В 5 классе обучающемуся нужно разобраться в очень сложных вопросах русской лингвистики. Главное на этом этапе в практических упражнениях показать разницу в словообразовательных и формообразовательных морфемах. Следовательно, учителю важно показать модели словообразования и формообразования. Для этого необходимым является актуализировать знания ребёнка, полученные в начальной школе о элементарном строении слова. Так же важными являются упражнения на формирование знаний о значениях самого продуктивного способа деривации – суффикса.
Из всего вышеизложенного вытекает цель первого блока 5 класса: повторить изученное по теме «Морфемика». Потому что без понимания о морфемном составе слова мы не добьёмся от ребёнка полного понимания того как образуются существительные.
I блок заданий: Упражнения для повторения основных частей слов.
В первом задании дети повторяют элементарные приставки имени существительного.
Задание 1: Игра «Кто больше?». Посоревнуйтесь в классе в составлении имён существительных с помощью приставок и корней. Что менялось в слове после добавления каждой приставки? Сохранялся ли смысл слова?
Приставки: при-, за-, по-, от-, вы-, под-.
Корни: -лёт-, -ход-, -езд-, -пис-.
В данном задании школьников нужно подвести к выводу о том, что после таких простых манипуляций как добавление приставки, может измениться лексическое значение слова.
При выполнении следующего задания учитель может отработать морфологические способы словообразования с детьми, не вводя сам термин, а лишь в формате игры обозначить широкие словообразовательные возможности существительного, говоря о суффиксации как о наиболее продуктивном способе деривации имени существительного. В три дома-слова приглашаются приходить ‟гостиˮ: префиксы и суффиксы.
Задание 2: Игра «В гостях». Какие слова придут в гости в каждый домик? Запишите их, используя различные приставки и суффиксы.
Так же в повторении материала помогут упражнения, иллюстрирующие строение слова, в котором обучающимся необходимо найти нужную схему построения.
Упражнение 3: Найдите существительное, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + нулевое окончание.
А) подснежник;
Б) ёж;
В) метелица;
Г) переносица;
Д) ландыши.
II блок заданий: Формообразовательные и словообразовательные морфемы.
Цель данного блока заданий определила мысль, что на наш взгляд, на начальном этапе изучения темы «Словообразование» очень важно показать отличие формо- и словообразовательных морфем. Подобная проблема затрагивается в учебниках, но, не с сильной долей внимания, и данного количества упражнении для выработки обозначенного навыка недостаточно. Поскольку данная проблема вызывает затруднение, учителю следует на наглядных примерах продемонстрировать разницу между одним и другим. Мы предлагаем три упражнения на отработку знания разграничения формы слова и словообразования, расположенных по принципу: от простого к сложному.
В задании 1 нужно, во-первых, изменить слово, таким образом показав словоформы; во-вторых, образовать родственные слова. При выполнении этого задания нужно обязательно выделять морфему, которая образует форму слова, и характеризовать эту форму, а также морфему, которая выполняет словообразовательную функцию. Перед тем как предложить обучающемуся задание, необходимо учителю показать образец рассуждения.
Задание 1: Подберите к предложенным существительным по три формы и три однокоренных слова.
Образец. Казак: казака – форма род.п., ед.ч. Эту форму образует окончание –А, следовательно, окончание играет роль формообразования, казаки – это форма мн.ч. им.п. Эту форму образует окончание –И, следовательно, окончание играет роль формообразования, с казаками – эта форма мн.ч. тв.п. Эту форму образует окончание –АМИ, следовательно, окончание играет роль формообразования. Казачий – суффикс –ИЙ- образует новое слово, следовательно, казачок, по-казачьи.
Зима, цветок, лес, берёза, дождь, вода.
После того как разобрали материал предшествующего задания, усложняем требования к заданию 2.
Задание 2. Найдите в текстах рассказов В. Драгунского:
а) формы слова, выделить морфему, которая помогает образовать эту форму, назвать форму слова;
б) однокоренные слова, показать, какие морфемы участвуют в словообразовании.
С помощью учителя определяется разница в значениях однокоренных слов;
в) и формы слова, и однокоренные слова. Процедуру анализа формо- и словообразовательных морфем повторить.
1. Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было… (В. Драгунский «Он живой и светится»)
2. И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать. (В. Драгунский «Он живой и светится»)
3. Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
Самым сложным в данном блоке заданий будет задание 3, в котором мы задействуем творческий потенциал детей, при этом интегрируем в упражнение задание на проверку усвоенных знаний по слово- и формообразованию.
Задание 3: Напишите сочинение, представляя, что вы работаете воспитателем в детском саду. Вам нужно научить малышей правилам дорожного движения.
Начать вы можете с самого простого, например, рассказать зачем нужны зебры на дорогах, что такое светофор, какого значение его цветов. Расскажите о том, чего нельзя делать вблизи проезжей части и почему. В конце можете написать причины важности соблюдения правил дорожного движения.
В тексте жёлтым фломастером выделите однокоренные существительные, а зелёным формы слов.
III блок заданий: Словообразовательные значения морфем
Целью этого блока стало изучение основных значений суффикса имени существительного, т.к. не все авторы в своих учебно-методических комплексах выделяют значимость этого способа деривации, в связи с чем недостаточно полно раскрывают данную проблему, активно выделяя только небольшую группу суффиксов со значением названий лиц.
Задание 1: Представьте, что вы бригадир на стройке и у вас есть четыре здания разных размеров: дом, домишко, домик и домище. Что вы построите вокруг них? (Забор, …, …). Объясните графически свой выбор.
В данном упражнении применяется приём «ролевая игра», где обучающемуся предлагается примерить на себя роль «бригадира», этот приём призван помочь разнообразить подачу материала (суффиксы субъективной оценки: -ишк-, -ик-, -ищ-) и, как следствие, более лёгкому его усвоению за счёт игрового формата.
Следующие четыре упражнения также необходимы для более точной отработки знаний суффиксов имени существительного, в задание включаем теоретические вопросы, направленные на усвоение семантики данной морфологической единицы, акцентируя внимание на связи словообразования и лексики.
Задание 2: Запишите слова в два столбика, опираясь на значение суффикса: 1) С уменьшительно-ласкательным значением; 2) С увеличительным значением. Суффиксы выделите. Составьте два предложения со словами из каждого столбика. В каких случаях следует использовать данные слова?
Гусеныш, уголок, дымок, лесище, тележечка, стульчик, мужичище, суденышко, горбинка, старичок, глазки, морозище, ключик, боровичок, цыпленок, котище, самолетик, бородище, носище.
Задание 3: Образуйте новые слова с помощью суффикса -ник. Запишите их в два столбика: в первый – с «предметным» значением, во второй – наименование лица. Сопоставьте по значению слова первого столбика. Какие группы можно выделить?
Муравей, лед, руда, чай, ель, фокус, вата, школа, задача, градус, кофе, курица, виноград, стража, ночь, колхоз, мясо, весть.
Следующее задание направлено на поиск уже знакомого материала: необходимо выписать из текста имена существительные, которые включают в свой состав уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Задание 4: Прочитайте отрывки текстов. Выпишите имена существительные, в основе которых есть суффиксы. Какое значение приобретают слова благодаря этим суффиксам? Выделите суффиксы графически.
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!» (И. Крылов «Ворона и лисица»)
Ах ты, моя душечка,
Белая подушечка!
На тебя щекой ложусь,
За тебя рукой держусь…» (С. Михалков «Подушечка»)
Таким образом, по завершению 5 класса, ребёнок должен видеть разницу между однокоренными словами и формами слов, уметь самостоятельно выделять словообразовательные аффиксы и определять значения основных суффиксов имени существительного: уменьшительно-ласкательные: оньк-, -еньк, -иньк-, -инк-, -енк-, -онк- (-ёнк-), -онок-, -ик-, -ек-, -ок-, -ец-, -иц-; со значением лица: -чик-, -щик-, -ищ-, -к-, -ишк-, -ик-, -ищ.