Класс 6 А
Тема урока: Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование»
Цели урока:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме
«Словообразование».
Раскрыть понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности
Развивающие: определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
Продолжить формирование умения извлекать информацию из текста учебника, из ответа одноклассника.
Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)
Воспитательные:
Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку.
Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Использование образовательных технологий и методов: КСО, ИКТ, метод проектов(презентация).
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье,
Может каждый грамотей
Делать слово из частей
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения и отличных знаний.
Чтение эпиграфа.
Итак, Сегодня у нас повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование».
Ребята, определите, пожалуйста, лексическое значение слова «словообразование»
образование слова.
Давайте выделим корень (корни) словообразование = слов + образ. Это сложное слово, с соединительной гласной О.
Проговорим цель вместе:
Знать: морфемы, однокоренные слова, формы одного и того же слова
Уметь: выделять морфемы, производить морфемный разбор
Сделать: выполнить тренировочные упражнения
На партах у вас лежат рабочие листы, давайте их подпишем.
I. Актуализация знаний. Выполните задания .
1.Выделите корень в словах. Найдите и выпишите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее
На вершине, верхний, сверху, вершинами
( корень верх//верш, лишнее слово вершинами – форма одного и того же слова)
2. Выделите суффиксы в словах. Найдите и выпишите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
Красноватый, принесли, грибок, учитель
( -оват-, -л-,-ок-, -тель-. Лишнее слово принесли – Л – формообраз. суффикс прош. время глагола)
3.Выделите приставки в словах, найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
Подберезовик, подсвечник, подушка, подъезд
(Приставка ПОД-. Лишнее слово подъезд, ПОД- приближение. ПОД- синонимична предлогу ПОД)
Взаимопроверка, обменяйтесь рабочими листами.
Сначала устное комментирование, потом выставление баллов.
По ключу проверьте работу.
2 балла – задание выполнено правильно,
1 балл – частично,
0 баллов – задание не выполнено.
Какое слово в задании 1 не имеет окончания? (сверху- наречие)
Что обозначают выделенные суффиксы в задании 2?
Каково лексическое значение приставок в задании 3?
Микроитог. Какие морфемы формообразующие, а какие словообразующие? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов.? (в корне)
II. Защита мини-проекта. Петакова Диана и Осокина Софья. Ребята слушают, оценивают по схеме « Используй 5 П» на доске.
Слово учителя. Словообразование в русском языке отличается большим богатством и разнообразием. Казалось бы, корень и две словообразующие морфемы. Но эти морфемы работают и работают! Ученые – лингвисты подсчитали, 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 из 10 слов.
III. Индивидуальная работа
4. Сейчас поработаем с текстом. Из текста выпишите слова, состав которого соответствует схемам:
Над прудом ветер вьется,
Тени длинные легли. Количество баллов
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали
Назовите выразительные средства языка. Прочитайте выразительно четверостишие.
1 Прудом, тени, солнца, шар, висит, ветер, красный
2. Длинные, легли,
3. Негреющего
К какой схеме вы не подобрали слова? №3
(Олицетворения: легли тени, вьется поземка, эпитет длинные тени). Для создания образности и выразительности автор использует выразительные средства.
При помощи каких морфем образованы слова с этом четверостишии?
Самопроверка. Назовите морфемы в слове.
Сначала устное комментирование, потом выставление баллов.
По ключу проверьте работу.
5. Выполните письменно упражнение 117 (в парах)
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
Самопроверка.
По ключу проверьте работу. Количество баллов
Как называются слова, которые записаны в первом столбике? Паронимы (см. слайд)
6.Самостоятельно выполните задание на выбор.
А) Вы редакторы.
«Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение…» - пишет чеховский герой «ученому соседу».
В приведенных ниже примерах устраните ошибки, зачеркните слово или выражение, напишите сверху правильный ответ.
1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.
2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагона.
3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег.
4.В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны.
Б) Вы лингвисты.
Определите, какому древнему слову соответствует каждое русское слово.
Nava, navusi, navti, seta, setusi,,makinusi
Горный, звездочка, горочка, река, гора, реченька
6. Итог урок
Что знаем?
Что умеем?
Что сделали?
В русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов?
Поставьте отметку за выполненные задания, кроме 5.
Это задание проверит учитель.
ОТМЕТКА
8 баллов – 5
6-7 баллов – 4
5 баллов – 3
0-4 балла - 2
Сдайте рабочие листы. Спасибо за урок.
Домашнее задание(на выбор)
- Упраж.114
- Написать сочинение-миниатюру « Как я раскрыл «загадку» слова».