ТЕМА УРОКА. Состав слова (творческая игра, закрепление).
Цели урока: посмотреть, что плохо усвоено, над чем нужно поработать, выявить знатоков этой темы, показать роль знаний в жизни человека.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Чистописание.
Запишите: Ник ум и
Вопрос: Что можете сказать об этих сочетаниях? (Можно составить слово умники).
Учитель: Верно. Как вы думаете о чём же сегодня пойдёт речь на уроке? (О составе слова).
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы пригласили своих мам, чтобы этот урок подарил им радость, гордость за вас. Мы проведём творческую игру. Цель этой игры - насколько хорошо мы изучили тему «Состав слова». Учёные назвали этот раздел русского языка словообразование.
Вопрос: Как вы думаете, что изучает этот раздел?
Учитель: Пусть напутствием для вас станет замечательное стихотворение Острового «Первородство»:
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу:
- Извини меня!
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу:
- Обереги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи.
У слова есть корни. И есть родня.
Они не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
- Защити меня!
Это значит:
- Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.
Учитель: (Последнюю строчку прочитать ещё раз). Это будет девизом нашей игры.
Вопрос: От какого слова произошло слово извини! Какой корень в этом слове? (вин.-, вина)
Вопрос: От какого слова произошло слово обереги! Какой корень в этом слове? Назовите приставку, (берег -)
Вопрос: Какой корень в слове защити! Назовите приставку (щит, за).
Что одинаково в словах извини, обереги, защити! (и).
- Проверка домашнего задания.
- работа над корнем слова.
Вопрос: Какое задание было задано на дом? (выяснить, являются ли однокоренными слова ведьма и медведь!')
Ответ: слова ведьма и медведь - родственники. Они произошли от одного и того же слова ведать, знать. Ведьма - знающая знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведь ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах и слово стало плохим. Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мёд.
- Назовите корни в этих словах.
Вопрос: А какое основное значение слова корень! (Корень - это то, без чего растение не может жить. Корень - подземная часть растения, она очень нужна ему, без неё оно погибнет, даёт жизнь растению).
Можно ли корень растения сравнить по значению с корнем слова?
Значит ли это, что корень главная часть слова? (Да, корень в слове даёт жизнь слову).
- упражнение в нахождении родственных слов, корня в родственных словах.
На доске текст.
Не затем руки, чтобы зря болтались. Человек рождён для того, чтобы трудиться. Труженику всё нипочём. В труде рождаются герои.
Задание. Выписать однокоренные слова, выделить корень, (самостоятельная работа).
Проверка, (ученик читает).
трудиться, труженику, в труде Вопрос: А что называется корнем слова?
- Работа со словарём.
Учитель: Дети, не всегда происхождение слова так ясно и понятно, иногда трудно бывает найти корень. Ведь одни слова имеют старинное происхождение, другие пришли к нам из иностранных языков. В этом случае на помощь приходят словари. Из них вы можете узнать о происхождении слов. (Словари выставлены на доске. Найти значение 2-х, 3-х слов).
- Составление семейки слова Русь.
Вопрос: Дети, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). А как она называлась в стародавние времена? (Русь). А почему так назвали нашу
страну? Не знаете? Послушайте и запомните. Короткое слово, всего один слог! А какое просторное и загадочное слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает, и кто из учёных прав, а кто - нет, я не знаю. Да и никто точно, наверное, не знает. Я считаю у слова Русь много значений, как притоков у великой реки.
Подберите родственников к этому слову. ( Русь. Русские. Россия. Россияне). Не мне одной представляется, что эти слова родственны словам: русло, т.е. ложе реки, по которому она течёт; русалка - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом, роса и производное от неё слово росяница - обильная, толстая роса, лежащая поутру на травах или деревьях.
Иными словами, Русь - это сторона, где много рек и озёр, а русский, человек, живущий у воды.
А теперь запишем семейку слов, родственных слову Русь?
( Русь. Русские. Россия. Россияне. Русло. Русалка. Роса. Росяница.)
Учитель: Разберём слово русские по составу (перфокарты).
рус ск ие
Игра «Чёрный ящик»
Учитель: Здесь находится то, в чём на стол подают масло. Что это за слово? (маслёнка).
Задание. Разобрать по составу на карточках, масл ёнк а Игра с приставками.
Учитель: Вспомним начало урока. В каких словах были приставки? Назовите их.
извини, обереги, защити
Вопрое: Какие знаете приставки? Какие правила написания приставок помните?
В русском языке более 40 приставок.
Игра: как можно больше составить и записать слов с приставками к слову бежать (1 минута).
(выбежать, побежать, добежать, отбежать, перебежать, забежать, убежать, набежать, вбежать, прибежать, сбежать).
Игра с суффиксами.
Учитель: Дети, я надела очки и вижу не кота, а. (котище)
- не дом, а. (домище)
Вопрос: Почему так произошло? (суффиксы помогли). Какие суффиксы в этих словах? {ищ) На что он указывает? (предмет очень большой)
Учитель: Вы читали книгу Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»? Там встречаются герои с такими фамилиями. Прочитайте. (Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин)
Вопрос: Как вы думаете, это малыши или великаны? Почему так думаете? А если бы они были великанами, какие бы у них были фамилии? (Тараканищин, Штанищин, Сапожищин).
Вопрос: Какое правило надо помнить при написании фамилий? Запишите фамилии, которые больше всего понравились, укажите суффиксы.
Игра «Кто запомнил?»
На доске слова. (Через 10 секунд я закрываю доску) налетели кенгуру
круг карандаш
катер подарок
корабли
Вопрос: Кто успел прочитать все слова? (назови последнее слово {подарок), а первое {налетели)
Разберите слово подарок (на карточках).
Составьте из последних букв слово {игрушки) разберите.
Подводя итоги урока, послушаем сказку «Кто главнее и важнее?»
(инсценировка):
Учитель: Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное - суффиксы. Иногда они звенят как колокольчики: оньк, еньк, знь. Иногда слово стучит каблучками: ек, ик, чик, ник. Иногда поют, как птички: чив, лив, чив, лив! А бывает, будто просят о чём-то: н., льн. Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.
Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой - это вам не списать у кого-нибудь. И все это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие- нибудь слова?
Суффиксы. Конечно, нужны, и очень много! (Суффиксы выступают вперед.) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.
Смотрите как могущественны в этих словах мы, суффиксы! Захотим - и деревьев станет меньше. А вот уже и нет никаких деревьев, зато вот оно - сказочное существо, доброе, волшебное! А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы, суффиксы.
Приставки. Зато если хотят сказать про что-нибудь, что оно очень-очень, ну просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а
прехорошенький, так что да здравствуем мы, приставки!
Суффиксы. А зато суффиксами можно приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!
Учитель: Спорили приставки и суффиксы, спорили - чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался - встал между ними.
Корень. Что вы тут расшумелись?
Учитель: Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, и так и эдак - ничего у них не вышло.
С тех пор корень как главный в слове решил так.
r-^‘
Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, - слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок - вот такие: , а у суффиксов - совсем другие:
А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую:
Учитель: Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.
В корне — смысл, но не весь.
Корень. Главный, но не полный.
Потому приставка есть - Приставка. Смысл она дополнит.
Суффикс. - Рад я в этом ей помочь.
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, -
Все равно я всех проворней!
Учитель: А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?
Дети. Об окончании.
Учитель: А вот спешит к нам уже и окончание.
Окончание. И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
Вот и сказке конец, а кто слушал.
Дети. Молодец.
Итоги (оценки).
Прощальный конкурс «Ещё одно эхо».
Скажу я слово: «Высоко!»
А ты ответишь:.
Скажу я слово: «Дачеко!»
А ты ответишь:.
Скажу я слово: «Трус!»
Ответишь ты:.
Теперь «Начало» я скажу,
Ну, отвечай:.
Для нашего урока это конец. Вам понравился урок русского языка? Напутствие.
Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете - и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым. Всего вам доброго!
Обращение к мамам.