (мест.)выслушал врач. 4.Я могу переплыть реку.(сущ) Думай обо мне . (мест) Расскажи о себе (мест)
Вывод : Дополнение обычно выражены именем существительным и местоимением в косвенных падежах
Слайд 16. Синтаксическая роль
Цель: развивать умение отличать дополнения от других членов предложения.Сопоставьте предложения.
Задание 6
Устно укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова? На карточке и у доски
1. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб.. 2. За поворотом мы увидели пруд. – Пруд тянулся вдоль деревни. 3. Ребята из сухих сучьев разожгли костер. – Костер разгорался сильнее. 4. Туча постепенно облегала небо. – Небопостепенно облегала туча. 5. Мне послышался шепот — Я услышал шепот .
Вывод: Формы одного слова в разных предложениях могут быть разными членами предложения, как подлежащим, так и второстепенным членом, а именно – дополнением.
Слайд №17
Задание 7. Взаимотренаж
Выполните задание по вариантам 1 и 2 и оцените работу
Задание: назвать грамматическую основу и дополнение.
1 вариант
1.Зимаподула холодом.
2.Сорвалаоналистья с берез.
3.Снег покрылземлю пушистым ковром.
2 вариант
1.Япришелк тебес приветом
2.Березысиялив лучахсолнца.
3.Солнце осветило своими лучами лесную поляну.
Слайд № 18
Задание №8.
Цель: повторить порядок проведения синтаксического разбора предложения.
Выполните синтаксический разбор предложения: в тетради
В последней строфе стихотворения «Зима»найдите все дополнения и запишите их через запятую в тетрадь. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените работу. На экране высвечиваются дополнения.
Деревьяв блестящие платья оделись
И в нежные, снежные платья зимы.
В них будет теплее. Они в них согрелись,
Им надо дожить до далекой весны
8. Подведение итогов.
- Итак, чем мы сегодня на уроке занимались?
- Повторили распространённые и нераспространённые предложения. Сопоставили ….
Узнали о том, что обозначает дополнение, на какие вопросы отвечает, какие слова предложения поясняет, какими частями речи может быть выражено.
Слайд 20
И вернемся к нашему первому стихотворению и найдем дополнения.
Обращаясь к зимней теме автор смогла подобрать нужные слова(дополнения ), чтобы выразить свои чувства
ДП
Заполните, пожалуйста, таблицу.
Предложение
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
О зимней сказке мечтают все
+
Подула зима холодом
+
Лунный свет зал..вал п..ляну
+
Герда поразилась этой красоте
+
Ночь не принесла прохлады
+
Слайд № 21
Задание на дом : Выучить правило на стр. 151 Упр.3,4 стр.151