Конспект урока по теме "Второстепенные члены предложения"
Конспект урока по теме "Второстепенные члены предложения"
Тема: "Второстепенные члены предложения"
Цели:
1. Повторить признаки второстепенных членов предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения; усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении;
1. Повторить признаки второстепенных членов предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения; усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Второстепенные члены предложения"»
Тема: "Второстепенные члены предложения"
Цели:
1. Повторить признаки второстепенных членов предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения; усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении;
(Учитель поёт под гитару песенку на мотив «Учат в школе»)
Книжки разные читать, вечно что-то сочинять
Любят дети, любят дети, эти дети.
За природой наблюдать, очень много-много знать
Обо всём, что совершается на свете.
Про глагол и про тире мы узнали в сентябре,
Очень многое мы вместе изучили.
А сегодня я хочу, и я, ребята, не шучу,
Чтоб открытие вы сами совершили.
У.: Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-…
Д.: Открытие или Лингвистический эксперимент.
Лингвистический эксперимент, исследование материала, формулировка темы.
Внимание на доску. Перед вами скрытая загадка.
СЛАЙД
---------Рассыпался горох ---------
Давайте подберём подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать её:
Рассыпался горох На семьдесят дорог. Падает горошком, Скачет по дорожкам.
(Горох.)
Какими членами предложения являются слова «Рассыпался горох »?
Какие члены предложения помогли разгадать загадку?
О каких членах предложения пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
II. Запись даты и темы.
Сформулируйте задачи урока.
Ключевые слова:
- повторить теоретический материал по теме,
- закрепить умение находить и выделять второстепенные члены предложения,
- использовать в письменной речи
III. Работа по теме урока
1. Рассмотрите схему предложения: СЛАЙД
Рассыпался горох , падает, скачет
На семьдесят дорог горошком по дорожкам
Какие второстепенные члены предложения представлены на схеме?
Запишите схему предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.
IV. Работа с теоретическим материалом
Чтобы повторить теоретический материал, я предлагаю вам поработать в парах и выполнить задание «Цепочка теории» СЛАЙД
Условие: Делимся на три варианта по рядам. Первый ряд заполняет таблицу «определение», второй «дополнение», третий «обстоятельство». Каждой парте, то есть каждой паре достается по одному вопросу. Заполнив соответствующий столбик, передаете второй парте, третьей и т.д. Как только все заполнено, один представитель выходит защищать коллективную работу.
Второстепенные члены предложения
Таблица № 1
Виды второстепенных членов предложения и их признаки
Определение
Дополнение
Обстоятельство
Что обозначает?
Признак предмета
Предмет
Место, время, причину, образ действия
На какие вопросы отвечает?
Какой? Чей?
Вопросы косвенных падежей
Где? Когда? Почему? Как?
Чем выражено?
Прилагательное, местоимение
Существительное, местоимение
Наречие, существительное с предлогом
От каких частей речи зависит?
От существительных
От глагола
От глагола
Как подчёркивается?
Для защиты работы предоставляется слово ученику……. СЛАЙД для самопроверки
С какой целью мы выполняли это задание?
V. Закрепление
А сейчас мы обратимся к учебнику, стр 161
Цель: закрепить полученные сведения о второстепенных членах предложения.
1. Упр. 445
У доски 3 ученика.
Представьте, что вы авторы учебника. Какие еще задания можно предложить для этого упражнения?
Подчеркиваем второстепенные члены предложения.
VI. Творческая работа. (Выполняется в группах).
Мне бы очень хотелось увидеть вас в роли редакторов.
Замените прилагательные в словосочетаниях образными прилагательными, например, красный лист – багряный, багровый лист.
Больной человек – немощный, болезненный, хворый
Большая статуя – исполинская, гигантская, громадная
Какое изобразительно-выразительное средство вы использовали? Что такое эпитет? Где вам поможет такое задание? (При написании сочинения).
VII. Физкультминутка – эстафета.
Сейчас мне бы хотелось посмотреть на то, как вы умеете быстро работать у доски.
Каждому ряду предлагается по 2 предложения (записаны на доске) для разбора по членам. Победит тот ряд, который быстро и правильно произведёт разбор.
1 группа: На улице моросил нудный дождь. Кудри берез расчесывал ветер.
2 группа: Сегодня Петя уроки приготовил. Ему вчера поручили доклад.
3 группа: Завтра будет отличная погода. Звезды усеяли все небо.
самопроверка
VIII. Коллективное задание.
В каком варианте ответа выделенные слова употреблены неверно.
(готовимся к ОГЭ )
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.
Учительница раздала ребятам АБОНЕНТЫ в лекторий музея.
В кассе Московской консерватории продаются АБОНЕМЕНТЫ на концерты на целый год.
Книги для подготовки к олимпиаде можно заказать по межбиблиотеченому АБОНЕМЕНТУ.
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
ВЕКОВЫЕ дубы были украшением парка.
Мы уважаем ВЕКОВЫЕ народные традиции.
Твои ВЕКОВЫЕ жалобы всем надоели.
На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ бор.
IX. Итог. Тест.
Цель: выяснить степень усвоения учащимися темы урока.
1. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
2. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:
а) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
б) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
в) СЫТЫЙ и довольный кот дремал.
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это …
а) определение;
б) обстоятельство;
в) дополнение;
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно:
а) удачливый день
б) удачливый человек
в) удачливое путешествие
Ответы
1 а
2 в
3 а
4 в
5 б
СЛАЙД
Взаимопроверка и самооценивание
СЛАЙД
- 0 ошибок - «5»
- 1 ошибка - «4»
- 2 ошибки - «3»
- 3 и более - «2»
X. Итоги урока.
Какие цели ставили, чего добились, все ли успели? Оцените себя на уроке с помощью прилагательных. Какие? (активные. Сосредоточенные. Умные. Спокойные. Ответственные)
XI. Домашнее задание: СЛАЙД
1)параграфы 56-59
2)упражнение 466 + разбор предложений по членам (на «4»), или из словаря паронимов взять 4 пары слов и составить с ними предложения. На «5»
XII. Рефлексия СЛАЙД
У вас на листах есть цветные квадратики, если вам урок понравился, приклейте свои листочки в центре мишени, если вам что-то осталось непонятным, то на зеленом круге, если вы недовольны собой и вам не понятна тема – на фиолетовом круге.